Татьяна Важнова. Путь Творчества
Авторская страница - http://www.stihi.ru/avtor/tatvag
ПУТЬ ТВОРЧЕСТВА
Я жертва этих рук – пусть изувечат.
Великой низостью любви предельной -
Сухим поленом, идоловой свечкой –
Сгореть готова страстью неподдельной.
О, как изнемогая тело пело,
Разбуженное опытным Никколо.
Как беспощадно, ласково, умело
Меня теснил к скуле иссиня-колкой,
Муаровой, как мрак катаны чёрной.
Клал на моё бедро тугое ухо.
Я – грифа шею длинную покорно
Жестоким пальцам подставляла. Глухо
Шипел смычок, такой же раб галерный,
Тянул из тела воющие жилы.
Кровь – музыкою назовут манерно
Укутанные в кружева. Служила
Им боль моя - душе казалась сладкой,
Берущей сердце в колдовские клещи.
Я – музыка его, восторг припадка.
Он – о душе напел такие вещи…
Измученной – она спускалась в бездну,
Оплаканная – поднималась в небо.
Так – только творчество способно:между
Двух ипостасей быть насущным хлебом.
Он понял всю тщету и глупость чаянья.
Чем он сильнее и мудрей, тем горше
Смотреть на бездну тёмного отчаянья:
Не оправдать, не состояться больше…
Играл наотмашь – каждый звук пожаром
Трещало тело дерева, пылая
От рук. Дыхание – смертельным жаром –
Чахоточным… В последний раз, прощаясь
По сердцу розгой: «Я – подарок миру!
Я – боль и яд, музЫкой оскопивший
Свои желания. Но мне она, как миро.
Отравленный… и досыта вкусивший».
И поражения тоска «сдаюсь!» кричала
В попытке быть собой, а может – выше.
Жизнь цену смерти в личный счёт включала:
Не так уж высока за сбывшееся. Слышал,
Как музыка лилась, и жгла, и пела,
Свободная в звучанье и во мне.
В моём роскошном теле беспредела
Изодраны все струны. На войне,
В сражениях с самим собой нет правых:
А Гений – вектор уходящий в вечность.
Путь творчества – всеядность и отрава,
Где пройдена отметка «человечность».
Свидетельство о публикации №116022912777
"Путь творчества – всеядность и отрава,
Где пройдена отметка «человечность».
Сумасшедшая точность... Разновидность мыслительной нормы? Да это открытие, Таня!
***
Добавлю к сказанному. У каждого дорога в Храм Поэзии своя... Наверное, путь страдания короче, точнее, глубже наконец.
Тем радостнее осознавать сопричастность к Творчеству, как Доверие. Самосожжение? Да, да и да!
Поэтому последняя моя книга так и называется "Аутодафе". Это стихотворение из неё:
***
Не говорите - умерла.
Скажите так:
- Сгорела!
Звонят вовсю колокола,
Я, как они, пропела
Всю жизнь свою,
не зная путь.
Но ведая - горенье
Слова любви из божьих уст,
Сердечные...
А тленье - не жизнь!
Вы слышите меня?
Дрова и Печь - в них Смысл!
- Горишь?
- Горю. Хвала корням.
- Бог выслал Выси?
- Выслал.
05.11.2009
Союз Татьян 29.06.2016 17:20 Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша
Татьяна Важнова 29.06.2016 20:20 Заявить о нарушении
Татьяна Костандогло 29.06.2016 21:12 Заявить о нарушении
Татьяна Важнова 29.06.2016 22:44 Заявить о нарушении
Татьяна Костандогло 30.06.2016 01:22 Заявить о нарушении
Татьяна Важнова 30.06.2016 14:03 Заявить о нарушении
Мне кажется, что говорите и правда об одном и том же. Главное сказано сразу - "эта тропка у каждого своя". Исчерпывающе. Но обобщать тут, давать процессу названия, "определять цели и задачи", а так же "роль" или "миссию" творческих личностей - это, мне кажется, невольно отрезает некоторые тропки, а те, что оставлены, несколько сужает, а самому идущему задаёт направление, а не позволяет его выбирать...
А сами "творческие личности", представляется мне, не только проводники, антенны для улавливания информации. Хотя бы в силу того, что люди - разные, разные их пути. И не только это. Каждому идущему светит свой маяк, каждый ищет своё сокровище: кто истину, кто себя; кто узнаёт, кто создаёт, кто придумывает, кто исправляет. И этим определяются и формы творчества, и источники, откуда черпается "строительный материал", тоже разные (не всегда это небо, не всегда это только бездна - такие сплавы способны рождать человеческие души, если подпалили себя!)
