Рондо с лебедем

                цикл стихов о Люцерне

Кафе Вольтер Дада


Кафе "Вольтер". Бушующие страсти
вокруг "швейцарской ясности ума".*
Протест "искусству трезвых", фига  власти,
коллажей сумасшедших кутерьма!

Они творили в Цюрихе и в Кёльне,
в Берлине каламутили народ, -
здесь "ничевоков" стиль в Первопристольной,
горы Кармель свингующий Эйн- Ход. **

Стояла у картин Марселя Янко
в израильском музее, не дыша,
где Каббалой пропитанная рьяно,
рвалась в астрал еврейская душа!

Мистическим опутана почтеньем,
на цюрихской старинной мостовой
пред дадаистским мироощущеньем
я головной убор снимаю свой!

Пред сюрреальностью рисунка и экспрессий,
пред яркостью коллажных строк стиха -
я у кафе "Вольтер" в швейцарских весях
стою в объятьях Каббалы, тиха...


*Дадаизм, или дада — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре "Вольтер"). В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят художника Марселя Янко. Дадаизм имел антивоенную и антибуржуазную направленность.
 
**В Советской России отголоском дадаизма была группа "Ничевоки", существовавшая в 1920—1922 годы в Москве.
Марсель Янко (1895, Бухарест, Румыния — 1984, Эйн-Ход, Израиль) - израильский и румынский художник, архитектор и писатель. Основатель деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход возле Хайфы. Его доводы отвергались на том основании, что "всё это Каббала", то есть еврейская мистика, несовместимая с ясностью французского ума. В 1953 году выступил с инициативой создания деревни художников Эйн-Ход у подножия горы Кармель южнее Хайфы. Янко спланировал место для будущей деревни и поселился там вместе с организованной им группой художников. Со временем в деревне была открыта Центральная художественная галерея, частные мастерские и галереи художников и скульпторов. Янко назвал этот проект "последним действием в духе дада". Позже он участвовал в подготовке музея "Янко Дада", открытого в деревне в 1983 году.


Пилатус


Драконьим хребтом, красным камнем кровавым
прославились горы Pilatus в Люцерне. *
Противились горы искателям бравым
вершин покорённых. В швейцарской таверне

рассказывать притчи о муках Пилата
другим пилигримам считалось престижным, -
как бродит в мучениях дух виноватый,
как ищет забвения проклятой жизни...

То смерчь грозовой, то потоп наводнений,
то сели лавины, то молнии сполох, -
там Понтий снуёт для миражных видений,
там бродит несчастный Пилатуса молох...

А то вдруг тумана овечьею шапкой
Пилатус накроет вершины и пики, -
то тень Прокуратора участи жалкой
спустилась в убежище скорби великой...

Я тоже глядела Пилатусу в очи –
гора дружелюбной и мирной казалась.
Но сон был тревожен Рождественской ночью,
И чья-то ладонь лба тревожно касалась...


*26 мая 1499 года, после грозы, горожане с ужасом увидели бескрылое тело дракона в бурлящих водах реки Ройс около моста Шпройербрюкке. Многие известные ученые и почетные горожане Люцерна подтвердили подлинность этого знаменательного события.  Дракон исчез, но на месте его так называемой "гибели" были обнаружены лужица засохшей крови и неизвестный минерал, впоследствие названный "драконьим камнем", широко использовавшимся в медицине с 1509 года.

**По другой легенде название горы происходит от имени Понтия Пилата, потому что на склоне горы будто бы находилась его могила. В действительности в основе названия лежит латинское слово "pilleatus" ("в войлочной шляпе" - имеется в виду, облачная шапка вокруг вершины). В четырнадцатом веке правительство Люцерна строго пресекала попытки как местных, так и инородных жителей подняться на скалистую и изломленную вершину горы. Пастухи не смели пасти скот у маленького озера Оберальп, в котором, как рассказывали странствующие студенты-теологи, томилась душа Понтия Пилата. Как полагали средневековые специалисты, Понтий Пилат утопился (либо был утоплен) первоначально в Тибре, однако его смерть вызвала страшные наводнения. Римляне выловили тело Пилата и бросили его на этот раз в Рону, однако прокуратор не успокоился. Маленькое озерцо на склоне горы оказалось его последним пристанищем. Люцернцы рассказывали, что раз в год на озере можно было увидеть силуэт прокуратора в пурпурной тоге (несчастные, увидевшие Пилата, обычно не доживали до зимы).


