Люди нашего посёлка ш. 33-34
Жили мы дружно, ходили друг к другу в гости, играли в карты и в лото, помогали друг другу в строительстве и ремонте жилья, вместе садили и убирали картошку. Вечерами пели песни, а праздники отмечали в складчину - дружно, сытно, задорно и весело.
Помню, на ул. Средней д.35 семья Перетятько держали баню. Все ближайшие соседи пользовались баней за небольшую плату. В очереди наслушаешься, бывало, разных историй и страшилок, посмеёшься с веселых анекдотов и небылиц. Особенным красноречием отличался Иван Иванович Попков, или Попок по-уличному. Бывало, слышим явное враньё, кто-нибудь не выдержит и заметит:
- Иван Иваныч, да это ж брехня!
- А тиби шо не всэ одно шо слухать? – весело откликался балагур.
Эти посиделки сближали соседей, бывало что и песни запевали, и в подкидного дурачка, смеясь, играли, и многое узнавали о былом друг друга. Но никаких склок и скандалов, всё чин-чинарём, весело и дружно.
1. Корейцы
Помню, у небольшого прудика жила корейская семья, к-рая выращивала жирных лягушек в этом прудике- собственно, в канаве, исключительно ради вкусных, нежных лапок этих квакушек. И не только - эта же семья содержала свору собак – тоже для питания. Зимой и летом они забивали псов и питались ими. Мало того, хозяин дома Виталий Ли раз в году тратил свой отпуск на поездку в горы и привозил с собой пойманных змей. Моя сестра Раиса Петровна Галай заказывала у Фаи кореянки- швеи платья. Она была отличная мастерица – рукодельница, многому научила молодую девушку. Та швея угощала заказчицу вкуснейшими блюдами и из лягушачьих бёдер, и маринованными змеиными колбасками потчевала, и нежно-сладким собачьим рагу... Неискушённая деликатесами Раиска с восторгом рассказывала мужу и соседям об удивительных кулинарных способностях Фаины. И только тогда узнала все секреты блюд, когда муж Фёдор растолковал что к чему. Нужно было видеть бледную Раиску, которая всю неделю провела у тазика, в надежде выбросить из себя все съеденные «корейские деликатесы»... Как говорится, что для русских благо, то для немца смерть- каждый народ имеет свои традиции и кухню...
ЗАМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Надежда Григорьевна Черникова-Петрова о корейцах -цитирую:
Как бы мы не обувались и одевались, всё равно жили счастливо и весело, и не все собак "лопали", у корейцев замечательная кухня: кукси, камдича, хе, а капуста по-корейски- объедение! подруга у меня кореянка, частенько угощала, лягушек и собак не видела. Мне непонятно, зачем это надо выделять, у каждого народа свои пристрастия.
(Прошу прощения, описанные пристрастия наших соседей - корейцев это частный случай, я не утверждаю, что все корейцы имеют именно такую кухню.
Но эти приятные во всём люди кушали именно эти продукты - это истинная правда! )
2. Немцы Поволжья
Мы жили на одной улице с репатриированными во время войны из Поволжья немцами, которые жили в добротных, красивых домах (а км за два от нас вдоль трамвайной линии в длиннющих глинобитных бараках без крыш жили чеченцы и ингуши. Они строить себе дома не хотели).
Немцы каждый месяц были обязаны отмечаться в комендатуре. И вопреки всем запретам собирались друг у друга для молений, справляли религиозные праздники. Их за это арестовывали, судили, садили в тюрьмы. Однако религиозный народ терпел и это, и всё равно молился.
(Моего одноклассника Тиссена (и Классена) осудили на 3 года за то, что он слушал по радио голос своей Родины - Германии и религиозные радиопередачи, организовал на дому молельню. Его признали вредителем и предателем СССР. Но тогда религия считалась "опиумом для народа" и запрещалась по всей стране, осмеивалась).
В школе мы сидели за одними партами с учениками – немцами, вместе играли, дружили домами. Конечно, мы тогда ненавидели фашизм, отобравший у нас отцов, мы даже не хотели учить их «поганый» язык. Некоторые мальчишки - сироты обижали немецких ребятишек, однако, никаких разборок никто из взрослых немцев не устраивал. Просто терпели и принимали, как должное. Они просто подчинялись Закону, пусть тогда и дикому...
