История Кадма 15. Белобог и Чернобог

    Не случайно в предыдущей части я использовала в качестве иллюстрации снимок вишапа. Вишапы были распространены в культурах Армянского нагорья и Передней Азии (найдены в Армении, южной Грузии и в восточной Турции). Первоначально, это божества воды. Народы, населяющие Армянское нагорье во II тысячелетии до н. э., вытёсывали изображения вишапов из камня и устанавливали их у подземных источников воды. С течением времени образ вишапов претерпел изменения и в мифологиях разных народов стал ассоциироваться со злыми духами, драконами и т.п. Статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и, как правило, имели форму рыб, реже — форму растянутой на кольях шкуры быка.

    В подтверждение к словам о демонизации:

    «Вешапи - в грузинской мифологии драконы, требующие за пользование водой с колодцев, озер, рек жертву в виде прекрасных девушек. В армянских мифах они поглощают солнце, отчего происходит затмение…»

   Разве это не перекликается с Египтом?

   Апоп (Апеп, Апофис) — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, изначальная сила, олицетворяющая Хаос, извечный враг бога солнца Ра. Миссией Апопа являлось поглощение солнца и ввержение Земли в вечную тьму. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно.

    Апоп считался творением Нейт, явившимся из первозданных вод ещё задолго до Великой Эннеады. Существует также версия мифа, где Апоп выступает в качестве демиурга — создателя Вселенной. Первоначально защитником Ра был Сет, каждую ночь побеждающий Апопа. Позже Апопа сближали с Сетом.

    Или вот ещё:

    Вритра — в индуизме змееморфный демон хаоса. В его распоряжении гром, молния, град, туман. Вритра скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. Его мать — Дану. Убит Индрой.  Из черепа Вритры Индра сделал себе чашу.

    Как видим, анатолийские вишапы не являются чем-то особенным. А бычьи шкуры при чём? Могу только отметить, что и для Индии, и для Египта бык - священное животное. О золотом тельце междуречья, надеюсь, тоже помните? Но ведь речь о шкуре... И тут вспоминается древний Крит со знаменитыми фресками атлетов, играющих с быками. Коррида наверняка ведёт своё начало оттуда. Кстати, у Гелиоса было семь стад быков по пятьдесят голов. Они символизировали триста пятьдесят дней в году по летоисчислению греков. Бык - символ раздробленного времени? В то время как у славян змея, кусающая свой хвост - символ цикличности, целого года?

    Кстати, к разговору о солнце… Я уже рассказывала, что в Египте цапля (прототип греческого Феникса) олицетворяла собой солнце. В армянской мифологии - два аиста олицетворяют солнце (только в Армении аист - это птица Арагил). Учитывая сходство турецкого «лейлек» (аист) с украинским аистом-«лелека», логичен вывод о том, что все эти длинноногие птицы связаны с культом солнца. Так что я думаю, лелеги почитали солнце. Если вспомнить о Финисте-Ясном Соколе, то и славяне – тоже солнцепоклонники. Также сокол – птица египетских Горов (поскольку их, оказывается, несколько). Кстати, у лезгин (Кавказ) божество солнца – это Раг (вспоминается Ра-Рог бодричей?), его заглатывает морское чудовище Куртма. Уже по одному этому можно судить, какое огромное пространство в древности было объединено одной верой. Это и есть те самые арии. Но египетская культура насчитывает тысячелетия, а те арии, что пришли в Индию во втором тысячелетии до н.э. – это уже вторая волна. Вот и среди священных животных Индии, а также вахан богов, ни аистов, ни цапель, ни журавлей, ни соколов я не отыскала. Есть орёл - вахана Кету. Но что такое Кету?

    Когда-то асуры и дэвы вместе пахтали Мировой океан. Так они получили напиток амриту. В завязавшейся битве напитком завладели асуры. Тогда Вишну принял форму Мохини — девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них амриту и раздала её девам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик девы, намереваясь таким образом испить нектара. Однако, Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска сударшана-чакры. В результате, уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в северный лунный узел Раху, который, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая таким образом солнечные и лунные затмения. Тело демона превратилось в Кету (южный лунный узел). Чем-то мне это про Индру напомнило...

    Итак, для индусов Раху - противник Вишну и девов. А для нас?

    "Возможно, образ Рарога генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (Страх-Рах русских заговоров, воплощение огненного ветра — суховея, Стрибога?), а также с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол..." Вики.

    "Образ Веретрагны восходит ко временам индоиранской общности, его имя представляет собой иранский вариант эпитета ведийского Индры — Вритрахан «убийца Вритры»..." Вики. Вот здесь я опять не поняла: ведь это Вишну убил Раху, как Индра убил Вритру (голову отрубил; кстати, "ряха" - что?). И орёл - вахана Кету (туловища Раху). А у Индры  вахана - Гаруда, химера человека с орлом.