Старый маяк


"Часовенный мост". Капельбрюкке старинный.*
В тринадцатый век по ступеням... Вода
Люцернского озера горной стремниной
приносит альпийскую свежесть сюда.

Здесь дышится вольно - Фирвальдштет лазурный
и белая кипень заснеженных гор!
И крыл лебединых стремительный,  шумный
и самовлюблённый разрозненный хор!

И Вассертурм**, гордый октаэдной кладкой,
сигнал подаёт из далёких веков:
- Мы здесь! Мы сокрыты поверхностью гладкой
хрустальной воды... От речных маяков

мы плыли на свет укреплений Люцерна!
(Темница, сокровища, времени лёт...)
А Ройс флегматичный попутчиком верным
сквозь мост Капельбрюкке бессменно течёт.

*Мост Капельбрюкке – это самый легендарный и древний европейский мост, который расположен около города Люцерн рядом с местом впадения реки Ройс в Фирвальдштетское (Люцернское) озеро. Он представляет собой деревянное сооружение, крытое двускатной крышей. В переводе с немецкого Капельбрюкке обозначает "часовня на мосту" или "мост–часовня". Его построили в 1333 году.  Перекинутый через реку Ройс мост когда-то служил частью оборонительных укреплений Люцерна.

**У середины моста возвышается восьмиугольная каменная башня Вассертурм, служившая дозорной башней для защиты Люцерна со стороны реки. С башни подавались сигнальные огни, предупреждающие об опасности, а также она служила водонапорной башней и пожарной вышкой. После башня Вассертурм была темницей, сокровищницей, архивом… Сейчас там находится Ассоциация артиллеристов.


Картины на мосту


Ни гидов, ни кассы, ни залов музейных,
где робко ступает в почтеньи нога, -
в открытых пространствах живут галерейных
картины Люцерна*. Ветра и снега,

и волны речные, и ряби, и блики –
среда обитания древних картин.
Тринадцатый век. Горожане и лики
святых предстают с деревянных витрин.

Горел и пылал Капельбрюкке однажды.
Спасали картины на древнем мосту.
Потом - реставрация утвари важной,
чтоб краскам поблекшим вернуть чистоту.

Швейцарцев спросили: так, может, в музеи
запрятать бесценной коллекции клад?
Чтоб толпы людей через стёкла глазели
на лики, на жизни швейцарской уклад?

Чтоб краски не портились злыми ветрами,
что влажность реки, несомненно, вредна,
что крыши моста треугольные рамы –
защита плохая для их полотна...

Сказали в Люцерне: традиции чтимы,
мосту Капельбрюкке без них - никуда!
Стоит галерея, рекою хранима,
а рядом - альпийских гвардейцев гряда...


*Перекинутый через реку Ройс мост Капельбрюкке когда-то служил частью оборонительных укреплений Люцерна. В начале XVII века под крышей моста размещалось 111 картин, повествующих о значимых моментах в истории Швейцарии. В 1993 году Капельбрюкке сильно пострадал при пожаре. Тогда была разрушена большая часть моста, погибло 78 картин, но вскоре практически всё это было восстановлено.


Танец смерти


Еще один примечательный мост Люцерна, Шпроербрюкке (Spreuerbr;cke). Он был построен в 1408 году, в 1566 году разрушен наводнением и вновь восстановлен. Когда-то он был последним мостом в городе вниз по течению реки и с него сбрасывали различный мусор. Под его крышей размещается серия картин 17 века художника Каспара Меглингера "Танец смерти". На них изображены сцены с участием людей из различных слоев общества: священников, воинов, князей, молодых девушек, монахинь, простолюдинов и даже самого художника и на каждой  присутствует смерть с насмешливой улыбкой в различных одеяниях.
"Танец смерти" эта известная средневековая аллегория, означающая равенство всех людей перед лицом смерти, независимо от того, какое общественное положение они занимали при жизни...


Ничто не предвещало гром - ни в водах бирюзовых,
ни в синем небе декабря, что праздновал теплынь,
натужной рябью предворя ряд испытаний новых,
ничто не предвещало гром и крови в венах стынь...

