Ню
Поэтому, кстати, Гераклит мог сказать следующее: "Бессмертные-смертны, смертные-бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают." Именно в таком мире и жил он сам, как, впрочем, и все другие древнегреческие философы. Такое тесное, непосредственное взаимо-общение, взаимо-отношение греческих богов и людей подмечали не раз в последующей новой истории, но постоянно лишь как забавное, как нечто умильное и наивно-трогательно "недоразвитое". Между тем данный феномен нисколько не заслуживает нашего исторического снисхождения. Бросив взгляд на всю последующую историю человечества, мы видим, что он заслуживает нашего глубочайшего удивления - никогда больше, после того, как солнце древнегреческого мира закатилось, человек не жил в мире "содружества" богов и людей.
Рассматривая три типа мышления, последовательно сменяющих друг друга в истории, мы уже пытались показать насколько принципиально разными они оказывались, теперь пришло время показать, что столь разным человеческое мышление было лишь постольку, поскольку оно исходило из несовместимо-разных миров. И разность эту, контрастнее всего можно увидеть через выбранную нами тему - человеческого и божественного.
Что есть Средневековый мир? Тот мир, в котором философия стала целиком и полностью теологией? Это мир одержимости Богом или божественным. Это мир, в котором нет уже ни космоса самого по себе, ни человека, ни животных - все они, в каком-то смысле и есть Бог - то ли как его творения, если речь шла о живой и неживой природе, и подобия первоначальных образов, если речь шла о человеке, то ли как его эманации и проявленности для несовершенного зрения. То есть то, что мы видим вышло из Бога или создано Богом, или же вообще он сам и есть в нашем несовершенном зрении. В общем, говоря предельно кратко, в средние века, Мир и есть Бог. Следовательно, определённая часть греческого космоса, поддерживающая баланс равновесия и гармонии, а именно человек и его природа лишены самостоятельности и значительности, превращены в ничто, или же полностью растворены в божественном, - называйте данный феномен как хотите, суть дела от этого не поменяется. Не только средневековый философ, но и любой средневековый человек считал, что человек есть творение божие, и мыслить его - значит мыслить Бога, а вдобавок к тому, и природа, и космос проходили у него всё по той же инстанции.
А теперь давайте взглянем на Новый мир. И вспомним Декартовскую браваду человеческому мышлению - "я мыслю... и как говорится, пошло всё на х... - существую". Это был голос человека, выпущенного на свободу из длительного тюремного заключения - человеческий мир брал реванш. Бог упразднялся из природы, которая переходила отныне под опёку науки, изгонялся из Космоса, куда отныне утыкались линзы телескопов, а также вытеснялся и из мира самого человека, ибо если он мыслил, то уже существовал, вне зависимости от того, был ли даже безбожником. Бунт против Бога вообще был не похож на предыдущие бунты - только против правильного или неправильного его понимания и толкования, и происходил своеобразным образом - новый человек вначале не восставал против Бога прямо, а всего лишь заявлял СВОИ права, но эти права ширились и росли, вскармливая свои же собственные аппетиты, и Бог, используя уже терминологию позднейшего времени, таким образом постепенно "вытеснялся" на перефирию абсолютно отовсюду, до тех пор, пока Ницше наконец прямо не заорал: " Бог умер!" Бедный Ницше считал, что сделал открытие и при том революционное, самого себя он видел великим ниспровергателем Бога и зристианства вообще, между тем, как дело обстояло, несколько иначе - Бог умер гораздо раньше и задолго до Ницше, просто говорить о его кончине считалось повсеместно признаком дурного тона)). Итак, на Бога наступал Новый мир, и наступал он не для того, чтобы разделить с ним власть, или же отвоевать себе "место под солнцем", потаённой истиной этого наступления была - безграничная власть человека. В мышлении появилась возможность и самого Бога считать лишь плодом духовных абстракций человеческого существа - замечаете насколько должны были перемениться основания, чтобы теперь из человека рискнули выводить Господа? Но даже в научном атеизме Богу отныне жилось веселей в своих сопративлениях тотальному отрицанию, чем в наличном существовании "обыкновенного" гражданина, где он даже не подразумевался. Страсть отрицания всё же была страстью, а прихожане по воскресеньям, ковыряющиеся в носу - были всего лишь долго сдыхающей традицией.
Таким образом, мир Нового времени, мир в котором мы и до сих пор живём есть мир Человека. Божественного в этом мире ничего нет - в нём есть вещи, предметы, наличное существование, объективная реальность, физико-математическая природа, животный биологический мир, а также все мыслимые и немыслимые абстракции сугубо человеческой жизни - социумы, идеологии, общества, политики, субъекты, индивидуумы, информации, связи, техники и тому подобное. Вместо ангелов и небесного воинства на боевой пост заступили на сей раз - "человеческие эманации".
И только мира древних греков, мира в котором были живыми и боги, и люди - мы больше нигде не найдём. Смотрим на средневековый мир и видим как божественное разрастается словно в гигантский мыльный пузырь, надувается, ширится до таких невиданных размеров, что в конце концов с треском лопается, разбрызгивая вокруг себя оставшуюся пенку. Смотрим на современный мир и видим такой же надувающийся гигантский пузырь человеческого, раздувшийся уже до таких размеров, что ждёшь - "вот-вот" лопнет, не может не лопнуть и не обрызгать всё вокруг. Вспомним опять же, злочастного Ницше, употребившего такую фразу - "человеческое, слишком человеческое..." - знал ли он и тут о чём писал? Ему казалось - он писал об обыденном, о том, что мешает сверхчеловеку, мешает воле к власти - а на самом деле он писал и о себе тоже, и прежде всего о мире, в котором только и был возможен Ницше, как "демонический", заговорённый язык этого мира. "Человеческое, слишком человеческое..." - это о всём Новом времени, о нас сегодняшних, теперяшних, настоящих, о выбранной нами невольно дороге, по которой продолжаем идти и следуя которой несомненно придём в тупик. Чтобы картина была полной, о Средневековье нам аналогично должно сказать - "Божественное, слишком божественное...", и таким образом, мы увидим правду в главных её чертах.
