Жизненный путь личности взгляд психолога

Вопросы жизненного пути личности изучаются различными научными дисциплинами. Об этом говорят также и классики литературы. Л.Н. Толстой писал: «Нельзя ждать неожиданных подарков от судьбы. Надо самому делать жизнь». Подобного же мнения придерживается и С.Л. Рубинштейн, который говорил следующее: «Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю». Жизненный путь – это история индивидуального развития, история каждого из нас.
На протяжении своей личной истории человек не раз сталкивается с критическими моментами, связанными с изменениями жизненной перспективы. В этих жизненных ситуациях одни люди способны перестраивать свою перспективу, повышая мотивацию достижения, а другие впадают в состояние стресса, начинают чувствовать опасность и тревожиться.

С.Л. Рубинштейн дал определение понятию «событие жизненного пути» - это поворотный этап, когда человек на длительное время принимает очень важное решение. При этом событийная структура жизненного пути непосредственно зависит от уровня развития личности. Человек в понимании С.Л. Рубинштейна является, прежде всего, активным субъектом, активным деятелем в своей жизни. «В жизни человека есть два основных способа существования: первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, потом подруги, учителя, муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом…».
Второй способ существования связан с появлением рефлексии. «Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за его пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент…». Здесь человек либо внутренне опустошается, идет по пути морального разложения, либо строит свою жизнь на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское понимание жизни. С.Л. Рубинштейн также отмечает, что человек должен правильно относиться к бытию, к Вселенной, очень большую роль играет отношение к другому человеку, к прекрасному, эстетическое начало в человеке. Таким образом, в философско-психологическом подходе С.Л. Рубинштейна открывается большое и серьезное отношение к прохождению человеком жизненного пути.

Б.Г. Ананьев также рассматривал человека как субъекта труда, общения и познания, а впоследствии – субъекта жизненного пути. При этом большая роль отводилась балансу взаимовлияния экстериоризации и интериоризации. В процессе интериоризации внешние действия переходят во внутренние, это происходит не только в процессе учения, но и всеми способами накопления жизненного и трудового опыта. Во втором процессе происходит процесс созидания, замыслы воплощаются в реальность, программы и планы реализуются.
Бесспорным является тот факт, что без планов и целей жизнь просто потеряет свой смысл. При этом в течение жизни жизненные планы и цели неоднократно меняются, этот процесс начинается уже в школьном возрасте и во многом зависит от системы ценностей человека. В этом отношении можно подчеркнуть роль воспитания и семьи в самореализации человека. Многие подростки со временем начинаю понимать, что их планы могут не соответствовать их способностям и возможностям и кого-то это побудит искать другие пути, а кто-то просто будет плыть по течению. Здесь мы опять приходим к мысли о развитии личности в процессе жизненного пути.

Рассуждая о жизненном пути личности, необходимо также сказать о концепции К.А. Абульхановой-Славской, которая анализировала человеческое бытие и  выделила единицы анализа жизненного пути. Это жизненная позиция – обобщенный ценностный смысл жизни, жизненная линия – изменение жизненной позиции во времени, смысл или концепция жизни – ценностный способ целеполагания.
Человек кроме того наделен ответственностью, он должен уметь регулировать, организовывать свой жизненный путь, быть активным и формировать свою жизненную позицию. Человек должен понимать, что жизнь – это не просто чередование событий, она зависит от его активности и придает событиям желаемое направление.
Наличие осознанных жизненных планов, представлений о своем будущем, непрерывности своего жизненного пути является одной из важнейших характеристик зрелой личности. Без представлений о том, к чему мы стремимся, каких результатов хотим достичь, невозможна никакая целенаправленная деятельность человека. От того, к чему человек стремится в своем будущем, будет зависеть, какие решения он принимает в настоящем и во многом, как относится к событиям своего прошлого.

Я думаю, что в последнее время проблема жизненного пути, цели в жизни особенно актуально звучит. В нашем мире практически не осталось четких ориентиров и ценностей. Оглядываясь назад, в прошлое, можно сказать, что мы многое потеряли и не очень много приобрели. Каждый из нас рано или поздно задумывается над тем, как проходит его жизнь и, наверное, важно вовремя остановиться и попробовать что-то поменять. Здесь неизбежно встанет вопрос об уровне личностного развития, жизненного опыта, социальных условий и многого другого. Следует помнить, что никто кроме меня самого не несет ответственности за мою жизнь и события, которые со мной происходят. Да, я часто думаю о своем будущем, у меня много планов и перспектив, часто сопоставляю события, соотношу то, что было сделано и то, что я получила взамен.

Думаю, что самое главное – видеть не свои ошибки, промахи, которые есть у каждого, а научиться видеть и чувствовать свой потенциал, свою внутреннюю сущность. Очень сложно быть собой, оставаться собой, идти своим путем, но вместе с тем понимаешь, что каждое событие жизни шлифует характер, придает ей осмысленность. Как говорил В. Франкл смысл можно увидеть во всем, даже в смерти, просто необходимо его искать.


Рецензии