Богородица - Русская Она!
Бабуля была достаточно воцерковленна. Это я сейчас понимаю, приобретя некий опыт участия в церковной жизни. Конечно в 70-ые годы прошлого века, когда страна стремилась в коммунизм и билась в стены полуразрушенных монастырей и церквей в поисках «последнего попа», было довольно непросто веровать во Христа и церковная жизнь мирян проходила совершенно иными, полу-тайными, полу-шифрованными действами, в тоже время придерживаясь канонов и сохраняя традиции Таинств Церкви Христовой. Но Господь же и не обещал лёгкой мирской жизни Своим последователям.
При этом моя бабушка, как и 90% населения СССР, мягко скажем «шибко не жаловала» евреев, называя их жидами и виня во всех смертных и не очень грехах, от коих всему прочему населению СССР так плохо жилось. На мировую сцену бабуля не замахивалась – по политическим обзорам специализировался мой дед, тоже по-своему замечательный человек, но речь не о нём.
Бабуля была образована и в заботах о хлебе насущном трудилась военным фельдшером, где не понаслышке знала, что такое смерть, что такое чудо и Божий промысл. О чудесах исцелений или Божией помощи, участии святых и Богородицы во врачебных действах она могла рассказывать часами. Об этом я как-нибудь напишу, коль Господь сподобит, сейчас же вспоминается один случай, касательный нашей Небесной Заступницы и Покровительницы земли Русской, Матушки Иисуса Христа Бога нашего, нам Богородицы Девы Марии.
Всем конечно известно, что Дева Мария была из иудейского рода, то есть еврейка. С бабушкой я этот момент как-то не обсуждал, соглашаясь в пятилетнем возрасте со всеми её комментариями: кругом одни евреи и коминтерны (она так называла коммунистов), а с ними мир во зле… Причём если с коммунистами она ещё как-то мирилась, как с данностью от Господа для смирения русского народа, то по отношению к «богоизбранным» из неё выплёскивалась вся нерастраченная на клиросе энергия голоса и запал многовекового русского отторжения «обрезанных». Каких только «вычурных» слов и эпитетов в свой адрес не удостаивались многочисленные ведущие, политики, певцы, актёры, да и просто появляющиеся перед очами бабули индивидуумы, хоть немного «иудейской» внешности: выпуклые глаза, большие уши, курчавые тёмные волосы, картавость, да и прочая «отмеченность» по устоявшемуся мнению большинства жителей СССР. И я как-то с детства впитал, что иуда – это очень плохо, а жид, жидомасон – практически приговор. Но как-то придя из церкви, с какого-то праздника и как-то особо одухотворённый я, на очередной бабушкин «проеврейский» глагол, вставил:
- Бабуля! А что ты так евреев то не любишь, Богородица ведь тоже еврейка!..
Тот прожигающий меня взгляд помню и спустя сорок лет… Тогда я почувствовал волны воздушного вихря. У бабушки как будто за спиной раскрылись крылья и она, как неведомая птица подлетела ко мне и заклокотала, закурлыкала:
- Какая еврейка?!! Кто тебе сказал такую ложь, сынок (она меня всегда звала, как сына, а не внука)… Ты откуда такой ереси принёс?!(в первый раз я услышал странное слово «ересь» и оно показалось мне очень обидным, режущим меня на части)…
- Да я…
- Так кто? Старый? – это она о деде, - опять мозги залил и хулу на Матушку нашу возводит.
Тут я немного трухнул, так как быть очередной раз раздором между коммунистом Павлом Михайловичем (мой дед) и рабой Божьей Евдокией, мне не очень-то хотелось – мог остаться без рыбалки, куда мы с дедом собирались к вечеру, и я «сделал мокрыми» глаза.
- Да, да, да… - для убедительности губы и вправду задрожали, - да это ба... ба… батюшка…
- Какой «батюшка»?.. – бабуля разошлась не на шутку и куда-то помчалась, - твой родитель неродивый что ли?.. – её протяжные окающие звуки, доставшиеся с Нижегородской родословной (в те времена изменённые на Горьковскую), выдавали её волнение, - кокой батюшка? – мой отец был ещё более ярым коммунистом, чем дед, поэтому к нему у бабули были эпитеты ещё жёстче и круглее.