    Ещё один повод для путаницы заключается в том, что еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Но ведь и чудо-юдо-рыба-кит - вовсе не рыба!

    Часть вишапов имело форму рыбы, чаще напоминающую сома. Туловище рыбы проработано лишь частично, но обычно изображены глаза, рот, хвост и жабры. Часть вишапов представляют собой изображения копытного животного (быка или барана), вероятно приносимого в жертву. Иногда изображена лишь шкура животного, растянутая на кольях. Кроме этого, многие вишапы содержат другие рельефные изображения, высеченные в центральной части. К таким изображениям относятся шкуры копытных животных (быков, баранов); волнистые линии, изображающие струи воды, иногда изливающиеся изо рта быков; длинноногие птицы (журавли или аисты); реже змеи. По поводу журавлей и аистов свои соображения я уже высказала. Вот только рыба-сом - это не змей или дракон, зато вспоминается шумерский рыба-человек Оанн. Но у него есть и другие имена. Угаритский Дагану. Древнееврейский Дагон.

    Впервые упоминается в аккадских документах (XXIII век до н. э.) как верховное божество у населения правого берега среднего Евфрата. Шумеры-шумеры! Первое упоминание о культе Дагона у семитов Древней Сирии и Ханаана содержится в документах XV—XIV веков до н. э., обнаруженных в Угарите. Храмы Дагона находились в главных городах среднего Евфрата — Мари и Тирка. Важное значение культ Дагона имел в Вавилоне в царствование Хаммурапи.

    Предположительно имя бога связано с др-евр. «даган», зерно. Санхуниатон писал что дагон значит siton (по-греч. зерно), далее пояснял: «Дагона, после изобретения им плуга, назвали Зевс Аротрий». Аротрий означает «пахарь, относящихся к сельскому хозяйству». Ну да, "Аротро" - плуг. А ещё вспоминается Эрот (Эрос)- греческий бог любви. Но ведь есть и Эра - система летоисчисления, мера времени. Но знаете, откуда она произошла?

    Эра. Происходит от лат. аеrа, -um, мн. ч. от аеs - "бронза, деньги". Русск. эра заимств. через нем. Аrа (Шиллер, Гете) из народнолат. аеrа (ж.) — то же, первонач. "данное число, статья расхода". А кто такой Эйя?

    "Эа (аккад. Хайя, или по принятому в науке, но неправильному чтению — Эйа; шум. Энки) — в шумеро-аккадской мифологии, один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод (создатель реки Тигр) и подземного мира, культурных изобретений; благосклонный к людям. Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особенно много рыбьих костей. Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа». Самюэль Крамер, один из ведущих шумерологов мира, отмечает свидетельства жгучей ревности Энки к своему брату Энлилю..." Вики.

    Благосклонный к людям... Как же! Олокун — в мифологии йоруба и бини бог моря, иногда — женское божество. Раз бог моря - считают аналогом Посейдона. Смотрите выше! Сам Санхуниатон сказал, что это аналог Зевса!

    Олокун. Считается порождением Орунгана (интересные корни: Орион и ган, гинна). Жена — богиня Олоса.

    Согласно мифу Олокун устроил потоп, чтобы уничтожить людей, и только вмешательство бога Обатала помогло спасти часть человечества. Олокун был скован цепями и возвращён в свой морской дворец... Основное изображение бога Олокуна — мужская фигура с рыбами вместо ног. У бини почитается не только как бог водной стихии (всей, а не только морской), но и как божество богатства и плодородия, считается покровителем царя.

    Думаю, стоило потратить время, чтобы увидеть связь греческого Зевса с шумерским Эйя. Но чу! О чём ещё толкует Санхуниатон? Дагон значит siton. Только один египетский бог имеет схожее имя. Это бог смерти Сетх (Сет), расчленивший своего старшего брата Осириса на кусочки. Не учёл только, что у того могут быть сыновья, один из которых - Гор...

    Интересно, что в Армении встречается имя и самого Гора. Об этом я узнала, когда случайно наткнулась на древнеармянский календарь. По своей структуре древнеармянский календарь воспроизводил одну из древнейших календарных систем — египетскую. Древнеегипетский год складывался из 12 тридцатидневных месяцев с добавлением по их окончании ещё 5 лишних дней. В обоих календарях отсутствовал високосный год.

