Школа как тёмный лес
А действительно - чему? Читать я научился дома, и задолго до школы. Считать - тоже. Писать правильно меня выучило моё чтение, а почерк у меня всё равно плохой, как ни бился над "Прописями", как ни муштровала строгая "учительница первая моя", а пишу как курица лапой, - школе "минус"... Школьные физика, химия, математика - пустая трата времени. Даже закон Бойля-Мариотта не вспомню. Теорему Пифагора знаю, но для этого не нужно было десять лет сидеть за партой...
Физическое развитие? Ходить на лыжах научил отец. В футбол-волейбол мы играли во дворе, а также бегали как заводные с утра до ночи. Искусство прыгать "ножницами" в высоту освоил самостоятельно, и тоже дома: в школе на уроках физкультуры не получалось, да и стеснялся "перед всеми", поэтому - натягивал в комнате бельевую верёвку, когда никого не было дома, и прыгал, прыгал до тех пор, пока не стал брать требуемую высоту... как ещё сам не покалечился и мебель не поломал, ума не приложу. Тоже не пригодилось, как многое из школьной программы...
Иностранному языку, который должен был стать моим хлебом, меня научили в вузе. В школе я брал памятью и общими гуманитарными наклонностями. Опять "минус" школьной подготовке...
Умение "жить в коллективе"? Этому гораздо быстрее и доходчивее учит двор, без присущего школе лицемерия. Где же польза от школы? В отличие от некоторых, я вспоминаю "школьные годы чудесные" без тумана в глазах. В особенности теперь, когда ушли один за другим школьные друзья. Школа - это просто детство и юность, специфическим образом организованные, вот и всё. Как говорится - ничего личного...
Несколько слов о школе как "организованной форме досуга" (да простят мне такое определение теоретики педагогики). О том, что под этой формой понимается (ожидаемый результат), и что на самом деле (результат).
Есть чудесная сказка про Винни-Пуха, которую написал А. Милн. Помните: некий экзистенциальный лес и его неизменные, раз и навсегда данные персонажи? Туповатый медвежонок, вечно жизнерадостный поросёнок, ослик-нытик, философиня сова... и все-все-все. Так вот, это метафора нашей школы. Вот мы такие. И такими останемся. "Даром преподаватели..." Самые умные из них, между нами, хорошо понимают всю бесполезность "борьбы" с неизменяемым и бесформенным дао. И потому в борьбу и не вступают.
А ещё лучше понимают это наши дети, да-да, те самые, которые пришли в лес якобы учиться. Вот они-то знают всё наперёд. И кто медвежонок, знают; и кто сова; и знают, что Тигра так и будет наскакивать, как его ни учи; всё знают и понимают... Не нужно притворяться перед ними, не нужно давать им ненужные вещи. Школа не для этого. Школа - это самообман общества, пространственно-временной континуум, где всё основано на законе стагнации, отрицании развития, на самом деле. Нет никакого развития, никто ничему не учит никого. Если не испортит, так уже хорошо, уже "спасибо".
Всё сказанное относится ко всем школам - "элитарным", обычным, специализированным, и к любой форме обучения. Школа - это сказка, которую дети рассказывают для взрослых. Там внутри, под форменной одеждой и "лесом рук", таится, ох, совсем другой лес, тёмный, со своими лесными законами. А в своём "светлом", "взрослом", "понарошном" изводе - да, "пройди по тихим школьным этажам"... Лес, а в лесу мальчик играет со своим постаревшим медвежонком. Но законы игры жестокие и кровавые. Дети знают. Так бог создал. Хочется побыть богом для кого-то? Это уже другая сказка, и другая - бОльшая - кровь.
18 февраля 2016 г.
Свидетельство о публикации №116021808274