Литературный Салон 2016-1
Михаил Рогачёв:
Конкурс: «Домашнее задание»
Моей жене как то приходилось присутствовать на экзамене в одном из театральных ВУЗов. На этом экзамене студентам предлагались достаточно интересные задания по актерскому мастерству. Например, студент читает стихотворение М.Ю. Лермонтова парус и прямо во время чтения ему говорят: «А теперь ты муха (или клоп или червь или лиса – любое, что придет на ум члену комиссии) - продолжай и студент начинает читать уже по другому, согласно заданной роли – ползает жестикулирует, меняет интонацию делает упор на звучание и т.д.
А теперь представим, что Вы абитуриент. Вам дают тему – образ для подготовки к экзамену и вы должны написать стихотворение согласно задания.
Вроде бы, что может быть проще? Но! Вы же поступаете в театральный ВУЗ, а значит должны проявить все свое умение и смекалку, Вы должны полностью вжиться в предложенный Вам образ – если вы муха, то должжжжны зззычно жжжужжжжать, если вы матерый медведь, то рррык ваш должен внушать уважение – зритель должен всей кожей чувствовать ваш образ. Все мы знаем насколько может быть изобретательна фантазия экзаменаторов. Вы можете оказаться волком, который наткнулся на кусок пенопласта случайно облитого охотниками кровью и вы должны будете показать всю комедию и трагедию этой ситуации, даже ёжик из контактного зоопарка должен почувствовать восторг хищника, при виде кажущегося лакомым куска, и все его разочарование, когда его зубы впиваются в пенопласт, передать звук клыков впивающийся в эту мерзость, изобразить шерсть вставшую дыбом от противного звука и т.д.
По сути ваша задача сводится к одному – быть максимально выразительным в рамках предложенного Вам образа.
«Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи.» (с)
Мудрено, правда? На самом деле все не так сложно. Многие из Вас осознано или не очень используют средства, которые придают стихотворению особенную выразительность.
Ни один из великих или знаменитых поэтов не обошел стороной те или иные средства выразительности:
1. Звукоподражание:
Помните, как там у Высоцкого в песне:
Из бомбардировщика бомба несет
Смерть аэродрому,
А кажется, стабилизатор поет:
"Мир вашему дому!" (вот эта строчка и есть звукоподражание)
2. Аллитерации:
Помните как там у Бродского:
ЧтоБы там Была ОпеРа, и чтоБ в ней ветеРан-
теноР испРавно пел аРию МаРио по вечеРам;
чтоБ ТиРан ему аплодиРовал в ложе, а я в паРтеРе
БоРмотал Бы, сжав зуБы от ненависти: "БаРан".
Или Есенина:
ОтговориЛа роща зоЛотая
Березовым, весеЛым языком,
И журавЛи, печаЛьно проЛетая,
Уж не жаЛеют боЛьше ни о ком.
Аллитерация, ассонанс, консонанс, рифма, тропы, фигуры и т.д. – все это средства позволяющие сделать произведение более выразительным. Все, что касается выразительности стиха на уровне звука называется - инструментовкой стиха. На самом деле каждый звук имеет свой характер, например [л] - нечто ласковое и нежное, [р] – мрачное и грозное и т.п. Сочетания звуков имеют еще более сложный характер. Слова и их сочетания…
Есть и другие возможности сделать стихотворение выразительным. Например ритм – для философских размышлений подходит один ритм, для изображения бешенной скачки на верблюдах другой.
Приемов множество и Вы должны их использовать по максимуму, чтобы поступить в театральный ВУЗ.
Переходим к заданию:
Регламент:
1. 1.В течении трех дней все желающие подают заявки на участие в конкурсе. Каждый участник пишет в рецензии сколько образов он желает переработать (от одного до трех).
2. 2. На четвертый день каждый участник получит задание-образ.
3. 3. Далее в течении семи дней участники пишут стихотворения.
4. 4. Оцениваем стихотворения участников.
