Спокойно, Армия!
Я думаю, никому не секрет, какое на сегодня отношение ко всему, что связано с призывом нашей доблестной молодежи в ряды вооруженных сил России, как родители всеми правдами и неправдами пытаются оградить своих дорогих чад от службы. Кто-то прячет детей у родственников, кто- то помогает протолкнуться им в технические вузы, кто -то пытается за большие деньги представить их перед военной комиссией дистрофиками, что, кстати. опасно для самих детей, и во всех этих случаях в выигрыше только те, кто огражден от армии баснословными барышами. И очень обидно бывает слышать, когда мы узнаем, что дети нашей армейской и политической элиты либо сбежали на учебу за рубеж, либо отсиживаются дома, и ни их, ни их родителей никто за это не привлекает к ответственности.
Мой случай не подошел ни под один из названных выше критериев оценки происходящих в нашем дорогом Отечестве событий призывного возраста, хотя у меня два сына, и оба проходили этот возрастной рубеж.
Как любая мать, если она хочет себя таковой ощущать в жизни, я желала своим сыновьям счастья, которое должно было быть выражено в их статусе, защищенном от всех негативов социума: их высшем образовании, их стремлении активно трудиться на благо общества в том качестве, в котором они себя
найдут, не исключая военные профессии, многогранными, интересными в общении
людьми, красивыми внешне и внутренне, спортивно подготовленными к любым ситуациям, здоровыми и сильными физически и духовно. Я стремилась вырастить настоящих граждан моего дорогого Отечества, которому сама верой и правдой служила и служу всю свою сознательную жизнь!
Говоря о высшем образовании, я не считаю зазорным при наличии, допустим, инженерного диплома освоить до совершенства и в свое удовольствие рабочую профессию, ибо сама никогда не гнушалась рядового труда и очень уважала друзей, среди которых было много рядовых тружеников нашего социума.
Просто высшее образование поднимало планку культуры на должную высоту, обеспечивало некую защищенность в любом обществе, уверенность и независимость в общении с людьми. В работе это тоже не мало важный фактор. Тем более, что я и мои сыновья учились в СССР, где можно было без всяких репетиторов поступить в любой ВУЗ, если ты этого очень хочешь, да и денег за это никаких платить не надо было. Поэтому я считала главным своим материнским долгом перед детьми дать им возможность получить высшее образование, ведь сама то я его имела и в полной мере осуществила свою мечту благодаря своим усилиям и, конечно,помощи государства,в котором жила,училась, работала, растила детей.
Но это высшее образование моих ребят стало настоящей ареной
сражений с их легкомыслием и непониманием того, что им преподносилось на
" тарелочке с голубой каемочкой"по Ильфу и Петрову. Старший сын решил
поступать в Высшее военно- морское училище в Ленинграде ( Петергоф,4). Это его собственное решение я приняла с восторгом! Тем более, что в Ленинграде живут наши родственники, могли бы ему помочь адаптироваться на новом месте.
Первый экзамен по математике он сдал на 4 (хорошо), посчитал,что он уже в ВУЗе, проиграл физику в футбол и с чемоданчиком, не солоно хлебавши, вернулся домой в Москву. Здесь надо было поступить в ВУЗ того же профиля, им оказался МИРЭА. Уже пришлось напрячься, имея плачевный предыдущий опыт, и экзамены были сданы успешно. Больше всех радовалась я, гордясь своим ребенком. Но на этом тревоги мои не закончились, так как дети учились, а я
работала, поэтому контролировать их я,естественно,не могла, и они это прекрасно понимали.Мне было трудно еще и потому, что мы расстались с мужем, когда детям было одному-18 лет, а другому-8, и мне пришлось воспитывать их одной. По праздникам приезжала мама из Подмосковья, чтобы мне помочь, вот и все подспорье!
У старшего сына в институте, а у младшего в школе начались проблемы. Я металась от одного к другому, пытаясь не выпускать ситуацию из под контроля.