И голос внутренний, и рок - порогов и ступеней
не выстроил на входе том, на спас, не защитил!
Явилась Смерть под потолком в картинах и виденьях –
и голос внутренний, и рок о смерти говорил.

Ты дышишь, действуешь, живёшь - она незримо рядом:
то тень положит, то ладонь на тёплое плечо...
Падёшь в бою, споткнётся конь, стрелу проводишь взглядом, -
ты дышишь, ходишь под судьбы занесенным мечом!

Не думать и не брать в расчёт - иначе нам не выжить,
и полной грудью не вдохнуть, и не сыскать побед!
Полёт, деяний смелых путь - её улыбку вижу...
Не думать и не брать в расчёт единственный ответ.


Прогулка по Люцерну


Старинная церковь Святого Петра*.
Двенадцатый век. Почерневшие стены.
Так много видали и зла , и добра,
что суть категорий истёрлась, наверно.

А далее. к скверу с фонтаном - Вейнмаркт.
Здесь, в сквере, игрались мистерии Братства,
трагедий библейских взволнованный акт
здесь ставили слуги святого Аббатства.

А стены аптеки расписаны так,
как-будто бы храм алхимической тайны -
весов колдовских засекреченный такт
в пропорции снадобий меры случайной...

А церковь Хофкирхе - двухглава, пышна!
Здесь Леодегар - покровитель Люцерна.
Органом старинным известна она -
от Баха до гулких концертов модерна.

Теперь побродить на другом берегу,
пройдя через Мельничный мост галереей -
Франциска Ксавьера здесь видеть смогу
на фресках луганских писцов Торичелли.

От иезуитов, от фресок в стене –
на Площадь Оленью, к гостинице Гёте.
Что Гёте подходит - подходит и мне:
отель Golden Adler, заказана квота.


*Краткие сведения об исторических зданиях, которые мне посчастливилось увидеть в Люцерне:
- Капелла во имя святого апостола Петра. Строительство этого небольшого храма началось в 1178 году. Церковь неоднократно перестраивалась, а в ХХ веке дважды была реконструирована.
- На "Винной площади" (Вейнмаркт) с 1494 по 1616 год устраивались знаменитые пасхальные пьесы Братства Тернового Венца, рассказывающие о Страстях Христовых. На этой же площади сохранилось здание старинной аптеки 16-го века с фронтоном, расписанным тематическими фресками.
- "Оленья площадь" - это очень живописная площадь в старом городе Люцерне, с расписными фасадами удивительных домов и потрясающими коваными украшениями. Рядом расположен отель "Golden Adler", где в 1779 года проживал Гёте.
- Церковь Хофкирхе. В прошлом она была монументальной римской базиликой, которая являлась собором бенедиктинского монастыря. Первое летописное упоминание о монастыре Санкт-Леодегар датируется 840 годом. Со временем, вокруг монастыря и около моста на Ройсе выросло торговое поселение. Основанием города считается акт перехода этого поселения от монастыря Санкт-Леодегар им Гоф к Люцерну в 1178 году. Теперь монастырская церковь Хофкирхе превратилась в приходскую.
- Собор Иезуитов – первый в Швейцарии собор, созданный в стиле барокко. Эта церковь выглядит роскошно как снаружи, так и внутри. Внутреннее убранство собора создавалось в основном в конце XVII века. Здесь можно увидеть фрески кисти знаменитых итальянских мастеров.


Лебединая площадь


Лебединую площадь* твою и цветные
куклы-домики в ряд, и лазурь, и волну,
и мостов галереи твои расписные –
сберегу, возвратившись в родную страну!

Лебединая площадь! Такое названье
могут дать лишь местам, что на сердце легли.
На твоём берегу белых крыл трепетанье...
От причалов твоих отплывут корабли,

чтоб от вод, что текут бирюзовою синью,
пароходик колёсный держа на плаву,
посмотреть на тебя - и щемяще-красивой
сохранить тебя в сердце, покуда живу!

Что белее крыла лебединого цвета? -
Только снег на альпийских вершинах вдали.
В самом сердце Люцерна взаимную эту
ощутила я силу внезапной любви...

