От кровение 1005

Ефим Ташлицкий

От кровение 1005

Смотрю, как время размывает акварели
Моих безудержных надежд, моей мечты,
Одни мосты... я их любил... сгорели,
Другие строю... помогаешь ты...

Косятся параллели друг на друга,
Соединиться не судьба вовек,
Старуха-карма - жилиста, упруга,
Спасла меня, наслав на землю снег...

Она корявая, как страшная колдунья,
Вдруг обернётся светлой красотой,
И наградит любовью полнолуние,
Скосив былое острою косой...

Или пришлёт душе картины лета,
Эскизы гор, огонь от костерка...
Его зола подпитывает где-то
Травинку, что дрожала у виска...

Минутное забвенье... чувствам тесно...
Сердечная, клокочущая страсть...
И вырывается наружу старой песней,
Зовёт на землю в ярости упасть...

Скрести в кулак стерню, её коренья,
Сжимая в стоне жизненный поток...
Пушинка я, вдох божий на мгновенье,
Взваливший на себя судьбины рок...

Спасёт любовь, я в это свято верю,
Опробовано зелье... пьян опять...
Косятся друг на друга параллели,
Им друг у друга счастье не отнять...

24.02.16.


Рецензии
Какое удивительное откровение по красоте слога и силе эмоционального воздействия! Все, кто давно знаком с творчеством Ефима Ташлицкого, знают его характерную черту - образное мышление.
Вот и это очередное стихотворение насыщено образами. Очень интересен образ акварели. Поэт не раз использовал его в своих стихах. Закономерен вопрос:"А почему именно акварель, а не другие техники живописания?" Кто хоть раз пробовал рисовать акварелью, тот с уверенностью скажет, что это не так просто - требуется максимальная сосредоточенность и отработанная техника.
Работы, выполненные масляными красками по холсту, пережили своих создателей. А вот с акварелями гораздо сложнее. Краски капризны и непредсказуемы. Но зато акварель сочетает в себе особенности живописи и графики.
Для сохранности акварельных рисунков необходимы особые условия: темнота, сухость, прохлада, - иначе они выгорают, стареют, блекнут. Но разве возможно свою жизнь поместить в комфортные запасники? Вот так и мы подобны акварелям, выставленным на всеобщее обозрение: где-то чётко, почти графически, где-то размыто памятью или слезами, где-то легко и воздушно, как в безмятежных снах.
Не обобщённый образ лирического героя выписывает автор в своих "от кровениях". Стихи эти автобиографичны. Поэт как опытный портной из разноцветной ткани своей жизни выкраивает детали и сшивает - образ самого себя.
На первый взгляд, каждый может примерить этот образ: у всех есть "акварели", свои "мосты" и т.п. И размер вроде тот, а костюмчик-то не сидит ! Ведь образ, в отличие от костюма, цельный, а не фрагментарный. И есть в нём одна отличительная деталь:"Старуха-карма - жилиста, упруга, спасла меня, наслав на землю снег". Это Афган! Это та снежная буря, подобно которой старожилы не видели полстолетия. Что это было: карма, судьба, фатум, фортуна? Да как ни назови, а это спасло Ефиму Ташлицкому жизнь.
Какими эпитетами награждает поэт пресловутую карму! То она "жилиста, упруга", то "она корявая, как страшная колдунья". Но в её власти "вдруг обернуться светлой красотой" - "и наградит любовью полнолуние..." Да, Луна - повелительница вод, и в полнолуние чувства обостряются. А Время-Хронос, водя дружбу-вражду с госпожой Фортуной и господином Случаем, по дружбе скосит " былое острою косой..."
Какие образы! Не перестаю удивляться и наслаждаться их поэтичностью и скрытым смыслом. Взять хотя бы агрономический термин "стерня". Жнивьё скосили. Урожай собран. Поэт и сам говорил об этом ранее, иносказательно:"Накоплен мной невероятный бонус..." Но стерня-то осталась! Сельским жителям хорошо известно, какие колючие эти нижние части стеблей.
Образ стерни - это наши неудачи, это наш горький опыт. Это всё то, что не размыто акварельно, а колет наши воспоминания. И хочется "в ярости упасть...Скрести в кулак стерню, её коренья..."
Но "жизненный поток" не остановить. Нет смысла нам бороться со "стернёй". Как в поле стерня улучшает гумус почвы, так и опыт наших прошлых лет даёт коррекцию внутренней реальности. Как в некоторых странах применяют метод посева по стерне без перепахивания плугом, так и новые мысли, надежды и желания, засеянные поверх былых утрат, всходят обновлёнными чувствами, которые помогают строить "новые мосты".
"Эскизы гор, огонь от костерка" - как его зола подпитывает травы, так и эти картины прошлой жизни подпитывают поэтические озарения автора. Но горечь чувствуется в его словах:"Пушинка я, вдох божий на мгновенье, взваливший на себя судьбины рок... Читая эти строки, физически ощущаешь тяжесть.
Но можно осознание себя лёгкой пушинкой повернуть в позитивное русло. Существует такое поверье: если найдёшь пёрышко или пушинку, надо их сохранить - это знак свыше. Это Ангел удачи обронил его. Красивая сказка? Может быть. Но в сказках скрыт потаённый смысл.
И если мы иногда ощущаем себя бессильным пёрышком, гонимым ветром, то почему бы не представить себя талисманом удачи для тех, кто тебя найдёт и сохранит.
А как же параллели, которым "соединиться не судьба вовек"? Да, у каждой параллели есть своя широта, измеряемая в градусах. Но никакими градусами не измерить широту любящих душ.
И если гора с горой не сходится, то человек с человеком сойдётся. И как заклинание над талисманом звучат слова:"Спасёт любовь, я в это свято верю..."

Елена Зигаленко   28.03.2016 17:09     Заявить о нарушении