Жутко вспомнить, что немцам было запрещено выезжать даже в пригород; их лишили права голоса и прав занимать руководящие должности и посты. Они не имели права собираться группами даже на семейные торжества... Например, на проведение свадьбы нужно было особое разрешение комендатуры с точным перечнем, что можно делать и чего нельзя...
Немцы безропотно подчинились этой расправе – жили тихо, исправно работали, строили добротные дома, держали скот и птицу, очень аккуратно, даже образцово вели хоз-во и окружение усадеб. Они были с нами, русскими, в дружеских отношениях, не мстили, как чеченцы. Вели себя тихо и как бы виновато- понимали, что они из нации, наделавшей миру столько бед фашизмом...
Когда немцам было разрешено вернуться в Германию, они даром или по дешёвке раздавали своё имущество. Брать с собой ничего не разрешалось, кроме одежды и обуви, да и то в определенных килограммах.
Расставались мы с ними, как с родными, ибо за эти годы сдружились, как породнились. Наши добрые соседи Фрезе Люся и Андрей до сих пор пишут письма моей сестре, шлют красивые поздравления к праздникам, а к Рождеству или к Пасхе - обязательна посылка.
У них 4 детей, две снохи рожали всякий раз по двойне и сейчас у Фрезе 45 правнуков! Недавно мы поздравляли Люсю и Андрея с 70-летием их свадьбы. А пишет за них письма их добрая дочь Катя.
P.S.
Сейчас мы общаемся с нашими "русскими немцами" в соц. сетях по Интернету и по Skipy. Лично мои родственники, (двоюродные братья и сёстры, двоюродные внуки – Галай и Тарасенко) женились на немках, уехали с ними в Германию и живут, можно смело сказать, что шикарно - по сравнению с нами, россиянами. Их родители и родня ездят к ним в гости, привозят фотографии и видеозаписи - свидетельства того, что там очень шикарные условия для счастливой жизни!
3. Чечены и ингуши
Копёр шахты 33-34 был на другой стороне трамвайной линии. Копёр дымился и по ночам сверкал горящими огоньками угля. Возле него вечно толпились сборщики угля – : вечно чумазые дети и их согбенные матери – чеченки и ингушки. Они же выбирали из копра дрова и щепки, тут же обкладывали ими и выбранным углем огромные кучи породы, затем их поджигали. Так что смрад от копров и куч породы витал над нашими улицами денно и нощно.. Из обожжённых камней получалась белая. как снег известь, которую женщины вёдрами и кучками продавали жителям посёлка или на рынке Ст. Города.
Вдоль трамвайной линии в сторону Ст. Города тянулись километры саманных бараков, в которых жили ссыльные те чеченцы и ингуши. Причём, справа чечены и ингуши, а с левой стороны трамвайной линии - жители других ссыльных народов. Часто меж ними завязывались скандалы и драки, т.к. кавказцы были нетерпимыми и злыми, ненавидели русских, могли придраться даже к враждебному на них взгляду, ни за что оскорбить и ударить любого. Они ходили в черкесках, в карманах которых блестели ружейные патроны. На боку у каждого кавказца висел на поясе кинжал в чехле.
А). Ребёнок в конуре
Запомнился возмутительный случай. Чеченцы и ингуши жили в посёлке по правую сторону трамвайного пути, а по левую сторону в таких же стометровых убогих бараках жили ссыльные разных национальностей - говорили, что это вернувшиеся из плена ссыльные наши солдаты, украинские националисты и предатели из Прибалтики. Вот у одного левого, как их называли, сурового украинского власовца, якобы, кончилось терпение от воя собаки у правых – ночи напролёт не даёт спать детям, ему и больной матери и целому ряду соседей. Решать по-хорошему с чеченцем было опасно, хозяин собаки только рычал и угрожал. Он специально держал собаку в голоде, чтобы она всем внушала страх своим лаем и воем. Мужик тайно возьми да и убей этого голодного пса. Хозяин пса- чеченец зарезал этого мужика, Труп его так и не нашли) выкрал у этой семьи мальчика шести лет, и посадил его у себя за забором на цепь. В конуру кинул тряпку и приказал не выть. Иногда бросал ребёнку отходы, обглоданные кости со своего стола. Каждый день избивал, запрещая плакать. Всё лето ребёнок жил на цепи в конуре, вечно голодный, холодный и грязный. А по осени от холода и от голода начал выть, когда чеченцев не было дома.. Совершенно случайно днём его услышали врачи скорой помощи, приехавшие к соседям. Перелезли через глиняный забор и освободили мальчика. Я видела эту картину из окна остановившегося трамвая. Позже узнали, что этот чеченец скрылся, бросив двух жён, шестерых детей и родителей.
