Акварельная ночь

Ефим Ташлицкий

Акварельная ночь

Акварельная ночь,
Ночь признаний в любви,
Ночь губами твоими согретая,
Белый ангел с небес
Прилетел нам помочь,
На запреты, на Божьи,
Не сетуя...

Ночь без сна и одежд,
Ночь страстей неземных,
Сколько, тёмная нас не баюкала,
От нахлынувших чувств
И свершённых надежд,
Бесшабашная ночь
Улюлюкала...

Ночь творила триптих
Из пылающих тел,
Из объятий и поз Кама Сутровых...
Ах как ритм этот лих,
Как тандем наш летел,
И очнулись с тобою
Под утро мы...

Влагой ночь пролилась,
Под серебряный дождь,
Под дыхание наше горячее,
Не унять нам себя,
Возбуждения дрожь.
За окном чьи-то
Тени маячили...

Акварельная ночь,
Ночь признаний в любви,
Ночь губами твоими согретая,
Белый ангел с небес
Прилетел нам помочь,
На запреты, на Божьи,
Не сетуя...

12.02.16.


Рецензии
Самая нежная, самая тонко чувствующая часть человечества - это женщины. И они так горячо откликнулись на стихи Ефима Ташлицкого "Акварельная ночь". Что же вызвало такой восторг?
Да как же тут не восторгаться, когда поэт так лирично, так изысканно и проникновенно повествует о самой интимной стороне взаимоотношений мужчины и женщины. А ведь именно такой тонкой эротичности и одновременно страстности с фере чувственных отношений не хватает многим женщинам.
Поэзию можно сравнить со Вселенной. Это бездна, в которую мы, однако, не падаем, а парим, как в невесомости, - так волнует она наши души.
Вот так и конкретные стихи "Акварельная ночь" подействовали на читателей глубиною чувства, выражением его подлинности.
Но стоит ли за этой подлинностью личный опыт автора? Может ли поэт полностью раскрывать себя в стихах? И обязан ли он это делать?
Хоть и сказал однажды Ефим Ташлицкий: "Открыт я перед миром, вот он - весь я, плыву себе на утренней волне", но поэт, как и любой другой человек, имеет право на личное пространство - внешнее и внутреннее.
И тем не менее, характер лирики поэта выглядит исповедальным, предельно откровенным, что достигается правдивой интонацией и яркими живыми образами. Конечно, это не может оставить равнодушными нас, читателей.
Из многочисленных поэтических самовыражений автора мы можем многое узнать - это и общее настроение поэта, его любимые времена года и суток, любимые цвета и даже вкусовые пристрастия.
Взять , к примеру, акварель. Поэт часто использует в своих стихах этот образ. Чем же акварель так привлекает? Во-первых, это итальянское слово своей мелодичностью как нельзя лучше соответствует характеру краски. Я не оговорилась - именно непростому, но такому очаровательному характеру!
Кто работал в технике акварели, тот знает, что при этом возникает состояние, подобное лёгкому трансу.
Рисующий погружается полностью в себя, в свои внутренние ощущения, и при этом исчезает внутренний диалог.
Разве не напоминает это интимные моменты между мужчиной и женщиной? До внутренних ли диалогов, когда влюблённых несёт на лёгкой "акварельной" волне?
Я люблю смотреть акварельные работы разных авторов. Какое разнообразие техник! Здесь есть и нежные расплывчатые переходы одного цвета в другой; слияние двух цветов, - и в результате получается новый третий цвет...
А есть резкие густые мазки, где чёткость контуров дорабатывается восковыми мелками, гелевыми чернилами и прочими художественными средствами.
Разве подобные моменты не присутствуют в интимных сценах: с нежными расплывчатыми прелюдиями, точной прорисовкой деталей и бурным апофеозом - буйством всех красок любовной палитры?