Опять же, своё место в этом процессе каждый видит по-своему - кто-то из души вытягивает нити и плетёт из них, кто-то поджигает её и плавит что-то стороннее, кто-то освещает невидимое. Кому-то надо выразить себя в первую очередь, кому-то истина дорога так, что для выражения её он способен на полное самоустранение - высочайшая жертвенность... И самосозидание в этом процессе приводит к разным результатам - "творческие личности", они ведь кто ангел, кто невыносимый деспот, кто снаружи серая мышь, кто титан...
Мысль о пустом сосуде неоднозначная, пожалуй. Пустой вбирает всё, что ни налей, и что с этим делать, не сосуд решает. И разбить его легко, и плюнуть... Я много размышляла о том, не что такое творчество, а что такое доброта, и возник образ человека-сосуда, который добр просто потому, что собирает и рассветы, и росу с травы, и нежность рук, и добрый взгляд. Собирает и хранит. В мире много есть и другого, но пустой внутри не способен фильтровать - что впускать в душу, чему дать отпор. А для того, чтобы из сосуда могли напиться, он должен быть изначально чистым. Хранить чистоту: это подсознательное чувство, думаю, и заставляет часто "творческих личностей" самоустранятся и от пустой суеты, и от подлостей - иначе угаснет пламя в сосуде. И постоянно, всё время лепить себя, строить себя, чтобы хранить принятое и уметь отдать, обогатив целебными свойствами, а не отравив... Может быть, из подобного ощущения и родилось когда-то: "Суть творчества - самоотдача..." Это, пожалуй, для меня очень дорогая фраза. Хотя и тут всё ох, как неоднозначно. Но это уже, пожалуй, довольно далёкое ответвление от темы :)
Татьяна Туль 30.06.2016 19:34 Заявить о нарушении
.
"Путь творчества – всеядность и отрава,
Где пройдена отметка "человечность"
.
Моё поэтическое пространство (к счастью) не знает ни всеядности, ни отравы. Но я хорошо понимаю о чём идёт речь. Многие прекрасные поэты были подвержены насилию со стороны своих "покровителей". В этом случае ( как мне кажется) в доме отсутствует хозяин, увы. Ну да ладно... А вот как мой любимый Николай Бердяев говорит о Творчестве очень интересно:
.
«Поэт настраивается на приём свыше, потому что он чувствует, что там есть жизнь, которая когда-то проявится на земле. Молчание при этом – не цель, а средство; по мере того, как растёт молчание, он начинает получать по адресной пневматической почте сотни маленьких, почти неуловимых переживаний, прорывающихся из Безграничного кажущего молчания свыше. Например, поэт ни о чём не думал, а тут вдруг приходит мысль – даже не мысль, а какой-то щелчок, и поэт знает, точно знает, что и как ему надо делать, в малейших деталях, словно все кусочки разрезанной на части голограммы в мгновение ока сошлись в единое целое и срослись, и целое ожило....
.
А если поэт ощущает вдохновение, он ощущает над своей головой некое пространство, откуда он тянет мысль, как шёлковую нить из кокона; поэт просто стоит под потоком и записывает, и ничто не шевелится в его голове. Но если хотя бы чуть-чуть вмешивается его ум, как всё исчезает или, скорее, искажается, поскольку ум пытается имитировать указания свыше и быть редактором неведомого текста. И чем больше поэт учится слушать указания свыше и следовать им (а эти указания не настоятельные, не кричащие, а едва уловимые, как дуновение ветерка; они больше похожи на ощущение, чем на мысли, на тёплый воздух, поднимающийся над ночным костром; и к тому же они невероятно скоротечны, как зарницы или всполохи над русской степью), - тем более частыми, точными и несомненными они становятся: все снаряды, в отличие от войны, ложатся точно в одну воронку.
.
Постепенно поэт начинает видеть, что все его действия, могут безраздельно направляться этим молчаливым источником свыше, что все его мысли, лучезарные и бесспорные, приходят оттуда, что внутри него рождается некое спонтанное знание не от мира сего. Вся его жизнь тогда становится чередой маленьких чудес. Как только это пространство наверху становится конкретным, живым, подобным краю света за каждым углом, поэт чувствует потребность войти в прямую связь с ним, выйти на простор – только теперь с такой беспризорной тоской он начинает чувствовать, насколько узки и лживы ум и память.
.
