Мой взгляд на татарское Иго

Новый взгляд на татарское  иго.
 
Нам долго твердили, что татарское иго было злом, задержавшим развитие страны  на триста лет.  Я утверждаю, что оно относится к тем противоречивым  событиям,  о которых иные говорят: «Пути господни неисповедимы», иные: « Не было бы счастья, да несчастье помогло».  Не спешите возмущаться. Сначала познакомьтесь с моими аргументами, потом возражайте. К сожалению, письменных сведений о том времени дошло до нас очень мало. Есть подозрения, что многие из летописей правились и древними летописцами, и нынешними  историками, которым нужно было  подтверждение их выводов и теорий.
Общепринято считать азиатов варварами, европейцев носителями гуманизма и прогресса.  Это от недостатка информации. Я сам был поражён, когда прочёл у Гумилёва: « Сама идея отсталости и дикости может возникнуть только при использовании синхронистической шкалы времени, когда этносы, имеющие различные возраста, сравниваются, как будто они сверстники.  Мамай был степняк. Он считал, что убивать противников можно, а предателей нужно, но друзей обижать нельзя. 
У генуэзцев была  иная этика. Они считали, что главное в жизни – выгода, что монголы и тюрки почти не люди. По сути это была психология зарождавшегося капитализма. Хан Джанибек, узнав, что воспользовавшись голодом, генуэзцы по дешёвке покупают детей у татар для работорговли, возмутился и двинул войско на Кафу. Ему было непонятно, как можно использовать беду соседа для лёгкого обогащения». 
правильные  выводы. Обычно люди  предпочитают не думать, а верить.
Иностранные писатели так описывает жизнь славянских племён: » Злые и лукавые редко попадаются  между славянами.  Живут они в дрянных избах, находящихся на далёком расстоянии друг от друга,  всегда готовы покинуть жилище, привыкли довольствоваться малым, испытывают отвращение к чуждому игу».  «Вступая в битву, славяне не надевают  лат. Уклоняются от сколько – нибудь правильных сражений. Любят сражаться с врагами в местах узких, непроходимых, нападают набегом, внезапно, хитростью, любят сражаться в лесах, куда заманивают неприятеля бегством, и потом, возвратившись,
Либералы, объявляя русских рабами  лгут, факты говорят о противоположном.  К моменту отмены крепостного права, из 67 миллионов - крепостных было 22.  2/ 3россиян были свободными. Речь о генах рабства может вести только заведомый лгун, или невежда. Вы себя рабом чувствуете? Я нет. С философской точки зрения плоть – всегда рабыня голода, жажды, болезней, страха смерти.  Дух и мысль в клетку не запрёшь, в кандалы не закуёшь.
Геродот заметил: » Ход событий постоянно подчиняется  природным условиям». 
«Русская земля разделялась в древности на четыре части: первую составляла  озёрная область Новгородская, вторую область Западной Двины – Кривская,  третью - область Днепра, т.е. область древней собственно Руси, четвёртую область Верхней Волги, область Ростовская. Среди природы небогатой, однообразной, в климате суровом и характер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем приятному.
Роскошная, щедрая природа развивает в народе чувство красоты, стремление к увеселениям. Этим объясняется различие в характере южного и северного населения Руси. Оно во многом определил пути,  по которым пошли Южная и Северная Русь после разделения».
Княжеские распри раздирали Русь на части, прекратить их было некому. Все были равно слабы, усилиться одному не позволяли  родственники - соседи. Россия природой  была обречена разделиться на несколько государств. Почему этого не произошло?  Что  и кто заставил объединиться удельные княжества? 
На мой взгляд, именно татары содействовали этому.  Борьба с внешним врагом,  породила  в народе  идею единения.  До ига жители Владимира считали  себя владимирцами, жители Рязани рязанцами, жители Новгорода новгородцами,  видя в других врагов своей малой родины.  Забывали и про единую веру, и общую кровь.  Слишком недолгий период славяне  были вместе: при Олеге и Святославе. За это время они единым народом не стали. 
