4. 33 Кейджа. Музыка пауз и фигуры умолчания
Принято считать, что суть пьесы - бездействие исполнителя, длящееся 4 минуты 33 секунды, в то время как звучащий материал поставляется случайными звуками из зрительного зала: скрипом кресел, шепотом или удивленными возгласами слушателей и т.п.
Но на самом деле всё было задумано композитором совсем не так.
Кейдж по определенному принципу скомпоновал паузы. Не какие-то "неопределенные" промежутки молчания, а вполне конкретные - одна пауза была, допустим, шестнадцатая с точкой, другая - тридцать вторая, третья - восьмая и так далее. В сумме (с учетом избранного метронома) получилось 4 минуты 33 секунды. Пьеса при этом состояла из трех частей.
Итак, первая запись пьесы состояла из точно выписанных пауз. Это была партитура с тонкой организацией "внутренних" импульсов - не слышных для внешнего уха, но ощущаемых как некое наложение на более-менее равномерную "сетку", на внутренний хроноартикуляционный "континуум". Можно представить и привычное физическое выражение такого континуума - пульс, с которым вступают в диалог эти самые паузы. То есть получалась не музыка "для публики" (отличной от "исполнителя"), а музыка для исполнителя, который сам и является реципиентом.
Увы, первая партитура потерялась, и Кейдж написал вторую, где уже не было конкретных пауз, а было только три части, и в каждой из них стояло "tacet" (молчание). Вторая версия и вошла в "обиход".
Вот одно из современных её исполнений:
http:///youtube.com/watch?v=JTEFKFiXSx4
Принцип Кейджа - писать музыку для "внутреннего восприятия" рецепиента - находит переклички в творчестве и других авторов, в частности, у живущего в Екатеринбурге Вадима Карасикова: http://www.stihi.ru/2016/02/21/868
Недавно на youtube была выложена лекция композитора Сергея Невского "Фигуры умолчания. Написание музыки в эпоху общедоступного цифрового архива":
http:///youtube.com/watch?v=3sd60QjQZSE
Цитата из лекции С. Невского:
<<Для того чтобы что-то "стереть", нужно об этом помнить...>>
4:33 Кейджа "помнит" о всем классическом опыте европейской музыки - и "стирает" его в рамках столь дорогой Кейджу традиции дзен-буддизма.
(24.01.2011, с дополнениями)
Свидетельство о публикации №116022207665