У поэта возникает чувство-ощущение, что его наделили чужой жизнью, что он живёт в темноте, натыкаясь на всевозможные предметы и препятствия, что он нигде не дома, что всё ложно – слова, идеи, чувства, что везде подделки и имитация, везде разлад. Всё это не То, всегда не То и ни ЭТО, всегда около, приблизительно, недостаточно и неточно. Иногда во сне, как предзнаменование, его охватывает свет, не отбрасывающий тени. Теперь нужно только внимать в состоянии полной открытости и быть выше идей, ведь поэт нуждается не в идеях, а в пространстве, которое может войти в его душу и какое-то время погостить в ней. И теперь поэт всё сильнее тоскует о чём-то ином, о более истинной жизни, о более истинных знаниях, в более истинной связи с миром и существами…»
Татьяна Костандогло 30.06.2016 23:28 Заявить о нарушении
Татьяна Важнова 01.07.2016 10:21 Заявить о нарушении
***
Сгорает нерв бикфордовым шнуром -
И взрыв не опоздает разразиться.
Подобно маскам с нас срывают лица,
Чтоб беспрепятственно мы слышали нутром.
На душах нет печатей слов и лет,
Нет прошлого - и будущее слепо.
Немой вопрос рождает свой ответ.
Мы кончимся, когда начнется небо.
Татьяна Костандогло 01.07.2016 11:43 Заявить о нарушении
Татьяна Костандогло 01.07.2016 17:11 Заявить о нарушении
Любопытно же знать, как ПОЭТЫ видят и суть, и смысл, и назначение поэзии, и как рождаются настоящие стихи. Дошла до самосожжения и поняла - пора линять, не готова:)
Вот и Есенин говаривал:
"Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка..."
Однако, повесился...
И, всё-таки, Танечка, Ваше
"Не говорите - умерла.
Скажите так:
- Сгорела!"
очень даже мне по душе. Умереть так банально. А вот сгореть...
Удачи всем! Не обижайтесь на мой шутливый тон, пожалуйста, стихи трёх участвующих в разговоре Танечек ценю очень высоко. Но общий тон показался мне выспренным, а это всегда наводит меня на шутливый лад:)
Мировая Татьяна 03.07.2016 23:50 Заявить о нарушении
Татьяна Важнова 04.07.2016 10:14 Заявить о нарушении
А форму, Танечка, я выбираю при выпечке: по высоте (чтобы пропеклось внутри и не сгорело сверху), по размеру (на число едоков), по торжественности выпекаемого изделия (это к празднику):))) Тут я отношусь более ответственно, чем к своим рифмованным строкам:) А в стихах, Танечка, в форме не разбираюсь, так что что Бог подаст:) В своём невежестве признаться вынуждена. Так и с темой, её диктует внутреннее состояние сегодняшнего дня.
Извиняюсь, что вроде как взялась судить, совсем нет, Танечка, писала с улыбкой и любя.
Мировая Татьяна 04.07.2016 11:49 Заявить о нарушении
Татьяна Важнова 04.07.2016 14:10 Заявить о нарушении
И вот что нашла: "Па́фос или патетика — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю,
манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью,
воодушевлением, драматизацией. Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем."
.
Чувствуете разницу? Пафос или патетика отнюдь не превосходство над аудиторией! Это попытка настроить аудиторию на должную волну общения. Возможно ли говорить о ТВОРЧЕСТВЕ с позиции обывателя? Увы, разговор не получится. Менять название стихотворения - увы, снижение планки, только и всего.
.
Разве реальность в состоянии объяснить импульсную природу духа и поэтическую бездну образов?
Куда делся отрывок из книги Гуго Фридриха "Структура современной лирики" в переводе филолога,
культуролога и литературоведа Е.В.Головина? Придётся его восстановить нашей ТЕМЫ ради:
***
"Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает и создателя, и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний. Лирика постепенно отступает от логического и даже грамматического порядка, содержание рождается от вербального импульса,
а не из предварительных размышлений. Начинают проявляться энергии чистых тонов.
Итак, цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего духа. "Новый дух" есть дух абсолютной свободы. Свобода в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Поэзия вспыхивает в звёздных туманах и океанах...
Абсурдное и героическое имеют равные права. Поэты, словно "алхимики", должны углубляться в редкие исследования и формулы, поэзия должна стать "лирической алхимией". Как "новый дух" поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество. И главное в поэзии - сюрприз. В направленном против читателя агрессивном драматизме текста - основное отличие новой поэзии от старой. Поэт, ищущий неизвестного, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан..."
.
Что, кстати, к большому сожалению из века в век и происходит...
Татьяна Костандогло 04.07.2016 14:52 Заявить о нарушении
Пойду к Серёге, он далёк от алхимии, но так близок душе и сердцу:)
Мировая Татьяна 04.07.2016 15:04 Заявить о нарушении
Союз Татьян 04.07.2016 19:09 Заявить о нарушении