Были и другие опасности.  Киев был третьим по богатству городом в мире. Это не могло не привлечь на Русь евреев. Вот, что пишет Лев Гумилёв: 
«Пользуясь покровительством князей – западников, эти евреи приобрели в Киеве вес и значение, позволявшие им отомстить врагам их восточных собратьев (Хазарских евреев).  Казалось, что на берегах Днепра воскресла убитая химера Иудео – Хазарии. Западные евреи не повторили ошибок иранских и византийских  иудеев. Они не захватили власть, а помогали законному великому князю в его предприятиях.  Торговля и ремёсла постепенно переходили в руки евреев, так как каждому из них помогала община, тогда как русские купцы и ремесленники действовали каждый на свой риск. Князь Святополк второй крепко держал власть.  Он старался избавиться от  «смысленных»,  т.е. пассионарных, людей, обладавших совестью, способностями и энергией. Механизм управления стал крайне прост: еврейские ростовщики  получали доходы с киевлян и делились с князем, который на эти деньги содержал войско и обеспечивал дальнейшее получение доходов. Недовольные этим порядком лишались вождей и казались правительству безопасными.  Новый порядок казался крепким, несмотря на его непопулярность.  Святополк умер, на золотой киевский стол сел Владимир Мономах . Он решил, что поддержка своего народа для него важнее еврейских денег.  Евреи были эвакуированы из Русской земли без конфискации имущества. Зато в Польше и Венгрии они обрели симпатии королей.  Для этнической  истории это событие имело огромное значение. Евреям пришлось искать новую  Хазарию«.  Гумилёв.
 «Старший сын Владимира Мономаха, Мстислав  завершил политическое объединение Киевской Руси.  В 1127 году он присоединил к Руси Полоцкое княжество. Недаром летописец назвал его великим, а православная церковь удостоила канонизации. После его смерти в 1132 году силы этнического развития толкнули Киевскую Русь к развалу.  Наступил политический распад государства, но не этноса». (Гумилёв ст.96)
« Проповедуя православие, Кирилл и Мефодий перевели для славян священные книги. В их представление  обращение было неразрывно связано с просвещением и обучением.  Совершенно иной была христианская проповедь в Западной Европе. Там возникла идея, что христианское богословие – тайная наука,  доступ к которой должен быть открыт только духовенству.  Поэтому русичи отвергли исповедование,  ограничивающие их свободу совести и не покорились ни немцам, ни полякам. 
Князья Рюрикова дома сводили личные счёты и в усобицах  опустошали свою собственную страну.  Русская земля, распалась на восемь полугосударств.  Большая часть населения Руси была настроена враждебно к тому порядку, который был основан на православии, княжеском авторитете и общерусском патриотизме. Это были упорные язычники и лицемерные двоеверы. Подати они платили, но любви к государственным началам не питали. Без них князья не могли существовать, но опираться на них было опасно. Монголы и немцы находили среди них помощников, не считавших себя предателями, ибо князьям они подчинялись поневоле.  Русская земля в четырнадцатом веке  развалилась на части. Но начался этот процесс за 33 года до прихода Батыя. Т.е. не вследствие монгольского набега, размеры которого преувеличены в последующей историографии.». (Гумилёв) 
Даже при Дмитрии Донском в 1371 году между Рязанью и Москвой шли войны.  По словам летописца,  собираясь на битву с москвичами, Рязанцы  говорили друг другу: »Не берите с собою ни доспехов, ни щитов, ни копей, ни сабель, ни стрел, берите только ремни и верёвки, чем вязать боязливых и слабых москвичей».  В злой сече рязанцы пали как снопы». (Соловьёв)  Своим тщеславием и презрением к москвичам Рязанцы  были очень похожи на татар, презиравших другие народы. Видимо Азия нам ближе, чем Европа. Только после Куликовской битвы Русь объединил общий великий подвиг, запавший в память многих поколений. Эта победа великой славой и гордостью за предков сковала удельные  княжества в единое государство.  Значение битвы переоценить трудно. 