Этот дикий случай всколыхнул поселян, все возмутились нечеловеческим поступком, что послужило одной из главных причиной ненависти к кавказцам Сталин решил заставить, наконец, эти народы трудиться, т.к. они на своей родине лишь разбойничали, занимались спекуляциями и перекупничали, играли в карты, пили и затевали кровавые драки. У них было по несколько жён, за счет которых они и жили. Но ссылка не дала результатов перевоспитания – непокорные кавказцы устроили террор по месту прибытия ссылки, выражая этим протест сталинскому выселению с родины.
б).Чеченский беспредел
В отличии спокойных немцев совсем по-другому повели себя свободолюбивые и агрессивные чеченцы и ингуши. Правда, ингуши в меньшей степени, у них с чеченцами тоже была неприязнь друг к другу. Они устроили такой террор и грабёж, что запугана была даже власть и милиция. В магазин, в школу, на работу, к трамваю приходилось идти через мосток (Один мостик был пешеходный, с другой стороны поселка мост широкий - для проезда автомашин)– это из шахт выкачивалась вонючая, грязная вода и текла в степь через наш посёлок- Чёрная речка. Так вот под этим мостиком тёмными вечерами взрослые чеченцы встречали взрослых и грабили. Особенно в дни получек. Мало того, они жестоко их избивали, а женщин и девушек насиловали.
Днём же не менее агрессивные мальчишки - чеченцы и ингуши под мостом поджидали нас, русских, девчонок и мальчишек, немцев, казахов, украинцев и др., так же избивали и грабили. Если ничего ценного или съестного не находили, то вытряхивали наши портфели и сумки, зло рвали наши книги и тетрадки, закидывая их в мутную воду ручья. Откуда у юных душ такая жестокость и агрессия? От отцов. Отцы их в школу не пускали. Мальчики умели считать только деньги. А девочек вообще ничему не учили, кроме как работать. Мы от страха вынуждены были ходить в окружную, где был мостик низенький, для транспорта– там никому не укрыться. Это в 2 раза дальше.
Но мне эта дорога была более знакома, т.к. недалеко от большого моста жила семья Алексиных - дочь моего отчима Будниченко Алексея Харитоновича (кстати я о нем написала повесть "4 побега") - Лида с мужем Дмитрием и дочкой Людой.
Мы с отчимом похаживали к ним в гости. (Мы встретились с Людой в Одноклассниках уже в наше время)
В магазине взрослые бандиты могли нагло, среди бела дня и при куче народа отбирать деньги у людей в очереди, приставив нож к горлу. Если кто-то из мужчин возмущался, тому ножом грозили отрезать нос или ухо. И народ в страхе возмездия молчал. Они могли порезать или побить даже за недобрый взгляд. Продукты вообще брали бесплатно. В трамваях к ним боялись подходить кондукторы.
Милиционеров, посмевших что-то предпринять, вскоре находили зарезанными. В суд обращаться люди тоже опасались – перережут всю семью. Короче, они мстили за свои обиды на правительство нам, безвинным людям.
Чеченцы держали в страхе и клуб: вечерами на танцах могли украсть понравившуюся девушку третьей или четвёртой женой, даже не спрашивая её согласия. А то и просто потешиться толпою. Ведь женщина у них – безропотная рабыня, вообще даже не человек – такой мы сделали вывод, наблюдая за их семьями.
Бывало, идёт чеченец в галифе, в начищенных сапогах, в черкеске, при шляпе, руки в карманах, - этакий хозяин жизни, а позади него в три погибели согнулись от груза две или три жены в грязных лохмотьях - тащат на плечах по мешку угля, который они выбирали из террикона вместе с дочками – мальчикам грязную работу делать запрещалось. Уголь жёны продавали, деньги забирали мужья. Мужчины нигде не работали, промышляли продажей из-под полы гашиша, др. наркотиков да грабежами.
Женщина у них делала самую тяжёлую и грязную работу. Мужья их били по чём зря, пинали, материли при народе, а те терпели и молчали: по их диким законам женщина не имела права обижаться на мужа. А при народе почему? Для устрашения населения – мол, у нас так! Баба не человек. А пикнете против – и вам то будет...
