Введение в практикум по выразительности речи
По этой причине мы решили организовать практикум по выразительности поэтической речи. Практикум адресован любителям стихосложения, желающим совершенствовать поэтическую речь. В рамках занятий практикума мы предполагаем, во-первых, рассмотреть разнообразные тропы и фигуры, а во-вторых, предложить для самостоятельного решения серии заданий, направленных как на освоение необходимых знаний, так и на формирование умений, определяющих поэтическое мастерство наших собеседников.
Для стихотворных иллюстраций и заданий мы будем использовать, как и в Практикуме по технике стихосложения, стихи из Сборника стихотворений молодых поэтов «Голоса на рассвете», выпущенного Издательством «Детская литература» в 1981 году, указывая страницу на которой напечатан использованный нами фрагмент стихотворения, а также и другие источники. Сборник включает 212 стихотворений 85 молодых поэтов, пишущих на русском языке в разных уголках страны.
Наши первые задания показывают, какие умения мы будем совершенствовать в процессе занятий. Задания могут быть актуальными для всех любителей стихосложения, при условии, что задания они будут выполнять самостоятельно, не просматривая решения в уже опубликованных рецензиях. Все варианты решения предлагаемых заданий мы изложим при подведении итогов выполнения заданий введения.
В некоторых стихах, упомянутого выше сборника, имеются очевидные изъяны. Задача наших собеседников – отредактировать представленные фрагменты стихов и опубликовать свои варианты в рецензиях на данное введение.
Задание 1. В. Верстаков:
Ну что, живу. Места – других не хуже.
Наверно, речки только нету уже. С. 38.
Отредактируйте вторую строку, поменяв наверно на наверное, а нету – на нет.
Задание 2. В. Верстаков:
Без шуток если – дело не простое
построить коммунизм, дорог не строя.
Бог даст – увидим лет через полста,
на что потянут здешние места. С. 39.
Через 35 лет после издания сборника о коммунизме речи нет, а проблема дорог актуальна. Кроме того, коммунисты были безбожниками и упоминание о Боге после слов о коммунизме как-то неуместно. Осовременьте стихотворение, заменив во второй строке упоминание о построении коммунизма, другим доводом в пользу строительства дорог.
Задание 3. В. Дворянсков:
Давно прошла война,
Но и сейчас, поныне,
У нашего окна
Пылится куст полыни. С. 54.
Не смущает ли вас вторая строка? Если смущает, напишите, что вас в ней не устраивает, и как вы предлагаете её изменить.
Задание 4. О. Ермолаева:
Я знаю, что и молодость ушла,
И пуст мой дом, и нечем мне гордиться –
Лишь только разве тем, что ученицей
Небойкой состою у ремесла. С. 69.
Проанализируйте смысловую нагрузку первых трех слов третьей строки. Найдите более выразительную редакцию этой строки.
Задание 5. Н. Краснова:
А потом вздыхает удивленно:
– Чтой-то стали ноженьки слабы.
Мы с тобою, бабушка Алена,
Обязательно пойдем по грибы! С. 120.
Используя материал Творческой Мастерской Ликбез о способах записи в стихах прямой речи и диалога (http://www.stihi.ru/2015/08/31/1967), установите, правильно ли пунктуационно обозначена прямая речь бабушки Алены? А если автор хотел подать диалог автора с бабушкой, то как нужно было его оформить?
14.02.16
Свидетельство о публикации №116021409318