В девяностые годы прошлого века мы своими глазами видели разгул сепаратизма, парад суверенитетов,  появления самостийных государств. Это было  после многих веков жизни в одном государстве! Оказалось, что кроме Победы  над нацисткой Германией страну ничего не связывает. К счастью Россия устояла.  О силе и причинах разрывающих страну тенденций нужно помнить постоянно, стараться ликвидировать их причины.  Надеюсь, теперь вы убедились, что вопреки утверждению наших историков, иго не задержало Русь на триста лет, а, наоборот, подтолкнуло народ к объединению на основе  православной веры и памяти о победах Киевской Руси.
Но не князья, а церковь была главной вдохновляющей силой в этом процессе. Она пропагандировала идеологию единства, отлучала  враждовавших князей от церкви. Без такой активной поддержки борьбы за независимость сегодняшней России, скорее всего, не было бы.  Благословляя  Дмитрия Донского на Куликовскую битву,  преподобный  Сергий пообещал победу и отпустил в поход двух монахов – Пересвета  и Ослябля.  Пересвет  поединком  с татарским богатырём  начал эту битву.  И это не смотря на то, что татары всячески поддерживали церковь, давали  охранные грамоты, запрещали грабёж церквей и освобождали от дани. Вера и единство Руси были  для церкви важнее.
Это способствовало укреплению авторитета и богатства церкви, которые она и направляла на пропаганду единой веры и единого государства.  Именно благодаря князьям, сумевшим опереться на орду, Москва сумела единолично захватить лидерство, купить и  подчинить остальных.  Будь лидеров несколько, они, объединяясь попеременно, не дали бы никому слишком усиливаться, или создали бы несколько государств. Для нас  столкновения с кочевниками, хищные орды которых постоянно приходили  к нам в широкие ворота между Уральским хребтом и Каспийским морем,  расселяясь в низовьях Волги, Дона и Днепра, были постоянными и привычными.  Собственно татары поступили так же. Семьи и стада оставались в низовьях Волги, боевые отряды по 20 - 30 тысяч всадников, сменяя друг друга, нападали на соседей.
На первых порах Рюриковичи  объединяли  племена славян  на водном пути из Варяг в Греки, брали дань с Византии.  Родовые связи ослабли, были построены города. Но, когда Рюриковичи размножились, начались такие междоусобицы, что описать страшно.  Вот, что пишет историк С.М. Соловьёв:
«Походы совершались преимущественно зимою. Так как страна была покрыта множеством рек и болот, через которые зима прокладывала ледяные мосты.  Города брали копьём – приступом и на щит  - сожжение, разграбление, плен, истребление жителей. Иногда, брали в плен и переселяли целые города. Бывало, что младенцев на кол сажали. Жалости и пощады  к христианам не было. Были случаи, когда пленив соседей,  продавали их татарам».  Вот и думай, стало ли при  варягах больше порядка, а жизнь безопасней. За такое поведение князей не могло не последовать вразумление в виде татарского ига.
Ко времени прихода Батыя  в Россию, историки говорят о существовании  300 городов. Основное  население жило в сёлах, укрытых от глаз в лесах. Торговля была главным средством накопления богатства на Руси, поэтому самые богатые города стояли на торговом пути.  Так как Пётр первый ещё не вырубил леса для постройки кораблей,  дремучий лес был повсюду. Летом к  городам можно было или проплыть по реке, или пройти по просекам через лес. Леса было много, поэтому города огораживали стеной из брёвен. 