В). Конец беспредела
Конец беспредела положили приехавшие по вербовке на шахту моряки. Дали отпор чеченцам в клубе - за девчат. На разборку собрались все мужчины нашего посёлка - кто с чем. Дружно явились на свист и чеченцы с ингушами с кинжалами. Обозлённый беспределом народ, много лет живший под игом бандитов, перебил обнаглевших беспредельщиков. Но даже не было суда. Власти замяли это дело враз. Властям и милиции это тоже порядочно надоело, они тоже были запуганы и бессильны. Но всему приходит конец. Терпению - тоже.
Груз №200 отправляли на Родину моряков в холодильниках ночью. Тела зарезанных чеченцами парней из нашего посёлка из морга отдавали по одному в день. Куда делись тела противной стороны неизвестно – у нас похорон чеченов не было. Оставшихся в живых чеченцев и иже с ними - участников побоища арестовали и отправили в Москву. Дальнейшая их судьба нам тоже неизвестна. Наши мужчины-защитники вернулись домой без суда.
С тех пор чеченцы притихли. Даже их дети перестали нас, детей, обижать. А вскоре им разрешили вернуться на Родину. Посёлок облегчённо вздохнул.
ЗАМЕЧАНИЯ и КОММЕНТАРИИ к главе:
Надежда Григорьевна Черникова-Петрова о чеченах:
Про чеченцев и чеченский беспредел ты очень сгустила краски, такого страха я не помню и таких злодеяний тоже. Отец мой был нач. участка на шахте и у него работали чеченцы, очень приличные люди, хорошо общались, однажды с родителями ходила в гости к чеченам, жили они за другой линией в степи, куда мы ходили за подснежниками, там у них был посёлочек, огороженный забором, настоящие землянки, у них такой порядок, запомнилась гора одеял, сложенных в стопку.
У моего мужа Германа друг чеченец, до сих пор общаемся, как приезжаем в Караганду, он всегда за нами приезжает, забирает к себе домой. Угощают здорово!
А с нами учились(помнишь?) Юра Абузаров и Муса Гасаев? Какие добрые были, Юра всегда девочек защищал, он был постарше нас, а Мусу мы сами доставали. Потом они уехали в Чечню.
А по математике у нас был Имраев Магомед Магомедович, он какое-то время был вместо Бауэра.
Масло в огонь не надо подливать... Это вызывает больше ненависти и озлобления, особенно сейчас. Я в этом не хочу участвовать. У меня остались добрые приятные воспоминания о нашем шахтёрском посёлке - вдруг столько негатива, который всё затмил. Зачем всё это выворачивать? С какой целью?
Искала в интернете о каких-нибудь преступлениях, зверствах чеченцев в 40-50 годы- ни слова об этом, а только о самоотверженном труде, о том как приживались в новых условиях, учили рус. яз., хранили свои национальные традиции и дружно жили с населением.
Лучше тебе, Любава, отредактировать эту главу. Больше гуманизма, подруга.
(Вмешаюсь в этот гуманный акт. Редактировать главу не стану. Но не хочу и разжигать межнациональную рознь. Я описала события далёких 50-х лет, свое к ним отношение. И не утверждаю, что все чеченцы поголовно были разбойники - у каждой нации есть свои гении и злодеи. Но никто, кто был свидетелем тех событий, не будет отрицать ярой ненависти чеченов к русским: они считали нас виноватыми в том, что Сталин лишил их родины, и всячески выражали своё недовольство, вредили и мстили чем могли.
Во-вторых, кто знает историю Государства Российского, тому знакома вечная война с чеченами на Кавказе. Эта война идет до сих пор, все смотрят ТВ и читают СМИ: и сейчас в Чечне банды, теракты, нападения на милицию и активистов. До сих пор из Ичкерии в Россию идет черный груз 200- матери и жёны оплакивают своих сынов и мужей в гробах...За что же нам любить этих убийц?
И это в ХХ1 веке в мирное время! А разве кто поверит, что высланные со своей родины чечены были тогда гуманны и дружелюбны? Скорее всего как нонсенс, а в большинстве случаев русские натерпелись бед от чеченов!
Буду рада, если у чеченов сейчас поубавилось агрессии хотя бы к своим жёнам...)
Клуб
Наш клуб- это тоже одноэтажное саманное здание, внутри оббитое деревом. В большом холле проходили танцы под пластинки. Со стороны торца было отгорожено несколько комнат- касса, кабинет зав.клубом, репетиторская. Вторую половину клуба занимал кинозал. Здесь проходили праздничные мероприятия и собрания населения.
