Критический разбор работы Л. Тухватуллиной
Не перебродившее вино
Критика на стих Лилии Тухватуллиной Весной возвращаются.
Честно говоря, мне надоело писать пародии на стихи этой поэтессы. Я уже писал критику по её творчеству: http://samlib.ru/b/bychkow_s_w/tuhwatullina7.shtml,
но Лилия продолжает и продолжает писать стихи низкого качества. Образно говоря, её стихи похожи на не перебровшие вино – в нём угадывается аромат, но оно ещё кислое. То ли время Лилии вышло, то ли ещё что-то, но её хорошие задумки превращаются в клубок банальщины и ляпов. Давайте разберём её стих Весной возвращаются. Я бы мог и пародию написать на это произведение, но опять друзья Лилии скажут, что я издеваюсь над нашей поэтессой. Да, не издеваюсь я, мне просто досадно, что Лилия, с её литературным опытом, никак не может понять, что в отличие от прозы, где каждое отдельное слово незначительно влияет на качество произведения, в поэзии даже предлог может нанести непоправимый ущерб восприятию стихотворения, не говоря уже о словах и фразах. Итак, поехали:
Весной возвращаются птицы и люди,
искавшие доли иной.
Встречают их дома не залпом орудий,
а старой, как мир, тишиной.
Поверить глазам добрый путник не может,
все в душу впускает с трудом:
двор съежился темной шагреневой кожей,
стал ниже родительский дом.
Обнимет он маму. Цветы на могилу
возложит - помянет отца.
Вернувшись, увидит: дружок его милый
сидит на ступеньке крыльца.
Живые - к живым. Погуляют на славу,
собравшись за шумным столом.
Река будет плыть величаво и плавно
вдали за соседним селом.
Вскопает он грядки, повесит скворечник,
поправит забор и сарай.
А мама заплачет. За хрупкие плечи
обнимет ее: мне пора.
И будут весенние птицы носиться,
над кладбищем вспыхнет сирень.
Что люди? Они улетают, как птицы.
А время сжимает шагрень.
Задумка классная! Всё мы когда-нибудь возвращались в родительский дом, и все помним вихрь чувств разрывающий нашу душу. И от того, что эти чувства нам так знакомы, мы ясно видим все неточности и огрехи Лилии, которые губят этот *рассказ в столбик *. Возьмём первый катрен:
Весной возвращаются птицы и люди,
искавшие доли иной.
Встречают их дома не залпом орудий,
а старой, как мир, тишиной.
То, что люди возвращаются к родительскому очагу, это не секрет, но вот про весну, Лилия зря упомянула. Разве люди возвращаются только весной? А зимой нет? Осенью? Летом? Понятно и то, что люди ищут иную долю уезжая из дома. Но, это люди, а птицы? Разве птицы улетают в южные страны за иной долей? Вот решили они попытать счастья в Африке и рванули туда?
Я уже как-то писал про прилагательные к слову тишина: http://www.stihi.ru/2016/01/03/11279
Вот и Лиля тоже использовала прилагательное *старая*. Конечно, по сравнению с Ахматовской *виноградной* тишиной, старая тишина не так абсурдно смотрится, но почему тогда не использовать выражение новая тишина? Или старая тишина с новыми дырками?
Следующий катрен:
Поверить глазам добрый путник не может,
все в душу впускает с трудом:
двор съежился темной шагреневой кожей,
стал ниже родительский дом.
В этом катрене глагол поверить не отражает правды. Почему мы не должны верить своим глазам? Они у нас, что, чужие? Здесь необходим другой глагол, связанный с сожалением, констатацией того, что всё стало не таким, каким мы это помним. А далее идёт ещё одно прилагательное, которое опять не верно отражает жизнь - добрый. Разве все путники добрые? А, в целом, этот катрен душевный, а строчка – Стал ниже родительский дом - отлично выражает мысль стихотворения.
Следующий катрен:
Обнимет он маму. Цветы на могилу
возложит - помянет отца.
Вернувшись, увидит: дружок его милый
сидит на ступеньке крыльца.
В этом катрене выражение дружок милый явно наводит на размышления. Было бы здорово, если бы путник была женщина, тогда никаких проблем. Но, это не так и возникает недоумение, связанное с прилагательным милый. Зачем выставлять стих на посмешище? Мне не понятно. Люди, конечно, поймут рассуждение Лилии про детскую и юношескую дружбу, но осадок то останется.
Идём дальше:
Живые - к живым. Погуляют на славу,
собравшись за шумным столом.
Река будет плыть величаво и плавно
вдали за соседним селом.
В этом катрене Лилия откровенно льёт воду, пытаясь создать лирическое настроение. И речь заводит не за родное село или посёлок, а почему-то за соседнее село и за речку, которая протекает где-то далеко- далеко. Зачем это география, почему, для чего? Что автор хотел нам сказать? Про время, которое будет так же течь величаво? Согласен, будет течь время, но разве нельзя было найти более приемлемый путь выразить это? Лилин же путь выглядит просто глупо.
Следующий катрен не вызывает сомнений, а вот последний опять выдаёт фокусы:
И будут весенние птицы носиться,
над кладбищем вспыхнет сирень.
Что люди? Они улетают, как птицы.
А время сжимает шагрень.
Почему птицы будут носиться? Ласточки перед грозой? Вороны, атакующие кошку или ястреба? Непонятно. Непонятно и то, что цветущая сирень может вспыхнуть. Хотя, может, если её облить бензином и поджечь. А, вот, от цветов, покрывающих этот кустарник, она никак не может выглядеть вспыхнувшей. Есть ещё версия-Лиля дальтоник, что встречается очень и очень редко у женщин и приятный глазу сиреневый цвет, кажется ей огненно-красный.
Вот, воде и всё. Что в итоге? А, то, что прекрасный стих загубили маленькие блошки, которые Лилия запустила в произведение. А, что, нельзя было потратить ещё день, два и написать так, чтобы мы получили истинное наслаждение, читаю эпопею возвращение блудного сына? Это, что, небрежность? Или это чувство *Звезды* выраженное в том, что мол, читатели и это *схавают* за милую душу? Нет, уважаемая Лилия, не *схавают*, а обидятся и больше не захотят читать ваши стихи. А, то, что на Лилиной страничке в СИ к этому стишку полно хвалебных комментариев, то не относите это на счёт её гениальности, это Лилии пишут обыкновенные подхалимы. Помните у Крылова: …Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. Лишая её правды, они оказывают Лилии медвежью услугу.
Свидетельство о публикации №116030400549