Но сражаться с любовью, все равно, что плевать против ветра. В один прекрасный момент мой студент объявил мне о том, что он хочет жениться! Это сообщение было мне как обухом по голове! Я пошла на смотрины к невесте и держала перед родителями речь такого содержания:
"Дорогие будущие родственники! Я сама была молодая и тоже выходила замуж. Однако, я имела за плечами специальность, работу, и могла полностью себя обеспечить. Тут же ситуация другая. У меня растет еще маленький сын,а наш жених институт перестал посещать, нигде не работает. Не знаю, как у него язык повернулся предлагать Вашей дочери руку и сердце! От меня в данной ситуации он не получит ни копейки!"
Тогда сын стал клясться, что он окончит институт, а невеста обещала помочь ему в этом и еще устроить его на работу в вечернюю смену. Договоренность и с той, и с другой стороны была выполнена, семья создана, а постоянная работа главы семейства и его супруги обеспечили материальное благополучие семьи. Но для этого потребовались воля и четкое выполнение условий договора по становлению личности главы семейства, помощь друзей моих и его, и что самое важное- любовь и помощь супруги, которую я считаю с тех пор не снохой, а своей дочерью.
С младшим сыном ситуация оказалась еще сложнее. После ухода отца из семьи
мальчик возненавидел его и не хотел ни при каких обстоятельствах с ним встречаться. Заместитель директора школы, в которой дети учились, обратилась по телефону к отцу, чтобы он помог с ремонтом школы. Тот поставил условие, что поможет. если за материалами к нему придет сын. Мальчика вызвали в дирекцию школы и попросили сходить за краской к отцу. Сын нагрубил, хлопнул дверью и убежал. До этого случая к нему по поведению не было никаких претензий. А теперь по всем предметам, за исключением физики, как из рога изобилия, посыпались двойки. Меня бесконца вызывали в школу. А классный руководитель, учитель математики, даже посоветовала обратитиься с ним к нервопатологу, так как поведение его стало адекватным учебе. Парень прогуливал уроки, ходил кругами вокруг школы и посещал только уроки физики. Видимо, этот преподаватель не поменял к нему доброго отношения. Физика для меня, хотя я хорошо училась. была крайне тяжелым предметом, а у моего сына по физике в дневнике были одни пятерки.
И вот в классе случилось чрезвычайное происшествие: пропал журнал!
Искали несколько дней, так и не нашли. Однажды друг моего сына выяснял что- то по домашнему заданию у учителя по физике.Вдруг входит в класс преподаватель по математике и просит,чтобы тот поставил моему сыну плохую оценку в четверти, объясняя это тем, что мой сын плохо ведет себя на ее уроках. Учительница по физике удивилась, но при парне ничего не обещала. Однако, классная руководительница ей намекнула, что журнал все равно потерян. И вот в конце четверти у моего сына по физике появляется тройка.
Тогда друг сына пересказывает ему весь разговор педагогов, которому он был свидетелем. Для меня этот период обернулся кошмаром. Парня вытолкнула школа и тут же подхватила улица. Он стал слоняться с ребятами по дворам, в двенадцать лет закурил, а однажды я обнаружила, что от него пахнет спиртным. Являясь инженером- технологом 1й категории в цехе с 460 членами коллектива и при этом Председателем цехкома на правах ФЗМК, я при своей занятости просто не знала. что делать. Пришлось обратиться в отдел кадров, чтобы мне поменяли режим работы. Приняв к сердцу мою ситуацию, начальник отдела кадров пошел мне навстречу, несмотря на то. что моя работа с 7 часов утра никого не устраивала. Зато теперь я уже в 16 часов была дома, бросала сумку и устремлялась по дворам на поиски сына. А компания дворовая была страшная. В нее входили ребята в возрасте от 12 до 18 лет. Там были дети пьяниц или тунеядцев, скрывающихся от правосудия. Они грабили по ночам подвыпивших прохолжих, обворовывали квартиры, машины, овощные базы. В нашем подъезде на 9м этаже жил наркоман, в соседнем подъезде- семья алкаголиков. Я пыталась любым способом отвлечь сына от этой компании.Однажды моя сотрудница по цеху предложила мне взять щенка на выбор. Ее чистокровный мраморный спаниэль- сучка-родила шесть очаровательных малышей от чистокровной белой лайки. Сын услышал наш разговор и стал умолять меня взять предлагаемого пса. Я наотрез отказалась. Тогда он залился слезами и пообещал мне хорошо учиться, гулять с собакой и заняться спортивным ориентированием. Дело в том, что одна моя знакомая занималась с ребятами спортивным ориентированием, часто ходила с ними в походы, уезжала на соревнования то в Прибалтику, то на юг. Я ей рассказала о своей беде с сыном и она мне пообещала устроить его в свою секцию. Помимо этого, я еще договорилась с автошколой. Многие ребята посещали ее. Но там оказались плохие педагоги. У парня с первого раза что- то не получилось, и они его вышвырнули оттуда, обозлив неимоверно.