В моем детстве вход в кино стоил 10 копеек, но и эти копейки надо было у мамки выпросить, т.е. заработать. Клянчишь, бывало, целую неделю, переделаешь сто дел, стараешься не бедокурить, чтоб не лишили удовольствия сходить в кино. Но бывали в школе двойки, замечания классного в дневнике или дома где что нагрубишь или провинишься. Тогда шиш тебе, а не 10 копеек. Идем с Таней Кулясовой к подружкам Наде и Свете, там ещё наши собираются- Лида Картавых, Ира Мусина и др. девчонки. У кого есть деньги, они покупают билет и идут в зал легально. Безбилетники собираемся у пожарного входа, Чеванина Лида, Лемешев, Коля Бычковский, Зубков Витя Валя Иванников, Нижегородов, Катя Корсун и др ребята. Пока билетерша продавала билеты и пропускала зрителей, и показывали киножурнал, Надя или Света откидывали крючок пожарного выхода, закрыв портьеру, пропускала нас в зал. Мы быстро растворялись под стульями, Но билетерша- шустрая баба, она и спиной это видела, она включала в зале свет и вылавливала «зайцев» и грубо вышвыривала вон. Правда не всех. Наши выручатели строго следили за билетершей, иногда её вызывали в холл, и пока она ходила, девчонки успевали откинуть крючок и пропустить еще несколько зайцев. Мы прятались за портьерой, а когда она отвлекалась на опоздавших, мы не терялись и шмыгали в зал, занимали места и сидели как порядочные зрители. Еще немало на наших душах озорства и проказ, драк и скандалов – все не опишешь, хотя некоторые очень помнятся.
Горе было нам, безденежным, если приезжали артисты – нас тогда вообще в клуб не пускали. Зато мы донимали расспросами сверстников, как и что они смотрели. А потом хвастались перед другими этими знаниями - якобы, мы были на концерте...
Похороны Сталина
Чеченцы и ингуши уехали от нас после смерти Сталина. Возвратились они домой такими же агрессивными и злыми – из своих домов и квартир заселившихся по ордеру жителей разных национальностей вышвыривали с детьми раздетыми на мороз... Их не только избивали, но и дико убивали, расчленяли и отсекали головы.. По всей Чечне лились реки крови и слёз. Для прекращения этого беспредела по распоряжению Сталина были вызваны войска, кровопролитие прекратилось.
Вот сколько беды совершил наш вождь, решив перевоспитать чеченцев одним махом. Страдали тысячи людей по всему СССР, да и в Чечне хватило горя. Я не знаю, перевоспиталась ли Чечня, стали ли работать мужчины-чеченцы и как они сейчас живут? Как они относятся сейчас к своим жёнам? Знаю одно - до сих пор из Чечни во все концы России идёт груз № 200 – там и сейчас гибнут наши парни... Даже всемогущему Сталину было не под силу излечить эту старую болячку ленивой нации...
И вот Сталин умер. Мне не забыть 5-6 марта 1953-го. Умер наш бог, наш кумир - Сталин. Вся страна рыдала. Ревели и мы, дети. Ещё вчера к 8 марта мы готовили концерт для наших мам и скандировали: на репетициях «За наше счастливое детство спасибо, родная страна!» «Да здравствует Ленин!» «Слава товарищу Сталину!» И вот Сталина не стало. Тогда это было неутешным горем. Тогда в Караганде ещё стояли морозы и, как всегда, дул холодный северный ветер. Подтаявшая земля была пополам со льдом, щетинилась ледяными кочками. Нашу школу за 8 км строем повели в Старый город на митинг. Даже нас, третьеклашек. Мы шли в резиновых сапогах или в галошах по скользкой, в буграх из земли и льда, всю в колдобинах дороге, мимо трамвайной линии, территории шахты, выходили на шоссе. Шоссе в колдобинах, буграх и ямах.. На трамвае прямиком всего 4-5 остановок, но транспорт был забит до отказа, так что около трёх часов мы шагали на центральную площадь по тракту. На площади были все шахтёры, рабочие всех предприятий, заводов и фабрик, студенты ВУЗов, все школьники Сталинского района. 4 часа мы стояли и слушали митингующих, рыдания огромной толпы, ревели сами. И мёрзли. Особенно ноги. Зуб на зуб не попадал.