Требования к стихотворению:
1. Мы все уже как бы детки взрослые и потому должны понимать – конкурс в театральный ВУЗ – это вам не хухры-мухры, на одно место претендует порой сотни человек. Поэтому образы могут быть самыми неожиданными и причудливыми. Но между тем зритель – тот же экзаменатор или просто уборщица тетя Клава не должны вникать какое там вам было выдано задание или образ – стихотворение должно быть САМОДОСТАТОЧНЫМ и максимально ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ в рамках отведенного Вам образа! Например, вы получили задание- “Вы мальчик 12 лет, который нашел пачку пятитысячных купюр, общим количеством в 500 000 рублей”. Все что там будет с мальчиком – дело Ваше, как вы выстроите сюжет – дело Ваше, монолог это будет или вы выступите в роли рассказчика – дело Ваше, какой финал будет – тоже Ваше дело. И вообще ни экзаменатора ни уборщицу тетю Клаву не волнуют Ваши потуги – они просто кожей должны почувствовать, что вот он мальчик 12 лет, который держит в руках пол миллиона. Мальчик это хорошо… но Вам может быть предложен и образ скисшего кефира или образ муравья, который видит занесенную над ним ногу слона… Отнеситесь к заданию со всей возможной серьезностью.
2. Размер произведения от 12 до 40 строк. Для тех кто любит посмаковать образ детально можно и больше.
Критерии оценки:
1. За самодостаточность в рамках заданного образа выставляем оценки как в ВУЗах от двух до пяти (неуд, уд, хорошо, отлично.)
2. За выразительность (технику стиха) так же от двух до пяти баллов.
Итого каждое стихотворение будет оцениваться по двум параметрам.
Итак, все, что от Вас требуется – читатель должен сказать «Верю».
========================================
1 этап "Анонс или Домашнее задание" - я Вам расписал. Всю рубашку и размещайте. Под рецензией авторы подают заявки, на четвертый день каждый от меня получит образ(-ы)
2 этап "Экзамен" - Авторы в задании пишут свои стихотворения и размещают их в рецензиях в форме: Задание, а под ним стихотворение.
3 этап "Экзаменационная комиссия" - выставляем оценки.
4 этап "У доски с экзаменационными оценками" - узнаем кто стал студентом.
)))))))))))))))
От Вас (Л.К) размещение готовых форм по мере надобности (за день до размещения я их буду Вам скидывать по почте. Подведение итогов (четвертый тур и награждение) за Вами)))))))))))))))
С Уважением, Михаил.
Свидетельство о публикации №116022504064
Проведение параллелей откровенно натянутое.
Кстати, хотелось бы заметить, что даже в плане актерском:
Одно дело - написать стих, который хороший актер мог бы использовать
для передачи требуемого. Это задание более - менее осмысленное, но требующее
профессионализма поэтического, знания театральной кухни, и даже актера,
которму предстоит исполнять.
В такой постановке - здесь просто не место для таких заданий.
И замечу - актеру в таких случаях потребуются комментарии автора.
Указания режиссера итд.
Не следует забывать - у актера есть мимика, жесты, сценическое движение,
есть интонации, "игра голосом".
А если иметь в виду не это - то что?
Если стих не рассчитан на исполнение актером -
то на что он должен быть рассчитан?
Если опытный актер сможет правильно прочитать специально написанный стих,
то это вовсе не значит, что этот стих правильно "прочитает" обыкновенный
читатель.
Гениальное сценическое произведение вовсе не обязательно будет
надлежащим образом воспринято без сценической игры обычным читателем.
(может, поэтому Толстой не признавал Шекспира?).
Мне кажется, многие буквы в посте Михаила вообще лишние.
Лишнее - все, что связано с театром.
При чем тут вообще театр и выдрюки экзаменаторов?
Мы же на поэтическом сайте и говорить нужно о стихотворных задачах.
А их тут вообще не просматривается.