Наконец,я решилась поехать с сыном за псом. Только бы отвлечь его от дворовой шпаны! Только бы вернуть его в школу! Мы ехали очень долго, но настроение у сына было приподнятое: он был в предвкушении чуда общения с животным. Его волнение передалось и мне. И вот мы у цели! Когда мы вошли в коридор, то взоры тут же устремили в угол, где копошились щенки. Все были мраморными, а один совершенно белый с черными ушками. Я тут же воскликнула:" Белый Бим- это мой пес!" На что хозяйка ответила: " Это сучка!" Но я не отступала:" Тогда будет Бимухой!" Мы дали за щенка символический выкуп и уехали. Сын всю дорогу держал псину за пазухой и был счастлив! Но скеолько потом началось мытарств:прививки, бесконечные прогулки, подтирка полов, кормежка, как с маленьким ребенком. Собака росла, хорошела на глазах, сын сначала с ней занимался, затем понял, что это тяжкий и очень ответственный труд и в один прекрасный день мне сказал:" Бимка тебя больше любит, вот и гуляй с ней сама!" Но спортивное ориентирование он не бросил. Еще я его устроила в музыкальную школу по классу баяна,у парня обнаружили абсолютный слух. Он с удовольствием посещал оркестр, ему нравился руководитель. Итак, я устроила сына в английскую школу, в музыкальную школу имени Сергея Рахманинова,в секцию по спортивному ориентированию, подарила ему собаку, но когда случилась эта история с физикой, то сын опять пошел вразнос!
В один прекрасный день мне позвонили из школы- это была преподаватель физики:" Прошу Вас срочно придти в школу, Ваш сын стал плохо себя вести на моем уроке!" На что я осмелела, наконец,и ответила, что это она должна придти ко мне домой и извиниться перед сыном за свое поведение, за тройку в четверти! Иначе я пойду в комитет образования с его дневником.Преподавательница тут же прибежала к нам. Парень сидит ревет, она перед ним извиняется. Собака смотрела, смотрела на все это, пошла в переднюю и отгрызла у зимних ботинок педагога две одинаковые полуокружности. Когда мы вышли ее провожать, я так и ахнула! А Бимка была кстати в том возрасте, когда уже ничего не грызла. Это она так отомстила учительнице за слезы своего хозяина.
Мне было очень тяжело! Я металась между работой и сыном, постоянно его искала после школы. бродила по пятам дворовой шайки и не давала им покоя. В тот момент моей жизни мне было все равно, что они со мной сделают, только бы вырвать сына из цепких лап улицы!В моих поисках мне помогали мои друзья, подруги,сочувствовало руководство предприятия.
Даже устроили экскурсию на завод в цех, где я работала, чтобы показать ребятам мою значимость и уважение ко мне сотрудников. А мой приятель, когда я ему все рассказала, возмутился: " Ты готова к своей проблеме подключить целый мир. Ничего с твоим чадом не случится. Пусть пройдет через все это: пьянки, наркотики, плохую учебу, потом поймет, как это плохо!" - " А если не поймет? И почему через эту всю грязь должен проходить именно мой сын?"- возразила я,-" Да! Я не справляюсь одна, поэтому готова, как ты говоришь, подключить к своей проблеме целый мир, и я это делаю! Иначе я не могу, я не имею никакого моральнолго права пустить ситуацию на самотек!"
