дьявольская богоизбранность

Мало кто знает об этом странном народе-зародыше. Их остались единицы, но они сами и те, кто их помнит, хранят обет молчания.

Боятся навредить. Кому? Мёртвым нельзя навредить.

Боятся причинить боль живым.

Словом можно вылечить и ранить, но никто не знает меру словам…

Их было несколько десятков тысяч, неизвестно сколько – может быть, всего десять тысяч.

Вторя мировая лишила их жилья и родных и даже больше – веры в человечество, хотя больше ли это, я не знаю.

Я утверждаю, что они народ-зародыш, а не просто люди, потому что у них было общее прошлое, общие идеи, культура и судьба.

Все как один прошли через одно и то же – никто не стал исключением.

Вряд ли мне дано понять, что творилось в их сердцах.

Я пробовал и превращался в зверя или погибал заживо.

Но мне легко было стать одним из них на словах, потому что я знал о них с детства.

Бабушка рассказывала, а кое-кого я сам встречал.

С годами я нашёл подтверждение каждому бабушкиному слову – в мемуарах, в лекциях и статьях.

Тексты на другие темы лишь вскользь касались этих людей, но я искал, собирая по крупицам.

Но мне было мало – я должен был сам побывать в их шкуре.

Я шёл вместе с ними по вильнюсскому гетто, бежал в леса, влюблялся в нищую исхудавшую женщину, вшивел сам, сновал с контрабандистами через границы, пытался после войны отравить воду в Мюнхене, выслеживал бывших полицаев в украинских сёлах и офицеров СС в Аргентине, учил три языка,  чтобы стать одним из них.

Они, кстати, между собой никогда не называли себя евреями.

Считали себя особой косточкой. Литваки.

То есть даже самоназвание имели – народ он и есть народ.

Перед Второй мировой еврейская молодёжь буржуазной Литвы мечтала о национальном коммунистическом государстве.

Призрак не зря в своё время бродил по Европе и побывал в Литве.

Но евреи-коммунисты Литвы хотели строить коммунизм в своей стране, которой ещё не было – не верили в дружбу братских народов.

В свой интернационализм верили, а в чужой…

Было много случаев убедиться, что старые предрассудки сильнее новых идей.

Такая химера поселилась в их головах – они ведь были атеисты, сионисты и коммунисты в одном флаконе – построить светское еврейское коммунистическое общество.

Пройдя через ужасы войны, они не утратили свою религию, а наоборот укрепились в ней.

Литваки познали в 20-е пафос нового мира – коммунизма, пережили Холокост, который лишь утвердил старую догадку, что бога нет, и доказал, что пролетарский интернационализм распространяется не на всех.

После Второй мировой мелкими группами и поодиночке с риском для своей и чужой, но полезной жизни просачивались литваки слишком разными путями к храму своего сердца – в Палестину, чтобы создавать мечту.

Они конечно вновь попали на войну к счастью короткую и не столь кровавую.

Её называют войной за независимость.

Она окончилась победой в 1949 году и литваки смогли оглядеться по сторонам.

Увиденное не обрадовало их. Еврейское государство не собиралось быть ни безбожным, ни коммунистическим – слегка только «левым»  и со множеством «правых» оговорок.

Точно неизвестно какое количество литваков, разочаровавшись, покинули Ближний Восток, но известно, что таких было немало.

Одной из причин разочарования литваков были противоречия нового Израиля с местными арабами.

Литваки увидели, что еврейский интернационализм не лучше других (сейчас начнётся!).

В моей семье сохранилась память о письме, полученном в те годы от бабушкиного брата.

Ихиил писал, что жить в такой стране, какой будет Израиль, он не сможет, поэтому уедет к другому брату в США.

(Долго он скитался по миру, обретая и теряя женщин – первая семья осталась в яру.)

Другой случай был с моей мамой.

«Мало вас самих били!», – кричала мама на кумушек в Кармиэле, которые презрительно отзывались о соседях-арабах, и потом две недели не разговаривала с близкой подругой – максимальный протест против мерзости нашего мира, на который способна моя мама.

Но дело не в этом.

У нас перед глазами в 20-м веке прошла цепочка социальных экспериментов по установлению справедливого общества.

Ещё один из них – израильский – показал, что свободные люди не так уж тяготеют к безбожию и коммунизму как нам часто говорят и как нам самим, может быть, кажется.

История человечества в равной степени история того что случилось и история того о чём мечталось, но не сбылось.

Вторая история – несбывшихся идей учит не меньше, чем история проб и ошибок, потому что на самом деле мало кому удалось попробовать, чтобы понять, как он ошибался.

Пресловутая богоизбранность еврейского народа сыграла с литваками злую шутку – они верили, что евреи хоть в чём-то лучше других, а многие говорили, что до приезда в Палестину даже не предполагали, что там живут другие народы.

Дьявольская богоизбранность, я бы сказал.

Да, живут! Везде живут другие!

Народы, лавочники и пролетарии, атеисты и фанатики, реформаторы и ортодоксы.

В этом многообразии сама суть жизни.

===================================================

PS. Текст содержит метафоры. Лучше, лучше. Конечно лучше!


Рецензии
Борис, помнишь, я как то говорил тебе, что маори приглашали к себе Меркель, а они приглашают не каждого, совсем не каждого. И я не удивлюсь, если Меркель выберут генеральным секретарём ООН. Также думаю, что если в США изберут Клинтон, то она нарушит заговор молчания правительств и расскажет об инопланетянах. Уже обещала. Не сердись атеист.

Наташин Владимир Ал   16.03.2016 15:55     Заявить о нарушении
Я ж не воинственный атеист, а латентный. Мне дорог этот текст. Прадед приехал на телеге в Украину из Литвы. И мои дядьки жили в Литве потом годами.

Уменяимянету Этоправопоэта   16.03.2016 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.