Если я упаду, заболею не к месту,
или, бог весть какую, познаю беду –
я сюда с лебединою верностью вместе
возвращусь, прилечу, за спасеньем приду!


*Лебединая площадь (Шваненплац) располагается в старой части Люцерна – одного из самых красивых городов Центральной Швейцарии. Площадь очень живописна, иногда ее называют "сердце Люцерна".
С Лебединой площади идет самый знаменитый мост Люцерна, соединяющий старую и новую части города – Капельбрюкке (он же - Часовенный мост), украшенный треугольными картинами со сценами из истории города.


Плачущий Лев


У Плачущего Льва, у плачущего камня
о верности солдат, о преданных в бою,
о тех, кто присягнул обманщикам бесславным
и на кон положил лихую жизнь свою*,

у озерца любви народных слёз и боли -
лежит отважный лев, теряя кровь и жизнь...
Под лапою - гербы: швейцарской славной доли,
французский герб, кому несчастный полк служил.

Печальная скала печальной славы грота,
хрустальная слеза с гранитных стен бежит...
Люцернскою красой наделена природа,
чистейший снега пласт на пиках гор лежит.

Люцернскою скалой я восхищаюсь тихо,
снимаю для души печальный барельеф, -
в истории идут бок-о-бок честь и лихо,
и верность королю, и королевский грех!


*10 августа 1792 года король Людовик XVI оказался в осаде в своем дворце Тюильри. Его войска предали правителя и перешли на сторону народа, короля охраняла лишь верная дворцовая стража, состоявшая из швейцарских гвардейцев. Людовик, не желая зла своему народу, запретил стрелять в приближающиеся воска восставших и тем самым обрек на смерть сотни швейцарцев. Барельеф, высеченный в скале, изображает умирающего льва, прикрывающего своим телом щит с гербами Швейцарии и Франции.


Белый замок


На лебедином озере Люцерна
есть лебединый замок на горе*.
Не сыщешь лаконичного модерна
средь городских построек, а шале –

смешал в себе барокко с ренессансом
и классицизма в меру допустил –
коллаж из всех дизайнерских ньюансов
смешал в единый "лебединый" стиль!

Но как он органичен, как природа
его построек - лебедю сродни!
Он птицей белою в любое время
года гнездится в скалах. А бывают дни,

когда скучает по друзьям из стаи
и смотрит в зеркало озёрных синих вод...
А контуры его строений стали
визиткой города, где красота живёт!


*В Люцерне находится отель «Chateau Gutsch». Его здание представляет собой настоящий древний замок, который был построен в XIX – XX веках. Через 25 лет после постройки к нему проложили рельсы фуникулера, так как отель располагается на вершине горы.


Признание в любви


Я приеду ещё, город белых снегов,
город синей воды и фонтанов старинных,
город ратуши старой и милых домов,
привечавших монахов, купцов, пилигримов...

Я приеду, чтоб пить воздух чистых лугов,
лебедей покормить на озёрах тишайших,
пароходом пройдусь вдоль твоих берегов,
дорогой мой Люцерн, песней в сердце запавший!

Крепостною стеной окружённый, как встарь, -
я в объятья твои упаду добровольно!
Меккой жизни моей и прибежищем стань,
город чудный, где каждому дышится вольно!

Буду долго бродить по старинным мостам
и разглядывать крыш лебединую нежность...
Я приеду, чтоб вновь поклониться местам,
что дарили покой и души безмятежность.

Есть - не счесть! - городов, близких сердцу в миру,
но Люцерн занимает особое место:
если я не вернусь, то, наверно, умру
без тебя, без твоей красоты поднебесной!


Рецензии
Милая Викуся, здравствуй!!!

Столько поэзии, столько информации - тут надо
не спеша, смаковать и пропускать через себя....
а вечная спешка и нехватка времени гонит, гонит
по жизни......

Ещё приду. А что прочёл - чудесно, познавательно, великолепно!!!

С нежностью и самыми лучшими пожеланиями Добра, Удачи, Вдохновения, Любви!!!

Боря.

Борис Нечеухин   20.02.2016 10:00     Заявить о нарушении
Ах, как я рада, что прочёл, нашёл время для моих скромных дорожных опусов... Спасибо, дружище! Всегда помнящая о тебе,

Виктория Левина 2   26.02.2016 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.