Полёт над миром. 163. Панама
БАЛЛАДА
О ФИЛИППЕ БРЮНО-ВАРИЛЬЕ
Творят историю не боги,
А предприимчивый народ.
И много славных дел в итоге
Имеет мир из года в год.
Пример тому Бюно-Варилья, 2
Француз по имени Филипп.
Немало он вложил усилий,
Чтоб план великий не погиб.
Восстановил он стройку века –
В Панаме стройка ожила:
Канал по воле человека
Планета наша обрела.
Уж десять лет велись работы. 3
Пришло банкротство – денег нет.
Французы сдались – их забота –
Найти источник этих бед.
Нашли виновника – Лессепса 4
И его сына суд винит:
Пять лет тюрьмы, хотя известно –
Лишь сын немного отсидит.
Но стройка века прекратилась.
Где деньги взять? – Таков вопрос.
И дверь в историю открылась,
Хотя помучиться пришлось.
Бюно-Варилья шёл упрямо 5
И власти мира убеждал:
«Не Никарагуа – Панама
Подарит миру свой канал.
Дать средства стройке на Панаме –
Каналу дать зелёный свет!
Здесь путь к победе, здесь Бог с нами!
Альтернативы стройке нет!»
Американцы покупают –
Теперь Концессия у них.
Пятнадцать лет минувших тают,
И вновь дела кипят, как стих.
Из Никарагуа уходит
Теперь Панама навсегда –
Американцы помогают –
«Там «революция»? – «Да, да».
Но почему она в кавычках?
Бюно-Варилья здесь помог –
Полмиллиона – вот та спичка,
Что дядя Сэм зажёг, итог:
Теперь Панама разрешает:
«Твори, что хочешь, дядя Сэм».
И стройка снова оживает,
И вот канал уж виден всем.
Шестнадцать лет – и он построен! 6
Звучит торжественно оркестр.
Весь мир в восторге и доволен:
Слились два океана здесь!
Бюно-Варилья, сделав дело,
Ушёл в другую ипостась:
Он офицер, вступает смело 7
В сраженья века в этот раз.
Вот так вот главный инженер
Панамской стройки не сдаваться
Учил нас, дав нам всем пример,
Как надо за идею драться.
Как надо нам не просто жить,
Перерабатывая пищу, –
Дела великие творить,
Стремясь достичь итогов высших.
5 января 2014 г.
----------
1 Республика Панама – гос-во в Центральной и Южной Америке. Ст. – Панама. Тер. – 78 200 кв. км. (116-я). Нас. – 3 689 293 чел. (132-е).
2 Бюно-Варилья, Филипп (1859-1940) – франц. общественный деятель, посланник республики Панамы (1903). Окончил Высшую политехническую школу в Париже. Его дипломатическая деятельность развернулась в связи со строительством Панамского канала, главным инженером которого он был в течение нескольких лет.
3 Символическое начало строительства Панамского канала по инициативе создателя Суэцкого канала Фердинанда Мари виконта де Лессепса началось 1 янв. 1880 г. Этому предшествовало решение парагвайского географического конгресса, который отклонил никарагуанский вариант, которого длительное время придерживалось США. Проект Лессепса представлял безшлюзовый канал. В 1887 г. Лессепсу пришлось отказаться от идеи строительства безшлюзового канала в виду чрезмерной дороговизны и трудности проводимых работ.
4 В начале 1889 г. средства на строительство канала закончились и было объявлено о банкротстве Компании Панамского канала. Лессепса и его сына за растраты средств на строительство канала осудили во Франции сроком на 5 лет каждого. Но отсидел некоторое время только сын – суд вскоре отменил своё решение.
5 В 1894 г. во Франции была создана новая Компания Панамского канала. Поиском средств на продолжение строительства Панамского канала занялся главный инженер строительства Филипп Бюно-Варилья, который добился помощи от США.
6 Торжественное открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 г.
7 С началом Первой мировой войны офицер Бюно-Варилья участвует в военных действиях.
Свидетельство о публикации №116021603825