Мысли о свободе, 1

Самораскрывающаяся свобода. Размышления о свободе / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –100 с.

Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/2942/

Листалка. Скачать файл phprj
https://yadi.sk/d/k-wIf0fgnfABt
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/flnb

===================================================

Самораскрывающаяся свобода – обретение все большего количества степеней свободы во все более сложной среде, насыщенной все большим количеством необходимостей.

Есть два понимания свободы.
Одно – свобода без каких-либо ограничений и связей, где нет вовсе «нельзя». Это свобода хаоса и даже чистого вакуума, где все разрушено, осталось только «ничто», которое абсолютно свободно.
Второе понимание свободы – все более сложная деятельность во все более сложной среде. Самораскрывающаяся свобода. Она возможна только среди множества ограничений. Чем их больше, естественных и разумных, тем среда и объекты, субъекты в ней - более совершенные.
То, что считаем мы несвободой – искусственные ограничения, устанавливаемые «плохими субъектами» в корыстных или иных надуманных целях, не связанных с мировою необходимостью.
Определять же, конечно, можно все что угодно и как угодно, в том числе и «свободу». Люди зависимые от кого-то или чего-то, несвободные люди берут чужие определения. А свободные ищут собственные. В меру своего разумения.
Значение, может быть, и «единственное» для каждого, но у всех оно – разное. Я так пони-маю, «свобода и не свобода» - одна категория, но у нее есть свои крайние случаи. Так же как, на-пример, «свежесть – несвежесть». Об этом у меня есть диалог «О диалектике».
http://www.proza.ru/2001/12/15-48

Подлинная свобода – не в разрушении связей, ведущем к хаосу. А в осознании того, что сложные объекты или субъекты могут существовать только в сложной среде, при наличии множе-ства ограничений. И чем сложнее и оптимальней субъект (например, гениальнее), тем с большим количеством условий, необходимостей, вынужден он мириться. Но, соответственно, и тем шире простор открывается для дальнейшего совершенствования, творчества.
Примитивное понимание свободы ведет к полному распаду сознания, тела и «я» - к смерти, переходу сложно устроенных содержаний и форм в простейшие.

Свободным можно быть только средь равных. А равным – среди свободных.

Сущность свободы в том, чтобы иметь возможность распоряжаться всеми осознанными не-обходимостями.

Люди не могут быть свободны от единого мира, частями которого сами являются.

Истинная свобода состоит в том, чтобы добиваться необходимого (строить новые необхо-димости) в границах необходимостей сущих; осуществлять все более сложную деятельность во все более сложной среде.

Никто не бывает абсолютно свободен. Ни от чего – существующего и даже не существую-щего.

Элементы возможного в рамках сущего, флюктуации случайного, пытающегося выйти за границы необходимого могут являться и проявлениями негативной свободы, ведущей не к созида-нию, а к разрушению.

«Свобода слова» равна для всех – только теоретически. Реально абсолютно несоизмеримы возможности для небольшой кучки политиков и олигархов с одной стороны и всего народа с дру-гой.
 
«Компромиссы» не подразумевают под собою свободы в худшем понимании этого слова, ведущей к полному разрушению собственной точки зрения. Другое понимание свободы – как раз в необходимости некоторых ограничений, которых не избежать – дабы себя сохранить. Очевидно, есть «компромиссы» и «компромиссы». Одни сопряжены с внутренними нашими неизбежностя-ми, объективными необходимостями, в конце концов, с тем, что от нас требует Бог, пусть и не яв-но. Другие – чтобы облегчить себе жизнь, от лени и слабости.
Я не ощущаю за собой компромиссов, превышающих нормальное человеческое общежитие и то, что от меня требует мое подсознание… Может быть, именно - Бог?

Никогда никому ничего не навязываю, никого не обязываю. Не ограничиваю… Жду этого и от других в отношении лично себя.
А вот когда кто-нибудь пытается меня ограничивать, поневоле приходится предпри-нимать некие меры, что делать… Дабы извне ограничить неумеренную свободу, неправиль-но понимаемую оппонентом.

Для бессознательных тел «свобода» - независимость от внешних связей, неограниченное по-ступательное движение или случайные флюктуации в пространстве возможного.
Для разума свобода – полное осуществление осознанных целей, все более сложная деятель-ность во все более сложной среде. Наличие сознания наносит самые существенные ограничения на наше тело и в то же время дает нам недоступные никаким бессознательным телам возможности для свободы.
Сознание формирует категорию «свободы» как таковую. И, чем далее оно от выбора «быка», тем более, тел неодушевленных, подвластных и движимых лишь внешними силами, например, тяготением, тем больше у него степеней свободы, но и больше ограничений.
Дополнительные возможности радуют нас, ограничения новые – огорчают. И здесь надо либо смириться с сознанием человека, возможностями и ограничениями его, все возрастаю-щими, либо превратиться в «быка», а то и вообще в мертвое «тело».

Как сделать – каждый должен сообразить сам. Главные цепи – в нашем сознании, а не вне его.
Можно и заповеди считать лозунгами. Или, их соблюдая, находить через это дополнитель-ные возможности.
Человек живет жизнью своей, у другого ее просить бесполезно. Больше жизни хотите? Бе-рите - собственной, сколько возьмете!


Рецензии