В комментариях к этим стихам прозвучало слово "Божественно!" Можно ли назвать "Акварельную ночь" божественным стихотворением? Истово верующие, безусловно, усомнятся в этом.Даже присутствие "белого ангела" не добавляет в их понимании божественности. Ведь он "прилетел нам помочь, на запреты, на Божьи, не сетуя...", т.е. "запреты" всё-таки имеются. Опять сюжет с запретной любовью?!
Но, согласно религиозной морали, прелюбодеяние - грех! Кстати, кочующий : то он в списке грехов на втором месте, а то на седьмом...
Но как же так? Ведь "Бог есть Любовь"! В выражении этом Любовь имеется в виду безусловная, вселенская, Любовь вообще - ко всему живому.
Но если "Бог есть Любовь" , и мы , милостью Божьей, одарены его Любовью, то почему бы нам не любить своих Любимых со всей страстностью нашей живой натуры?!
Грех - переводится как ошибка, промах мимо цели, т.е. повреждение человеческой природы. Но ведь не площадную "любовь", продажную Пандемос, воспевает поэт!
Все мы иногда попадаем под власть Эроса, и "от нахлынувших чувств и свершённых надежд" думаем, что достигли любви божественной, всепроникающей Агапэ.
Но Эрос как разновидность любви недолговечна. Не потому ли насмешница "бесшабашная ночь улюлюкала", глумясь издевательскими криками "бери", "хватай", "лови момент"?!

"Ночь творила триптих из пылающих тел, из объятий и поз Кама Сутровых..." " Триптих"? Неужто "акварельную ночь" влюблённые делят на троих??? Но там , где у двоих сложился любовный "пасьянс", кому-то третьему нет места даже на горизонте, а не то что в постели. И мы находим подтверждение этому в стихах: "Ах, как ритм этот лих, как ТАНДЕМ наш летел, и очнулись с тобою под утро мы..."
Под "триптихом" поэт подразумевает единство трёх влечений - души, ума и тела. Как точно и ёмко сказано в древнеиндийском трактате "Ветви персика": "Три источника имеют влечения человека: Душу, Разум и Тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трёх влечений порождает любовь". А древние греки добавляли сюда ещё и четвёртый вид любви - жертвенную Каритас. Только тогда можно достигнуть божественного состояния вселенской Агапэ.
И пресловутую "Кама Сутру" поэт не случайно вспомнил. Некоторые люди эти два слова "Кама Сутра" связывают с чем-то непристойным. На заре перестройки и гласности рядовым гражданам стали доступны некоторые выдержки из этого знаменитого трактата в виде схематических изображений позиций или откровенных фотографий. Что и говорить, привыкший к "миссионерской" позиции среднестатистический гражданин впадал в ступор при виде всего этого акробатического великолепия. Особенно впечатлял "полёт орла"!
Неужели поэт хочет в завуалированной форме приобщить нас к занятиям гимнастикой? Хорошая физическая подготовка, безусловно, всем только на пользу.
Но истинное предназначение "Кама Сутры", что переводится как "Изречения любви", заключается не только в рассказах о гармонии в любви, но и о поведении человека в обыденной жизни: как вести хозяйство, как построить счастливую семью и ещё много чего интересного. Это напоминает наш "Домострой", написанный в 16 веке священником кремлёвского Благовещенского собора отцом Сильвестром как наставление своему сыну и его семейству.
И "Кама Сутра", и "Домострой" - это учебники жизни. И сколько б мы не жили, мы должны постоянно учиться.

Возвращаясь к стихам, хочется отметить как легко и вдохновенно они читаются! Поэт применил здесь сплетённый способ рифмовки. Он словно заплетает в косу свои поэтические образы, при этом не сбиваясь с ритма. Во всех пяти куплетах чётко прослеживается количество слогов в строках по схеме: 6-6-11-6-6-11. Автор намеренно выделил в каждой строфе заключительную часть шестой строки в седьмую строчку, тем самым подчёркивая важность этого момента.
И напоследок хочется обратить внимание, что "прилетевший ангел" не случайно белого цвета - это не павший похотливый злой дух.
Белый ангел - это охраняющий, склоняющий человека к добру, красоте и счастью.
И как наградой пролился благодатный "серебряный дождь". Это не просто поэтическое сравнение природного явления и апофеоза любви. Главное значение "серебряного дождя" - это очищающая нравственная сила истинной, всеобъемлющей Любви.

20.05.2016.

Елена Зигаленко   21.05.2016 17:40     Заявить о нарушении