Плюс к тому, мы были весь день голодные. А тут загудели заводские трубы, завыли сирены, влились в этот жуткий хор зазвеневшие, остановившиеся трамваи, дудел весь автотранспорт. Какая это была травма для детских душ! А потом мы так же пёхом вернулись домой. Надо учесть еще те 1,5 км от трамвайной остановки до школы и столько же обратно до дома. Немало детей тогда заболело ревматизмом, вся школа грипповала, у многих было воспаление лёгких. Некоторые дети ещё долго страдали нервными срывами. Девочка из параллельного класса очень испугалась рёва сирен и стала заикаться.
Несколько учеников и одну учительницу мы вскоре схоронили всей школой- они заболели двухсторонним воспалением лёгких на похоронах вождя всех народов. Я тогда заболела бронхитом и гайморитом. На всю жизнь. (позже это перешло в астму). И на всю жизнь в детских душах осталась эта психологическая травма.
Какой же это жестокой голове пришла «патриотическая» мысль так расправиться с детьми?.. Могли бы ограничиться митингом в школе. И кого же теперь благодарить за это «счастливое» детство?..
Дичь
Какой поселок был в 50-х – 70-х годах? Где жили мы - это и был, собственно, Курьяновский посёлок. Мало-помалу игрались свадьбы, строились частные дома, рождались дети. Курьяновка жила как бы на особицу –
От моста метров 200 голая степь, затем идут улицы вдоль дороги. За щитовой будкой улицы шли поперёк. Уличного освещения никогда не было.
Помню интересный случай: наша мама повадилась носить домой дичь, притом, шик- самих перепелок, сереньких, жирных, вкусных в блюдах! Интригу хранила долго, наконец, однажды открылась: без ружья собирала замёрзших птиц, упавших с электропроводов замертво. Видимо, мокрые лапки касались проводов под высоким напряжением подстанции и убивали птичек. Зато наша семья (видимо, не только наша...) всю зиму ела дичь...
Подружки
Сразу за нашим пешеходным мостиком с перилами через Чёрную речку стояло несколько домов справа и слева. Улочка была короткая, но широкая. Когда пустили в эксплуатацию трамвай, потребность в рабочем поезде отпала. По узкоколейке стали возить овощи и фрукты в построенную перед линией огромную овощную базу. Здесь вечно урчали моторы автомашин, ссорилась шоферня, из ворот базы несло прелью и гнилью.
Пройдя узкоколейку вступаем в «столицу» поселка: здесь много бараков, в которых были детсад, школа, школьная мастерская, магазины, шахтерское общежитие, клуб, столовая, почта.
Столовая занимала особое место у шахтёров- некоторые состоятельные семьи праздновали здесь юбилеи и свадьбы. А вот многие шахтёры любили проведывать столовую с аванса и получки: здесь они водкой снимали стресс напряженной и страшной работы в опасном подземелье...
Возле магазинов стояли две бочки - пивная и с квасом. К бочкам были подведены шланги для помывки стаканов и кружек. Пиво продавали на разлив в бидончики и банки, а квас по 3 коп. за стакан, 6 коп. за бокал отпускали на месте. Нам в жару хотелось попить и газводы, но автоматы с газводой, к нашей зависти, стояли только в Ст. и Нов. городе. Было так здорово в щель кинуть монетку, подставить стакан под струю, и вымыв его под напором воды, тебе нальют приятную газводу с красивым и сладким сиропом! Нет денег на сироп - автомат напоит прохладной водичкой! Уф! Красота!
Вдоль стен у магазинов на ящиках сидели старушки с мешками семечек, с петушками (по 10 коп. за штуку) и огородной мелочью – пучками укропа, редиса, зелеными или малосольными огурчиками.
У самой трамвайной линии высилось несколько двухэтажных домов. Несмотря на городские квартиры, у жителей этих домов во дворе имелись сарайчики с живностью: с курами, кроликами, поросятами.
В одном из этих домов жила моя закадычная подружка, одноклассница Света Корниенко. Другая моя закадычная подружка Надя Черникова жила на улице перед двухэтажками. У них был просторный дом, т.к. в нем жила большая семья.
(Прошли годы, мои подружки стали любимыми учителями, я ими горжусь!)