Если бы князья были сообразительней, то могли бы  держать небольшой отряд на выходе из леса и бить там не званных гостей одного за другим. Этим,  видимо, и занимались богатырские дозоры. Доходы у князей были небольшие, поэтому больших дружин они содержать не могли.  Силы были примерно равные у всех, приходилось блюсти старину. Когда  слишком резвый князь хотел отобрать престол у соседа, его осаживали совместными усилиями. Единство народа держалось на вере. Церковь выступала главной объединяющей силой.  Монахи  подавали  князьям  пример бескорыстного служения России и православной вере.
 Борьба с игом способствовала  переходу от родовых отношений между князьями - к государственным. Народ увидел в едином государстве силу  способную победить татар. Таким образом,  иго, невольно, ускорило создание единого  Русского  государства. Без него Русь могла пойти путём Польши и Литвы.
Простому люду жилось нелегко. То внешний враг нападёт, то соседний князь грабит. Это сдерживало рост населения. Свои князья порой  были страшнее иноземных. Митрополит Иона говорит о вятчанах, что они во время своих походов с Шемякою много православных перемучили, переморили, иных в воду пометали, других в избах пожгли, иным глаза выжигали, младенцев на кол сажали, взяли пленников более полутора тысяч и продали татарам…Таких стратегов и подвижников,  как святые князья  Александр Невский,  Дмитрий Донской, на Руси в то время  больше не было.  Бывали сильные,  храбрые, Русь любившие, но под Русью они только свой удел понимали. С 1228 по 1462 год на северной Руси  было 90 усобиц. Владимирская область терпела 16 раз, Новгородская 15,Московская 14, Тверская 13, Смоленская, Рязанская и Двинская –по 9 раз, Северская и Суздальская – Нижегородская по 4,  Ярославско  – Ростовская – 3,Вятская -2, Псковская -1.  В среднем по одной войне  на два года.
Опустошениям от внешних врагов новгородская область подвергалась 29 раз,  Псковская 24, Рязанская 17, Московская 14, Владимирская и Нижегородская  по 11.Северская 8, Смоленская и тверская по семи, Ярославско - Ростовская -4, Вятская – 1. Вот во что обходились Руси  самостийные князья.
 Память человеческая коротка, человек с трудом вспоминает события двадцатипятилетней давности.  Поэтому столько споров сегодня об СССР, ельцинских девяностых, молодёжь знает о том времени только мифы, киномифы, придуманные по заказу власть имущих.  Во времена татарского ига народ был памятливей, былины не давали забывать о беде.  Народ, испытавший всё это на своей шкуре, помнил о  причинах  национального унижения, поэтому Иван Грозный, истребивший  всех претендентов на смуты и распри, им любим до сих пор. Он адекватно ответил на требования  времени. Лучше отсечь головы трём тысячам смутьянов, чем постоянно терпеть смерть и разорение от них. Но потомки решили, что проще обвинить одного, чем докапываться до истины.  Предки, казнённых Грозным, сажали детей на кол и продавали единоверцев татарам.  Долг платежом красен. Не накажи смутьянов  он, это сделал бы другой, или России не стало бы, как не стало Литвы и Польши.
Иго не затормозило Россию на 200 лет, а помогло создать единое государство, во главе с самодержавным царём , тем спасло Русь. Кстати, первую перепись населения в стране сделали не европейцы, а татары, чтобы узнать,  какую требовать дань.  Иго тяготело только первые 25 лет. Потом пошли  послабления, в конце 13 века исчезают баскаки и князья сами распоряжаются относительно выхода.
С сельским населением татары практически не сталкивались, поэтому народ сохранил чистоту крови. Низкорослых, кривоногих и безбородых не появилось. Будь иго таким, каким описывается историками, такими мы должны были стать поголовно.  На Галицкой Руси австрийцы, венгры и евреи  наследили больше. Их присутствие видно и в характере, и во внешности,  и в говоре  южных славян. Александр Невский своей мудрой политикой свёл присутствие татар на территории Руси к минимуму. Татары появлялись за данью наездами, усмиряя, непокорных. Русь все триста лет оставалась самоуправляемой.