    И древнеегипетский, и древнеармянский календари в одинаковой мере убегали вперед по сравнению с юлианским, обгоняя его каждые 4 года на 1 день. За 1460 лет египетский и армянский календари опережали Юлианский на целый год (365 суток).  Через 1460 лет начало египетского или армянского года, обойдя последовательно (в обратном порядке) все числа Юлианского календаря, возвращается, на исходное число. Этот промежуток в 1460 лет древние египтяне называли «Софическим периодом» или «периодом Сотиса».

    Месяцы армянского года: Навасард, Гор (10 сентября – 9 октября), Сам, Тре, Кагоц, Арац, Мехеки, Ареги, Агеки, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц.

    Наверное, следует обратить внимание и на то, что ученые выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась армянским жречеством как сакральная. Первоначальным культом поклонения являлась некая непостижимая Высшая Сила, Разум, называемый Ар. Физически видимым воплощением Ара считалось солнце (Арев). Кстати, Арев и Арей для меня очень созвучно, и не будем забывать, что второй дракон Арея обитал в Колхиде…

    А теперь я предлагаю вернуться в Додонский оракул, где почитали Дьяуса-Зевса и Диону.

    С Дионой, вроде бы, всё понятно. Диона, Дивия, Дева – это всё эпитеты Макоши-земли, у которой был супруг-небо. Вопрос: кто супруг Макоши? Ответ напрашивается сам собой: Дивия и Див. Вот здесь я сделаю небольшое отступление.

    За всё время моих «исканий» я получила два серьёзных предупреждения. Первое было с молнией и громом, и последующим внезапным отключением компьютера при вовсе не дождливом до этого небе. Так закончились мои размышления о Левиафане, и я решила тогда не делать преждевременных выводов.

    Второй раз, размышляя о Диве (Деде Морозе) и решив, что это очень хороший образ, я с размаху запнулась и так ударилась голенью, что даже голова закружилась, ну и хромала потом весь остаток дня… С Дивом нужно подумать.

    Что говорят словари?

    "Дивы, дэвы — сверхъестественные существа, встречающиеся в иранской,славянской, грузинской, армянской, тюркской (башкирской, татарской, азербайджанской и др.) мифологиях, в зороастризме — злые духи.  Большого роста, сильны, глупы, изображаются с небольшими рожками. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с целью сожительства.

    В индийской мифологии дивы, напротив — боги или полубоги.

   Общеарийское слово daiva-, имеющее индоевропейское происхождение, означало род небесных божеств (от корня diu— «светить», «небо»), почитание которых получило особое распространение в индуизме. В ираноязычном мире также прослеживаются рефлексы почитания дэвов/дивов, но уже в древнюю эпоху благодаря влиянию зороастризма, резко осуждавшего почитание дэвов, дэвовские культы вытесняются, а сами дэвы демонизируются. От этого слова происходят современные перс.  div, тадж. дев и другие слова иранских языков, означающие «бес», «злой дух», «чудовище», а также «сумасшедший», «одержимый».

   Славянское слово divъ (deiwos) может быть прямым продолжением общеиндоевропейского слова, однако демонизацию этих индоевропейских божеств на славянской почве иногда рассматривают как отражение иранского влияния на древних славян..."

    Итак, с одной стороны, славяне поклонялись Диву как небу, отцу богов и людей. С другой – «диво» является синонимом «чуда», которое часто встречается в старинных рукописях в значении исполина, гиганта: Морское чудо (Морской царь), Лесное чудо (леший). А чудо-юдо и вовсе, что-то не очень хорошее!

    "У восточных славян Див (Дый) — это демон-прорицатель, показывающийся людям в виде птицы или человека-вихря. Пророчества Дива, несмотря на их правдивость, обычно рассматривались людьми с недоверием. Во время войны дивы сопровождают войска, идущие на битву, а во время сражения кружат над войском, которое это сражение проиграет. Див дважды упоминается в «Слове о полку Игореве». Сходный демон и женский мифический персонаж существовал и у западных славян — чехов, поляков и лужичан. Славянское понятие «Див» связано со словами «диво» и «дивий» (то есть дикий)..."

    Возможно, ответ кроется в Диде. В Википедии приводится только значение слова: отец. В спецвыпуске Оракула (№ 33, Славянская магия: договор с тотемом) нахожу описание славянского святилища. Приведу коротко.