Мои подружки приходили ко мне на ул.. Средняя д..48 отпрашивать меня у мамы погулять. Но не тут-то было: у мамы находилась куча срочных поручений, после их выполнения я могла быть свободна. Что ж, мы втроем поливали огород, наливали бочки и вагонетку водой из колонки на улице, убирали в доме и у двора, а то и пололи грядки. Порядочно уставшая троица шла «на подвиги» - как все дети, мы озоровали, шкодили, наказывали ябед и тех мальчишей, что обижали малышей. Однажды мы даже пешком сходили в Ст. Май-Кудук на танцы! Для этого мы начистили свои парусиновые тапочки зубной пастой, смешанной с молоком. Идти было довольно далеко и страшно, поэтому меня переодевали парнем, я имела способность говорить баском. На пятачке под столбом тускло горел фонарь, из открытого окна дома лилась музыка – это крутили пластинки некие «музыканты». Иногда под фонарь садился рыжий парень, растягивал меха баяна и тогда начинался белый танец под живую музыку. Молодежь подпевала и всем было весело.
Возвращались мы поздно, дорога была дальней, меня переодевали у Черниковых, Надя и Света провожали меня до мостика, а там уж я добегала до дома одна.
За нашим огородом была большая лужа, через дорогу от нее- заброшенное кладбище. Я иногда провожала подружек окружным путем - через большой мост. Почему-то мы считали - здесь идти безопасно, хотя идти надо было мимо еще одного старого кладбища...
Ужасы
Однажды, после неких страшилок про мертвецов, мы поспорили, что я пробегу через кладбище.
- Как так? Ночью? Брр! Страшно же!
- Бояться надо живых, а не мёртвых, - заносчиво заявила я и смело пошла по кладбищу.
Хоронили здесь и русские, и казахи, а казахи хоронили своих умерших в саване, сидя в могиле, сверху накрывали могилу досками, накидывали на доски землю, ставили столбик.в изголовье. Кладбище было старое, забытое, где там ночью разберешься какая могила русская, какая казахская с прогнившими досками? Побежала я меж могил с криками и улюлюканьем. Девчонки стоят от кладбища далеченько, стынут от страха, а я бегу к ним. И вдруг по пояс проваливаюсь в казахскую могилку!.. Конечно, от ужаса зашевелились волосы. Кричу подружкам:
- Помогите из могилы выбраться!
Они с перепугу как рванули домой, только пятки засверкали. Пришлось мне выбираться из могилы самой, а земля сыплется, схватиться не за что, так и тянет сухая земля вниз. Кое-как выбралась. Бледная, грязная, перепуганная припустила домой- тут близко, через дорогу мимо лужи. Так я со страха сократила путь- прямо по луже драпала - всё казалось, за мною мертвецы гонятся...
Повторить эксперимент я не рискнула...
Помню еще один, мой первый ужас. Дело было летом, к вечеру я побежала босиком к дому сестры – по проулку мимо Перетятько- Плахотины, далее Деревенские и Малый проезд. Было мне лет 10-11, скачу, подпрыгивая по пыльной дороге и вдруг чувствую – по моей босой ноге кто-то ползает... Я брезгливо стряхнула это что-то и с ужасом увидела большую паучиху с массой паучат на спине. Я нечаянно задела их ногой, паучата рассыпались по моей ступне и вокруг! Наступить было негде. Я попрыгала, вереща от страха. Как я испугалась - мало сказать – я заорала, что было мочи, я думала, что немедленно умру от укуса тарантула... Но всё обошлось. С тех пор я боялась ходить босиком. До сих пор не знаю, был ли это тарантул или паук-крестовик, или другой какой паук, но ужас на всю жизнь остался - уверяю вас!..
Продолжение читайте далее:"Наша школа"
http://www.stihi.ru/2016/02/18/5029
Февр. 2016 г. г. Курган
P.S.
Если у кого есть фото о поселке - шлите мне ссылку, я вставлю.
На фото: Старый город (Копай-город)Трамвайное кольцо
(Комментарии к фото читайте в рецензии к этой статье).
Свидетельство о публикации №116021804683
Татьяна Трубицына 2 06.07.2016 22:24 Заявить о нарушении
Не горюйте, что не осталось продолжателй фамилии деда- память о нем навсегда осталась в названии нашего поселка. Я обязательно передам эти сведения в обл. музей Караганды, и фото деда вашего бу. в нем кстати.
До связи, Танечка!
С солнышком и благодарностью Любовь Петровна
Любовь Селезнева 07.07.2016 08:53 Заявить о нарушении