Вот как описывают европейцы татар:  «Небольшой рост, редкие волосы на бороде. Жён татарин имеет столько, сколько может содержать. Живут в круглых юртах, которые всюду возят за собой. Главное богатство скот. Верят в одного бога. Отличаются  послушанием и уважением к начальникам своим. Никогда не дерутся, бранятся редко. Воров у них нет. Легко переносят голод, холод и жару.  Любят пить, но в пьяном виде не бранятся и не дерутся.  Испытывают презрение ко всем другим народам.  С чужими лживы, коварны, страшно жадны и скупы, свирепы, убить человека ничего не стоит». Соловьёв пишет: в 1236 году Батый во главе войска в 300 тысяч всадников вошёл в землю Болгарскую.  Рассказывали, что татарское войско занимает  пространство на двадцать дней пути в длину и пятнадцать в ширину, огромные табуны диких лошадей следуют за ними. Конечно всё это ерунда. У страха глаза велики. 
 Можно ли такое громадное войско не заметить? Могла ли такая орда напасть неожиданно.  Конечно, нет. И где тогда низкорослые, скуластые и безбородые русские. За 300 лет их должно было наплодиться множество. 
Рассудим логически. 300 тысяч воинов, у каждого в среднем по три жены  итого:1200000. Плюс по два ребёнка от каждой жены ещё 1800000 тысяч, старики, старухи итого - 3,5 миллиона человек.  Кибитки везли на телегах, запряжённых быками, скорость  передвижения невелика.  Женщины ездили верхом, воину нужны были две лошади, значит на семью не менее пяти лошадей. Итого 16 миллионов лошадей,  к ним миллионы овец, быков. верблюдов.  Даже летом такую прорву скота не прокормить. Первые съедят и вытопчут всю траву, вторая волна с голоду подохнет. Скот нужно и поить, где в степи столько  воды наберёшься?  А как переправлять через реки, проходить леса? Как охранять такую площадь со стадами  от набегов врагов?  Хорошо летом, а зимой, когда выпадет снег?  Сенокосом татары не занимались, овёс не выращивали. Ясно, что такая орда  двигаться могла очень медленно.  В пути ею руководить никто не смог бы. Стада гнали там, где был корм.
Значит, в поход мог отправиться отряд тысяч в тридцать всадников. На большее ресурсов у Батыя не было. 60000 коней подковать нужно, иначе по льду не пройдут.  Зимой фуража  для такого количества скота  у местных не найдёшь. Да и продуктов для 30000 тысяч воинов  не напасёшься.
Ясно, что  без помощи русских князей,  Батый в лесах дорог к городам не нашёл бы ни зимой, ни летом.  Значит, были предатели. Об этом говорит и то, что многие города были взяты хитростью. Предатели клялись, что гарантируют защитникам жизнь. Некоторые князья  решили с помощи у татар расправиться с конкурентами.  Славяне ещё не понимали с кем имеют дело. Рассчитывали, что всё будет, как с половцами. Сегодня они на Русь, завтра Русь на половцев. О трёхстах лет зависимости никто не думал.  Рассчитывали обойтись малой кровью. Правильно опасность оценил только великий стратег - князь Александр Невский.  Его не обвинишь в трусости и неумение воевать. Однако разбивший немцев - с татарами  воевать не стал. Понимая бесполезность, бессмысленность кровопролития в тех условиях.  Гениальный полководец показал себя и гениальным стратегом.  Сегодня некоторые недоумки обвиняют  Александра Невского в предательстве. Служил татарам. Дань собирал, перепись населения помогал делать. Им невдомёк, что этим он заложил экономический фундамент будущей войны за освобождение от ига.  Вы скажете как?  Всё просто.  Перепись проводилась в городах, где жило не более 10% населения, остальные в лесах, учесть их татары не могли. Следовательно, дань собиралась не со всех жителей, что облегчало иго. Это позволяло умным князьям делать запасы, как это делал Иван  Калита. 


Рецензии