дьявольская богоизбранность
Боятся навредить. Кому? Мёртвым нельзя навредить.
Боятся причинить боль живым.
Словом можно вылечить и ранить, но никто не знает меру словам…
Их было несколько десятков тысяч, неизвестно сколько – может быть, всего десять тысяч.
Вторя мировая лишила их жилья и родных и даже больше – веры в человечество, хотя больше ли это, я не знаю.
Я утверждаю, что они народ-зародыш, а не просто люди, потому что у них было общее прошлое, общие идеи, культура и судьба.
Все как один прошли через одно и то же – никто не стал исключением.
Вряд ли мне дано понять, что творилось в их сердцах.
Я пробовал и превращался в зверя или погибал заживо.
Но мне легко было стать одним из них на словах, потому что я знал о них с детства.
Бабушка рассказывала, а кое-кого я сам встречал.
С годами я нашёл подтверждение каждому бабушкиному слову – в мемуарах, в лекциях и статьях.
Тексты на другие темы лишь вскользь касались этих людей, но я искал, собирая по крупицам.
Но мне было мало – я должен был сам побывать в их шкуре.
Я шёл вместе с ними по вильнюсскому гетто, бежал в леса, влюблялся в нищую исхудавшую женщину, вшивел сам, сновал с контрабандистами через границы, пытался после войны отравить воду в Мюнхене, выслеживал бывших полицаев в украинских сёлах и офицеров СС в Аргентине, учил три языка, чтобы стать одним из них.
Они, кстати, между собой никогда не называли себя евреями.
Считали себя особой косточкой. Литваки.
То есть даже самоназвание имели – народ он и есть народ.
Перед Второй мировой еврейская молодёжь буржуазной Литвы мечтала о национальном коммунистическом государстве.
Призрак не зря в своё время бродил по Европе и побывал в Литве.
Но евреи-коммунисты Литвы хотели строить коммунизм в своей стране, которой ещё не было – не верили в дружбу братских народов.
В свой интернационализм верили, а в чужой…
Было много случаев убедиться, что старые предрассудки сильнее новых идей.
Такая химера поселилась в их головах – они ведь были атеисты, сионисты и коммунисты в одном флаконе – построить светское еврейское коммунистическое общество.
Пройдя через ужасы войны, они не утратили свою религию, а наоборот укрепились в ней.
Литваки познали в 20-е пафос нового мира – коммунизма, пережили Холокост, который лишь утвердил старую догадку, что бога нет, и доказал, что пролетарский интернационализм распространяется не на всех.
После Второй мировой мелкими группами и поодиночке с риском для своей и чужой, но полезной жизни просачивались литваки слишком разными путями к храму своего сердца – в Палестину, чтобы создавать мечту.
Они конечно вновь попали на войну к счастью короткую и не столь кровавую.
Её называют войной за независимость.
Она окончилась победой в 1949 году и литваки смогли оглядеться по сторонам.
Увиденное не обрадовало их. Еврейское государство не собиралось быть ни безбожным, ни коммунистическим – слегка только «левым» и со множеством «правых» оговорок.
Точно неизвестно какое количество литваков, разочаровавшись, покинули Ближний Восток, но известно, что таких было немало.
Одной из причин разочарования литваков были противоречия нового Израиля с местными арабами.
Литваки увидели, что еврейский интернационализм не лучше других (сейчас начнётся!).
В моей семье сохранилась память о письме, полученном в те годы от бабушкиного брата.
Ихиил писал, что жить в такой стране, какой будет Израиль, он не сможет, поэтому уедет к другому брату в США.
(Долго он скитался по миру, обретая и теряя женщин – первая семья осталась в яру.)
Другой случай был с моей мамой.
«Мало вас самих били!», – кричала мама на кумушек в Кармиэле, которые презрительно отзывались о соседях-арабах, и потом две недели не разговаривала с близкой подругой – максимальный протест против мерзости нашего мира, на который способна моя мама.
Но дело не в этом.
У нас перед глазами в 20-м веке прошла цепочка социальных экспериментов по установлению справедливого общества.
Ещё один из них – израильский – показал, что свободные люди не так уж тяготеют к безбожию и коммунизму как нам часто говорят и как нам самим, может быть, кажется.
История человечества в равной степени история того что случилось и история того о чём мечталось, но не сбылось.
Вторая история – несбывшихся идей учит не меньше, чем история проб и ошибок, потому что на самом деле мало кому удалось попробовать, чтобы понять, как он ошибался.
Пресловутая богоизбранность еврейского народа сыграла с литваками злую шутку – они верили, что евреи хоть в чём-то лучше других, а многие говорили, что до приезда в Палестину даже не предполагали, что там живут другие народы.
Дьявольская богоизбранность, я бы сказал.
Да, живут! Везде живут другие!
Народы, лавочники и пролетарии, атеисты и фанатики, реформаторы и ортодоксы.
В этом многообразии сама суть жизни.
===================================================
PS. Текст содержит метафоры. Лучше, лучше. Конечно лучше!
Свидетельство о публикации №116021700344
Наташин Владимир Ал 16.03.2016 15:55 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 16.03.2016 16:18 Заявить о нарушении