Задание на аллитерацию - это понятно.
И для сравнимости - конкретно задать на какую.
На интонацию? Сложнее, но что-то понять можно.
То, что предлагает Михаил - понять невозможно.
Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что.
Написано много - но совершенно неконкретно.
Я вот понятия не имею, что от меня будет требоваться.
Написать стих от имени ворона?
Можно взяться. Только вот при чем тут театральные экзамены?
При этом требовать, чтобы читатель поверил, что стих именно ворон написал?!
Бред полный. А если не это - то что?
Можно напихать аллитераций на "кар".
А оно надо? Зачем?
Ни один человек в здравом уме не поверит, что это речи ворона.
Аллитерации будут на месте, если надо просто передавать "карры"
Но при чем тут перевоплощения автора?
И опять-таки, авторское исполнение стиха не предполагается.
Так что лицедейство автора, пусть даже он гениален как актер,
здесь не при делах.
В общем,я полагаю, что все театральные моменты надо выбросить.
Четко сформулировать стихотворные задачи- что требуется от авторов.
Иначе получится балаган с невнятным заданием и весьма туманным судейством.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 28.02.2016 11:53 Заявить о нарушении
Михаил Рогачёв 28.02.2016 20:16 Заявить о нарушении
Вы вообще ушли от обсуждения.
Повторю первый пункт, если Вы меня не поняли.
Можно поставить целью написать стих, который в руках умелого актера позволит ему наилучшим образом воплотить заданный образ.
Но очевидно, что в данном месте рассчитывать на что-то приличное такого плана не приходится.
Значит - делать предлагается некий суррогат.
Никакого исполнения не предполагающий.
Но если не предполагается исполнение, при чем тут актерство вообще?
Если Вы о том, что в процессе написания автор должен стремиться прочувствовать, понять своих героев (перевоплощаться вовсе не обязательно) - то это просто банальность.
"Как, великий Эйнштейн приезжает в Одессу с такими хохмами?!"
:-)
С уважением
Тимофей Бондаренко 29.02.2016 01:13 Заявить о нарушении
С Уважением.
Михаил Рогачёв 29.02.2016 17:01 Заявить о нарушении
Кто и что должен сыграть?
Как КОНКРЕТНО Вы себе это представляете?
Типа, как Алоизьевич, читать свои опусы перед зеркалом?
А видеозаписи сего действа - на конкурс?
:-)
Ну так не лучше ли тогда провести просто конкурс исполнителей в таком формате - каждый читает заданный стих и присылает фонограмму.
Тут хоть как-то судить можно будет.
(правда, вовсе не уверен, что найдется достаточно количество разбирающихся в этом деле - получится профанация еще почище народных голосований по стихам)
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 29.02.2016 18:10 Заявить о нарушении
Вам никто не выдает готовый образ в виде подробного описания в виде роли а выдает лишь краткое описание его с привязкой к ситуации, так делают обучая студентов театральных вузов. Далее Ваш талант и Ваше понимание образа либо делают его живым либо вы умираете, как студент и все - третьего не дано. Я зря зациклился в описании на инструментовке стиха и средствах выражения - их может и не быть, но образ оживет, хотя он оживет с помощью приемов вытащеных Вами же с помощью Вашего же подсознания. Вы никогда не прописывали своего лирического героя, не думали, что ему подойдет смокинг или вязанный свитер, борода или трехдневная щетина, не задумывались над тем балагур ли он или строгий клирик?
Вряд-ли, судя по Вашим произведениям, а все туда же беребильда и лженаука. Да миллионы людей пользуются тем, что я описал(а до меня тоже многие) во многих областях жизни...
Но, в принципе, конкурс уже убит, потому как у меня попросту нет ни времени ни желания доказывать очевидное другим, поскольку мне еще многое нужно доказать себе.
Удачи Вам, Тимофей.
Михаил Рогачёв 29.02.2016 18:29 Заявить о нарушении