Мы с подругой часто вспоминаем тот день, когда мой 12летний сын пришел впервые после принятия спиртного, и я это учуяла. Я бушевала сначала одна, потом позвонила другу и подруге.Они прибежали тут же. Видя такой оборот дела,
сын юркнул под одеяло прямо в своей эпотажной телогрейке, керзовых сапогах и закрылся с головой. Подруга вбежала к нему в комнату и притворила за собой дверь. Что там происходило, было неясно. Только через некоторое время она открыла комнату и скомандовала по- армейски: " Встать!" Сын тут же вскочил, как ошпаренный. У меня она спросила: " Есть чемодан?"- я молча кивнула,-" собирай ему одежду, учебники, у меня поживет месяц, может быть дурь уйдет и человеком станет. Хватит над матерью измываться!"
Я шла на все, только бы вырвать сына со двора. Подруга тоже живет недалеко от школы. Я буду носить им все, что необходимо, в том числе и продукты.
И действительно месяц сын выдержал,а потом попросился домой. Он пообещал, что больше во двор не пойдет. Я сначала ему не поверила, но он признался, что ребята сами его выгнали из своей компании со словами: " Пошел вон. Твоя мать ненормальная, она нам надоела, даже на угрозы не реагирует, нам с тобой и твоей мамашей заморочки не нужны!" Я торжествовала! Победа была за мной! Ведь они мне грозились отравить собаку, а меня изувечить, на что я им отвечала: " Вы можете меня даже убить, но любого из вас я задавлю холодеющими руками, чтобы на одного поганца в жизни меньше стало!"
Подруга тоже мне рассказала, что она делала с моим сыном за закрытой дверью, когда она забрала его от меня в тот злополучный день. Она поведала следующее:" Я вбежала, рванула одеяло и стала его душить со словами пятиэтажного мата, который никогда не употребляла и даже не знала, что им владею в совершенстве.Он испугался и после моего окрика вскочил с постели!"
У нее тоже два сына, и за них мы с нею позднее сражались, используя мой богатейший опыт.
Казалось, все позади. Старший сын состоялся. Окончил институт, создал семью, работает. Младший сын завершает учебу в 9м классе. Идут экзамены. И вдруг...
Я была на работе, когда мне позвонили из школы! Оказывается, сына заставили взять второй билет, а он швырнул его на стол и вышел, сильно хлопнув дверью. Я отпросилась с работы и побежала в школу. Сначала выслушала педагогов, которые предлагали поставить ему тройки,лишь бы я его забрала из школы.Затем я выслушала сына:" Мама! В билете было три вопроса. Я пересказал текст, ответил на вопросы.Текст был не очень длинный, но без ошибок. Ребята могут подтвердить. Учителя, несмотря на это, заставили меня взять второй билет и опять готовиться по всем трем вопросам. Следом за мной отвечал Паша, мой друг. Он путался, сделал много ошибок, все ребята смеялись, когда он отвечал по вопросам билета. Его тоже попросили взять второй билет, но готовиться только по пересказу. Это было несправедливо. Я тогда встал и бросил билет на стол". Я поняла, что дальше травмировать психику своего ребенка в этой школе я не должна. И я согласилась на тройки и поиск новой школы для продолжения учебы. Мы решили заняться поиском после моей работы.
Вдруг он мне звонит такой радостный, счастливый!
" Мама! Я поступил в школу! Классная школа! Оказывается, учителя могут быть настоящими людьми! Я уже многих ребят из моей бывшей школы сюда перетащил. Они прибежали, и их тоже приняли!" Я стояла с телефонной трубкой в руках и плакала от счастья! И эту школу он окончил всего с одной тройкой, а по остальным предметам были пятерки да четверки.Я так подробно все поведала потому, что учителям, вышвыривающим детей на улицу, не разобравшись в ситуации,не место в школе. На какие страдания и муки они обрекли нас с сыном!
Еще к нервопатологу с ним заставили пойти! Врач тогда сказал мне, что сын совершенно здоров, просто он остро чувствует несправедливость. Он из ряда борцов за нее. Поэтому отчаиваться не следует.
Но отчаиваться мне пришлось еще не раз, потому что учителя первой школы сына оставили глубокие зарубки на его судьбе.
