О сохранении чужой жизни

О СОХРАНЕНИИ ЧУЖОЙ ЖИЗНИ

(Великое в малом)

Затронул случай У Хой-шу раз с решеньем сложным:
«Был некий врач в селе, в своей профессии дотошный,
К тому же, был он осмотрительный и осторожный,
Заботился всегда, как сохранить другим жизнь можно.

Однажды принесло к нему старуху поздно ночью,
Та пару принесла ему в дом золотых браслетов,
Лекарство чтоб продал, чтоб выкидыш он вызвал срочно,
Какой-то женщине её, чья честь была задета.

Узнав причину обращенья, врач тот испугался,
Совсем он не способен к смерти прилагать был руку,
Поэтому лишать он жизни плода отказался,
И силой выгнал из своего дома ту старуху.

Прошло полгода, и врачу тому вдруг сон приснился,
Его по обвинению в убийстве в мёртвом Царстве
 На суд вели с той женщиной, от той, что отступился,
Она повесилась, не получив его лекарства.

Та рассказала со слезами, как он отказался,
Но он судье сказал: «Лекарства служит для спасенья,
Не для убийства, я желал, чтоб плод живым остался,
Та за развратное же поплатилась поведенье».

- «Когда лекарство я у вас ещё тогда просила,
Ребёнок не оформился в то время в моём чреве,
Ведь был лишь сгусток крови там, что я в себе носила,
Но из-за вас погибла я», - вскричала она в гневе, -

Лекарства вы не дали мне, ребёнок появился,
Но в результате этого он сразу задохнулся,
Народ ко мне потом из-за него так относился,
Что я повесилась - отказ ваш смертью обернулся.

Одну хотели жизнь вы сохранить, а две сгубили,
И если не виновны вы, то виноватый кто же»?
Вздохнул судья из Царства мёртвых, всё когда открыли,
Над тем, кто виноватый в этом деле, думал тоже.

Затем сказал: «Ты в смерти обвинить его желаешь?
Но это дело ваше кажется мне не простое,
Ты применительно к обстоятельствам рассуждаешь
 Своим, придерживался же он нравственных устоев.

Но разве со времён Сун (1), не один такой он только,
Когда держались норм все нравственных неодолимо,
И не считались с тем, подходят ли они насколько
 К всем случаям и обстоятельствам, и применимы ль?

Оставь его в покое, его случай не коснулся
 Ещё, чтоб он задумался над тем, что сохраненье
 Живого состоит в предвидении всего уменье».
Судья ударил кулаком о стол, и врач проснулся».


Примечание

1. Со времён династии Сун – т. е. с того времени, когда неоконфуцианство обрело силу государственной идеологии.


Власов Владимир Фёдорович


Рецензии