Но чем нам поможет всё это? Поможет... если мы снова вернёмся к тому неделимому кнтинууму, о котором уже писали, в этом континууме, противоположности обладают такими свойствами, что если оторвать одну от другой, то каждая из них "воспроизводёт" из себя противоположную "потерю", мы ещё поясняли данный странный феномен на примере кварков - невозможно получить отдельный кварк, без его пары, как только отрываешь его от пары, он порождает её самостоятельно. Давайте же посмотрим не страдают ли этим заболеванием и такие оторванные друг от друга противоположности, как божественное и человеческое.
На чём зиждется вся христианская вера и все её основные таинства, как не на самом Христе и его ЯВЛЕНИИ миру? Но что же это есть такое в свете того, что мы раньше уже увидели? А это есть акт, в котором Бог стал человеком, принял человеческую природу. Значит, несмотря на бесконечную разорванность Бога и человека вообще, в средневековом мире, единственной точкой, вокруг которой всё вертится и всё божественное задаётся как свехмогущественное, всё же! является нечто похожее на переход "от одного к другому", пусть и только в одну сторону - от Бога к человеку. Христос - Богочеловек, Христос - та единица и монада, в которой "и то, и то..." А вокруг него - такие же таинства, которые больше нигде не встретишь в мире - например, непорочное зачатие Марии - зачатие не от человеческого мужа, а непосредственно от Бога. То есть получается, что у средневекового мира и христианства вообще есть лишь одно сердце, в котором бьются соединившиеся противоположности и этим сердцем ограничивается всё, что есть вообще у средневековья. Ведь посмотрите сколько таких "непорочных" зачатий было в Древней Греции - боги любили смертных жён огромное количество раз, за каждым богом тянулся длинный послужной список его грехов с людьми, а сколько раз боги воплощались в человеческие тела? Только в "Одиссеи" Гомера, Афина, помогающая своему любимчику Одиссею не менее десяти раз предстаёт перед ним в человеческом теле, она разговаривает и с сыном Одиссея Телемахом, как обыкновенный нищий и странник, а потом Телемах по некоторым приметам догадывается, что рядом с ним сидел Бог. И теперь подумайте сколько религий наподобие христианской можно было бы создать из всех этих явлений??? А после этого подумайте о том мире, в котором возможна бесконечная, считай, множественность подобных богоявлений и о том мире, который целиком построин только на ОДНОМ богоявлении. Сравните, хотя бы через такое представление разность этих миров.
Значит, человеческое в средневековье было максимально уничтожено, почти до предела, насколько это было только возможно, но! оказалось, что абсолютно его уничтожить нельзя - "кварк порождает пару" - и Бог воплотился... А стоило ему лишь воплотится, как он тут же стал и единственно по-настоящему значимым - и разве само это не говорит о том, что истина инстинктивно ищется людьми не где-нибудь в разорванных частях, а в переходе?!
Теперь давайте взглянём на наше время, на все эти ницшеанские "воли к власти", потерявшего всякое божественное, человека. Бог умер - да, но "кварк порождает пару" и вот мы уже видим, что Богом должен стать человек, а называться он будет - сверхчеловек. Как говорится "если Магомет не идёт к горе, то гора идёт к Магомету". Вот эти вот все наши супергерои, вращающие мизинцем вертолёты и падающие с Бруклинского моста, прикуривая сигарету - откуда они? Почему так хорошо смотрятся? Они ведь не люди, точно)). Но и божественного в них маловато)). Но не сомневайтесь, что они будут смотрется с каждым днём всё лучше и лучше. Хотя Бог и скончался, дело идёт к тому, что любой человек завтра в принципе может проснувшись подумать - "Я - Бог". Стоит ли далеко ходить - я и есть Он... Зачем человечество пытается создать искусственный интеллект? Не супервычислительные машины, как просто помощников, а именно интеллект - ему что своего не хватает? Ведь, казалось бы, если ты открыл чистые законы мышления, допустим открыл(сделаем такое допущение) - так зачем же их передавать "неизвестно кому", кто вполне может выйти из-под твоего контроля, признав тебя самого "нечистым", то бишь недоразвитым. Не разумнее ли направить свои открытия на развитие самого человека? - а вот "неразумнее" - потому что действуют здесь не законы человеческого Разума, а "законы кварков" - человек хочет быть Им - творцом и создателем, он хочет быть Богом, даже с опасностью, что его творение пошлёт его на... Следовательно, человек оставшийся без божественного, оставленный кем-то - самим собой или историей, без божественного, человек, который казалось бы должен был прийти к человеку как таковому - стремительно "сбегает" от самого себя, и направление его побега, указатель в какую сторону он бежит - божественное. В нашем времени, провозгласившем безраздельную власть человека - человек больше не котируется, а котируется то, что "за" пределами человека и его возможностей.
Впопыхах, тянет назвать всё это парадоксом, или всего лишь парадоксальными игрушками, но никакого парадокса в действительности нет, есть неумолимые кварки, то бишь есть некоторый континуум, который просто не позволяет обращаться с собой столь разорванным способом, и наказывает за каждый разрыв - принуждением создать себе "пару".
Свидетельство о публикации №116021703174