С поступлением в институт у сына проблем не было. Он выбрал для себя МИХМ,
попросил у меня всего 40 рублей на курсы при МАИ во время подготовки к экзаменам, блестяще их сдал и стал студентом.До третьего курса он учился хорошо. А потом встретился с дружками из своей бывшей уличной компании и перестал учиться. Я этого, естественно, не знала. Когда мне позвонили и сообщили о том, что сына исключают из института за прогулы в течение полугода, я попросила встречи с деканом. Одна из бывших моих сокурсниц по институту, которая там работала преподавателем, мне устроила эту встречу. Декан сразу на меня набросился с целым потоком обвинений. На что я ему ответила: " Уважаемый профессор! Представьте себе такую картину- каждое утро сын берет в руки кейс, я ему даю деньги на обеды в институте, он мне говорит, что сегодня у него две или четыре " пары", берет какие -то лекции с собой и уходит. Я уезжаю на работу и ни о чем не догадываюсь, потому что сын так талантливо играл роль студента, что полностью усыпил мою бдительность".
Декан мне поверил, но решения своего не отменил, так как было пропущено очень много лекций, экзаменов, зачетов.
Я пришла домой и стала искать своего балбеса. Вспомнила всех бывших его дворовых товарищей. Один из них, на мой взгляд, остепенился, и я пришла к нему домой. Попросила хотя бы предположительно указать, где может быть в данное время сын, его бывший друг. Парень сказал: " Да они сидят и пьют пиво во дворе школы, где фруктовый заброшенный сад, Вы там свою собаку выгуливаете!"
Я тут же побежала во двор указанной мне школы. Картина была впечатляющей! У забора сидели за перевернутыми ящиками все дружки сына, а он восседал в конце ящика в болгарском семафорном костюме и возвышался над всеми со своим ростом в 192 см. Когда я подошла ко всей этой компании, воцарилась напряженная тишина. Только желваки у сына играли на скулах,а лицо посерьезнело и нахмурилось. Злость во мне клокотала неуемная, я не знала, что делать, с чего начать свои активные действия. Я обвела взглядом их импровизированный стол с воблой, в беспорядке по нему раскиданной, потом их все ухмыляющиеся физиономии, и вдруг мой взгляд упал на целыйц ящих с пивными бутылками, в котором уже четыре бутылки были открыты и подготовлены к трапезе. Не долго думая, я взяла первую бутылку и молча полила по их головам, затем вторую, третью,, на четвертой кто-то оттащил от меня ящик в сторону со словами: " Сколько злости, сколько экспрессии!" И тут я спокойным голосом сказала: " Теперь я знаю, что мне делать!" И с достоинством, ровным шагом пошла домой, а там меня ждала к обеду мама, которая приехала к нам в гости.
Когда я вошла в комнату, то мама, увидев меня, испугалась. " Дочка! Да на тебе лица нет! Что случилось?" Я ей тут же обо всем поведала и попросила дать мне чистый лист бумаги и ручку. Пока я писала свое заявление в Военкомат, мама все причитала: " Ах, паршивец, ах, наглец! И как хитро все скрывал, сколько же муки он тебе доставил!" А я в это время все писала, просила немедленно забрать сына в армию, потому что он нигде не учится, не работает и проводит время с сомнительной дворовой компанией, которая ничему, кроме мерзостей,научить не может. У меня, как у матери, нет большого выбора: либо будущая тюремная камера, либо армия. Я выбираю армию! Еще я написала в заявлении, что сын- кандидат спорта по спортивному ориентированию, окончил английскую школу,музыкальную школу по классу баяна и имеет абсолютный слух. Может быть все это хоть в армии пригодится!
Военкомат был у нас во дворе, поэтому далеко мне идти не пришлось. Шел 1990 год, когда родители всеми правдами и неправдами пытались спрятать своих детей от армии, поэтому на меня в Военкомате смотрели как на ненормальную мать, которая идет вразрез с общей тенденцией. Однако,заявление у меня взяли. Я попросила дать мне десять повесток, чтобы регулярно опускать их в свой почтовый ящик, и не чувствуя под собой ног, поплелась домой.
