Девушка весёлая с веслом
По-советски за здоровое радели,
догола б публично не раздели.
Но искусство лезло обнажённо в массы.
С красотули, комсомолки и спортсменочки
щедро Шадр ваял в порыве сорванца.
Всему миру оголялись до конца,
укрупнялись эротично, смело "мелочи".
От "Булыжника..." - к высокому веслу!
Как античный царь Пигмалион
он в своё творенье был влюблён...
Подфортило же иному ремеслу.
Приодел атлетку скульптор Иодко,
приглушив "сирену" онанизма,
вывел в парки китч соцреализма -
как стакан гранёненький под водку.
Сотворила хит цензура сдуру:
разлетелись штампы, словно шаржи,
по стране советской толпы фальши,
безментальной монумент-скульптуры.
Бегал я когда-то по аллеям,
там детей в колясочках возил.
И всегда за гипсовых верзил
глаз цеплялся, было веселее.
И простите откровенья огольца:
что модели (архитекторы, агенты, ...)
были сами как красивые легенды -
с каждой грёб б без вёсел до конца.
================= Примечания: =============
И.Д. Шадр (1887-1941) автор известной работы "Булыжник — оружие пролетариата".
Первой моделью для скульптуры "Девушка с веслом" была Вера Даниловна Волошина (1919-1941) — советская разведчица, Герой Российской Федерации (1994).
Первый вариант кто-то из партэлиты признал аморальным и "Девушку" отправили в ссылку в одноименный парк г. Луганск.
Зоя Бедринская (Белоручева) - гимнастка, была второй моделью для этой скульптуры. Ее формы были более женственными и изящными, чем у первого варианта скульптуры. А сама модель, повзрослев, внесла весомый вклад в советскую арxитектуру: Бедринская-Белоручева участвовала в проектировании гостиниц «Пекин» и «Россия», а также делала проект Дома правительства РСФСР (Белый дом).
Оригинал скульптуры — это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р.Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.
Свидетельство о публикации №116022706927