    В центре культового сооружения стоял требник (не жертвенник), т.к. жертв и крови не предполагалось, а клалось подношение. Перед требником ставились столбы, но не идолы (т.к. идол – это «из дола», а такие святилища устраивались на возвышенности). Столбы изображали богов-родоначальников, демиургов. Их могло быть от одного до трёх. Перед этими столбами, изображавшими Рода, Сварога или Перуна, или же Рожаницу вместо одного из них, под углом в 45 градусов вкапывался столб, изображавший Семаргла – небесную собаку. Позади требника, на другой стороне святилища ставился основательный пень, который символизировал собой Дида. Он же Дид Предвечный, Дид-Дуб (в белорусской традиции Белун). В священной роще Дид воплощался в могучий дуб и был символом космической мощи. Предполагалось, что во время обрядов Дид восседает на пне и наблюдает за ритуалами, когда с помощью ритуального огня треба отправляется на небо. Иногда в святилище сооружался особый колодец из брёвен – Световид. На разных углах или точках святилища устанавливались камни для обрядовых действий. Мог быть представлен столб, означавший Белобога (закон) или коряга Чернобога (беззакония). Святилище, как правило, было очерчено кругом, означавшим сакральное пространство.За пределами круга устанавливались столбы с Чуром-охранником и ключные ворота или ключный столб с рунами, означавшими закрытие, обережение. Была в святилище и фигурка Дида в образе Чура. Располагался Дид-Чур не там, где Дид Предвечный, а чуть поодаль. Его небесная проекция в знаке Рыб.

    Дид Предвечный. Дид-Чур и Чур-охранник... Как-то я об этом раньше не задумывалась.

    Дид Предвечный, Белобог, Белун. По смыслу - это должен быть Род. Для шумеров - это верховный бог Ану, старший сын которого - Энлиль. Кроме того, имя Сварог – созвучно с санскритским «свагра», означающим «небо», «небесный»; отсюда некоторыми исследователями выводится тождество Сварога и Дива. Получается, что Сварог-небо – муж Макоши-земли? (В «Слове об идолах» богиня Дива упомянута после Мокоши. Не исключено, что Дива в данном случае — не имя богини, а эпитет Мокоши. Википедия.) И у них есть сын Дажьбог, бог плодородия и солнечного света, предок князей и русских людей вообще. (Сварог — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Дажьбога. Вики.) Но бог солнца – это и Хорс. А есть ещё и Ярило-солнце. Но Ярила (Яровит, отождествляемый с Марсом) – разве это не эпитет Перуна, который считался покровителем княжеских дружин? А муж Макоши —  это Велес! А ведь со Сварогом нужно бы вспомнить и Стрибога... Погодите! А кого Род дал в поддержку Матушке-Сырой-Земле? Змея Юшу... Кто есть кто? Ох, уж эти славяне! Южные, западные, восточные... Своди теперь всё воедино!

    Было у балтийских славян злое божество - Чернобог. В образе чёрного и белого лебедей бьются между собой Чернобог и Белобог!   


    А вот у восточных славян есть Чур. Низшее божество в восточнославянской мифологии. В его обязанности входит охрана межей, границ земельных, да и вообще границ. Чур охраняет родовые и племенные владения, и нечистые силы не могут переступить их границы. Помните? Рядом с Чуром ставились ключные ворота.

    Хеттский бог ворот Апулюн вам никого не напоминает? А ведь это анатолийско-греческий Аполлон и славянский Велес… Интересно, как с ними соотносится солнце-Гелиос, также обладавший стадами быков? Это и есть Чур-пращур? А Дид-Чур? Тот самый Мороз?


    Интересно, кто же тогда Дьяус-Зевс, присвоивший себе святилище Дионы и сменивший её затем на другую жену – Геру?

    В завершение сегодняшнего повествования: у русских есть такие слова как отец, па-па, ба-тя, тя-тя. А вот в армянском (ох, не зря я к армянам прицепилась!) "отец" - это hayr (Хайр). Это кто? Хайя?!

    Хека — в древнеегипетской мифологии считался богом магии. Слово «Хека» в дословном переводе означает «усиление деятельности Ка». Хайя... Усиление... Что-то мне это напоминает! Да вот же:

    Англ. яз. - high, идиш - hoykh, исландский - хайз, нем. - hoch, нидерл. - hoog (хаох), норвеж. - hоy (что-то типа "гей" или "эй"), фр. - haut (оу), шотландский кельтский - a dh'аirde. Всё это значит - высокий!

   Удивительно, но для армян "высокий" - это bardzrahasak (bardz-raha-sak). Учёные отметили, что в баскском и армянском языках достаточно много соответствий. Баски - высокий - altuerako (altue-rako; alto - итальянский "высокий").

   А теперь совершенно ненаучный подход: bardz-raha-sak (Птица Раху Священная). Раху - понятно. Англ. bird - птица.  Лат. sacralis «священный», из sacer «священный, святой; проклятый», из старого saceres; предположительно восходит к праиндоевр. *saq- «ограждать; защищать»...

   Опять противостояние девов с асурами?
   


Рецензии