Сын был уже дома, он лежал на диване и ждал скандала, которого не последовало. Я спокойно, по возможности,взяв себя в руки, сказала: " С завтрашнего дня я питаюсь в институте, все продукты, которые сейчас есть в холодильнике, я отнесу соседке, там буду их доедать. Ни одного дня, ни одного часа я кормить тунеядца не намерена, пока я еще себя уважаю.В тюрьме, либо в армии накормят бесплатно." Маме я шепнула: " Первую повестку я бросила в ящик. Скажешь ему, чтобы принес почту, но только ближе к вечеру". Прошел день, сын из дома не выходил, я с ним не разговаривала. Достав первую повестку, он спросил: " Что, так быстро сообщают из института о том, что я отчислен?" На что бабушка ему ртветила:" А как же, у них с Военкоматом тесная связь". Полежав денек, понимая, что прощения от меня он не дождется, сын поплелся в Военкомат,а там его уже ждали с распростертыми объятиями!
В это время было очень тяжелое положение с Прибалтикой,начались беспорядки, попытки отделиться от России. Сын попал в Каунас в десантные войска, в разведку. Я просиживала у телевизора, обливаясь слезами, и молилась о том, чтобы сын остался жив! Я бесконца повторяла: " Что я натворила! Но у меня не было выбора!" Это были попытки оправдать себя перед самой собой. Я страдала и ждала вестей от сына. Вскоре он буквально забросал меня письмами, просил прощения за свое поведение, сообщал, что за отличную службу он получил награды и благодарности, что он уже произведен в прапорщики и читает солдатам лекции по спортивному ортиентированию. Перед строем запевает песни под баян и пользуется доверием ребят и начальства. На соревнованиях по спортивному ориентированию он не раз показывал в армии высокие результаты, за что получил там титул мастера спорта. Зная, как он может обманывать, я не всему верила, и когда пришло под Новый Год письмо от командования армии, я испугалась, подумав, что сын и в армии чего- нибудь натворил. Мама возилась в это время на кухне, когда я сообщила ей о письме и о том, что боюсь его открывать!
Она взяла у меня письмо, прочла, видимо, его, и кричит мне из кухни:
" Ритушка! Отбой военной тревоги! Все в порядке! Иди, читай!"
Оказывается,командование меня благодарило за отличное воспитание сына и желало мне доброго здоровья! Это письмо я храню, как одну из самых моих дорогих реликвий! Я благодарна руководству армии в десантных войсках, я благодарна друзьям- десантникам моего сына, которые оказались замечательными ребятами. После службы они не раз бывали у меня дома. Я благодарна Армии, которая вернула моего сына в строй нормальным членом общества, которая рассмотрела в нем хорошее, доброе начало. Она сделала его настоящим
" маргеловцем" по имени Василия Филипповича Маргелова, которого все в десантных войсках называли " батей". Он был командующим десантными войсками после Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г
Сын мой стал настоящим тружеником. У него трое детей, их надо содержать, растить, воспитывать. В трудные минуты в жизни приходят на помощь друзья- десантники, школьные товарищи старшего брата, его друзья по школе, родные.Жизнь продолжается. Армия сделала то, что должна была сделать школа. Хотелось бы, чтобы к офицерам в форме опять вернулось то уважение, которое было к ним при советской власти. Я помню, как однажды я возвращалась с работы домой, а путь мой всегда проходит мимо Военкомата, и вдруг на меня выскочил оттуда высокий, красивый юноша спортивного вида весь в слезах, я оторопела! Спросила, чем я могу ему помочь? На что он мне ответил, что ничем.
Его не берут в армию из-за плохого зрения, а он не хочет быть
" белобилетником". Сейчас бы радовались этому. Очень плачевно, что армию довели до такого состояния. Хорошо еще, что десантники в чести. В том числе и мой сын. Поэтому я и говорю: " Спокойно, Армия! Имей в своем командовании настоящих педагогов, оснащайся новейшим вооружением и помоги России стать в один ряд с ведущими мировыми державами! Удачи тебе во всех армейских делах, в том числе и в воспитании наших детей и внуков достойными гражданами нашего
многострадального Отечества!"
Свидетельство о публикации №116022205697