Нужна ли реформа церковнославянского языка 2
На самом деле, проблема в другом. С одной стороны, - в нашей богослужебной неграмотности, с другой, - в речевой неграмотности клира. Если мы знаем, что и в какой последовательности читают и поют на службе в храме, то содержание той или иной службы становится значительно для нас понятнее. Но, увы, это происходит далеко не всегда. К примеру, дьякон читает на Божественной Литургии Евангелие, текст которого (мне, во всяком случае) достаточно хорошо знаком и легко узнаваем. Достаточно при этом расслышать три-четыре слова, чтобы понять, какой именно евангельский отрывок читается. Однако, чаще всего невозможно расслышать ни единого слова из того, что читает дьякон. Конечно, есть и такие дьяконы, у которых слышно каждое слово (например Николай Пянзин в храме Воскресения Словущего, в Брисовом переулке), и тогда вы понимаете, что между русским и церковнославянским языком, практически, нет никакой разницы (в смысле трудности понимания). Но такие клирики встречаются редко. Среди пономарей и алтарников, которые читают Апостол, таких мастеров слова, как Николай Пянзин, мне слышать, к сожалению, не приходилось. Так вот, смею вас заверить, что у того клирика, у которого ни слова не разберешь на церковнославянском, ничего невозможно будет и на русском расслышать.
Итак, проблема церковнославянского языка скорее и в большей степени заключается в отсутствии определенной культуры речи у клириков и в нашем невежестве относительно богослужебных и языковых особенностей церковного обихода. Если вы регулярно посещаете богослужения в храме, то легко и быстро привыкаете к тому, что там происходит, в том числе и к языку, если же нет, - то всё вам непонятно и всё раздражает в храме. Последняя категория прихожан, собственно говоря, прихожанами так и не становится и не задерживается в храме надолго.
Однако, как это не печально, апостасийные тенденции продолжаются, как в обществе в целом, так и в Церкви, что выливается во все более настойчивые требования перейти от церковнославянского богослужебного языка к русскому. Противостоять отступническим тенденциям нелегко, учитывая в особенности то, что мы все больше и больше живем по законам материи и всё дальше отходим от духовного Христова мира.
И, как говорил св. Игнатий Брянчанинов, отступление от Бога попущено Господом, и не покушайтесь остановить его.
Свидетельство о публикации №116030712250