- Нееееет! – я чуть не ударился в рёв.
- Так как нет, коль сам глаголишь «батюшка»?!
- В, в… В церкви ба-батюшка! – выстрадал я.
- В церкви?..- надо мной грозно возвышалась бабулина сдоба с талмудом закованной в металлический оклад Библии – Священной Книги, которую бабушка всегда доставала в исключительных случаях и по большим церковным праздникам, - в Божием доме?!
- Дааааа-а-а! – взвился я, будто демонстрировал гланды доктору.
Бабуля остановилась резким движением, что при её теле «за сто» было довольно тяжело, но:
- Когда?! – бабушка ненавидела ложь в любых проявлениях, считая её гнилью души и говорила, что полезней признаться и покаяться, чем гнить изнутри, поэтому никогда не удовлетворялась сомнительными ответами, стараясь получить полный ответ.
- На проооошлооой службееееее! – протяжно выводя гласные, выдавливал я из себя, и впав в ступор стал заучено воспроизводить отрывки услышанной проповеди настоятеля, которую бабушка очевидно не услышала, занимаясь каким-то церковным послушанием, - Богородица и Дева Мария была дочерью Праведных Иоакима и Анны и по родовой линии восходила к царю иудейскому Давиду, колена Иудова и Ааронаааа – протяжно захлёбывался я неожиданно всплывающими именами…
- Как Иудова?..- бабушка оторопело и вопрошающе возвысилась надо мной и щёлкала пряжками книги… - Иудова это евреева чтоль дщерь?.. Да Она же наша, Машенька, Мариюшка от Аннушки, ты где-нибудь слышал, чтобы евреи Аннушками, Машеньками были?.. Она наша – русская, Мариюшка – Солнышко славянское!
- Евангелие от Луки ииии там ещё в книге Царств…говорииииил…. – я старался изо всех сил вспомнить, что ещё именно говорил батюшка, - святитель Димитрий Ростовский говорииил, что благочестивые родители Богородицы Иоаким и Анна были дальними родственниками одного народа богоизбранного… и и иии иудеев. – и тут я замолчал, увидев как потемнело лицо бабули…
- Ах! – только и смогла вымолвить она, и уткнувшись в распахнувшуюся перед собой Книгу, накренилась в сторону ближайшего стула, но осталась стоять – Евангелие бабушка читала исключительно стоя…
В общем, до вечера в доме была тишина, только изредка доносились бабушкины бормотания, среди библейских слов коего особенно выделялись эмоциональные вставки: Да как же так! Да она же Казанская! Машенька! Мариюшка! Она же Смоленская наша заступница! Ярославская Защитница! Стена Нерушимая! Владимирская Покровительница наша! Она Донская, Тихвинская, Ахтырская, Жировицкая!.. Какая там иудейская – нету такой Матушки! Они же (иудеи) её гнали, они же Сына Её распяли, звери! Нет у них Её! А Она Муромская, Она Почаевская!.. А родная Дивеевская - то! Русская как пить дать! Русская Она и только!
Вечером к программе «Время» мы как обычно сели за стол перед чёрно-беленьким «Электроном» в ожидании новостей… Пыхтел самоварчик и ванильно-непознанно тянуло сдобой. Помолились. Обыденно на экране появилось лицо одной из ведущих, с кучерявыми волосами, увеличено-выпученными за стёклами очков глазами, чуть гундосящую, что по мнению бабушки являлось признаками той самой «богоизбранной» национальности, достойной пышных бабушкиных эпитетов… Но в этот раз, на удивление, в комнате была слышна лишь сводка с полей необъятной Родины моей, а бабуля посматривая в Красный угол комнаты, где над мерцающей лампадой светлел образ Богородицы «Казанская», шептала:
- Прости Матушка! - и медленно перекрестившись, изрекла: Русская Ты Матушка наша, Христа и Бога Спасителя нам рождшая, вот те крест, Русская! Спаси Господи и помилуй нас!
Свидетельство о публикации №116022905241
Катерина Вешняя 01.03.2016 22:03 Заявить о нарушении
Павел Тот 21.07.2016 19:34 Заявить о нарушении