По конкурсу ПГ-4. Выплеск чувств

http://www.stihi.ru/2015/11/09/3593 -  Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/02/12/9150 -  Итоги конкурса

В заключительном, 4 туре конкурсной серии Птица Говорун, как и во всех предыдущих турах, конкурсным заданием являлось  написание речи персонажа, обращенной к РЕАЛЬНОМУ человеку (или к людям), причем, речи эмоциональной, не подготовленной заранее - выплеск того, что в человеке «накипело». В этом туре важно было не спутать стилистику речи стихотворения с лирикой, где персонаж изливает душу себе или повествует о себе  мысленному собеседнику - рассуждает, печалится или рассказывает читателю историю своих отношений поэтическими образами. 

Выплеск чувств - если читать только название конкурса - тема благодатная, заявок на участие поступило очень много. Но чаще всего подобную  тему мы решаем лирически: красивым поэтическим языком доверительно рассказываем мысленному слушателю (читателю) о себе - о своих чувствах.  Столь красивым (образным) языком лирики мы не разговариваем  друг с другом в жизни, а если бы вдруг и заговорили, то оставили бы  о себе странное впечатление ))).

Например:

№1 Той, которая любит и верит! Русаков Григорий

Там, где небо касается горных вершин и скал,
где мерцает под звёздами синим сапфиром лёд,
я, без малого, тысячу жизней тебя искал
и боялся, что вера в любовь навсегда умрёт.

Я рождался и жил, умирал и рождался вновь,
лишь заглядывал в души и чувствовал стук сердец.
Я встречался с тобой в миллионах безумных снов,
и в мирах неизвестных разыскивал твой дворец.

Половинку мою кто запрятал? В какой глуши?
Приковал в подземелье сыром на стальную цепь?
Может, к счастью суровыми нитями мрак пришил
или бросил скитаться её на погибель в степь?

Несомненно, родная моя, я тебя найду!
Не видать мне покоя, и свет пусть не будет мил.
К сожалению, нам не дано - выбирать судьбу,
потерпи обязательно, если не хватит сил.

Не боюсь ураганов, тем паче морозов злых.
На пути устоит, на моём разве вражья рать?
Я ПИШУ ДЛЯ ЕДИНСТВЕННОЙ, САМОЙ ЛЮБИМОЙ, СТИХ.
ТОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИТ И ВЕРИТ, И БУДЕТ ЖДАТЬ!

Здесь не только  типично лирический язык, предназначенный для поэтического послания любимой, но еще и конкретное уточнение «я пишу для». А тема конкурса - неподготовленный монолог персонажа - РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ перед реальным  СОБЕСЕДНИКОМ, ПОЛНАЯ ЯРКИХ ЭМОЦИЙ: ПЕРЕЖИВАНИЙ, ОБЛИЧЕНИЙ, ЭНТУЗИАЗМА, ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА, ВОСТОРЖЕННОСТИ И ДР. То есть, эмоции должны выплескиваться из человека, быть проявлением его  «истерики по поводу», а вовсе не  задумчивым описанием любви, любовной грусти либо другого спокойного размышления, как, например:

№2. К тебе. Владимир Сорочкин

На что мне уповать, когда настолько
Нестроен мир, расплывшийся, как осыпь...
Как близорукий, потерявший стёкла
Своих очков, я двигаюсь на ощупь,

И тем острее чувствуется разность
И измененье путеводной нити,
И более походит на реальность
Обратный взгляд в себя с попыткой выйти

К тебе опять, и прежде чем умножить,
Остановить твоё мгновенье, прежде
Я поднимаю руку – и, быть может,
Так близко ты, что я коснусь одежды,

И медлю, и, нетронутая мглою,
Ты ни одним движением не выдашь
Отсутствие своё... Но ты – со мною...
Закрой глаза – и ты меня увидишь...

Прекрасные стихи, да стилистика не та…

Встречались и лирические описания испепеляющего душу чувства:

№ 3. Такая любовь. Нина Матрохина

Твой взгляд
каждый раз моё тело пронзает
Отточенным лезвием с капелькой яда...
Я глохну и слепну почти что мгновенно!
Наполнившись кровью отравленной, вены
Пульсируют, бьются на грани распада
И болью немыслимой сердце терзают.

Минута... другая...
и вновь отдаляет
Судьба мою смерть после каждого вдоха.
Сквозь горло сведённое бьётся толчками,
Втекает, вливается воздух глотками
И гасит в висках оглушающий грохот,
И лёгкие сжатые мне расправляет.

Я как с неизбежностью,
с болью свыкаюсь,
Хоть разум отчаянно просит пощады.
И самоубийцей со знанием дела
Своим многократно заштопанным телом
На острый клинок мимолётного взгляда
При встрече опять и опять натыкаюсь.

Таким языком пишут стихи, разговаривают с собой, но трудно представить себе персонажа, который выплеснет из себя на другого столь образное послание!

Подавались заявки и с эмоциональным, насыщенным философским содержанием размышлением, изложенным языком лирики - монологом, обращенным к себе:

№4. Я однажды уйду...Елена Заостровцева

Я однажды уйду -
оборву всё единым движеньем,
Эти цепи, канаты,
верёвки и нить паутин,
Присудивших меня
к ожиданию и униженью,
Словно якорь, что держит
на рейде тела бригантин.

Их тела, но не души!
А души - отправятся к чёрту!
Я однажды сорвусь,
и неважно мне, штиль или шторм!
И, быть может, вдали,
за последним, седьмым горизонтом,
Вспомню я милый берег
с коротким названием "дом"...

Милый берег, прости:
убивает меня неподвижность!
Отпусти и пойми:
я по крови - бродяга морской.
В тёплой бухте твоей
нет солёного привкуса жизни,
Мёртвый штиль парусам
стиснул крылья удавкой тугой.

Пусть в открытых морях
бесполезно молить о спасенье,
А штормов бесконечных
грешно пожелать и врагу,
Я однажды уйду,
чтоб о скором мечтать возвращенье,
Чтоб понять, как был нужен
кому-то на том берегу...

Встречались стихи со спокойным рассказом о себе, даже если этот рассказ назван автором «взрывом эмоций»:

№5.  Взрыв эмоций. Валентина Калёва

Когда надоедает привычная текучка:
Работа-дом-работа -
Сплошная кабала,
Я в парк аттракционов сбега'ю вместе с внучкой,
Оставив ненадолго
Рутинные дела.

Прогнать хандру и скуку поможет взрыв эмоций -
Я снова, словно в детстве,
Усядусь в карусель:
Меня обнимет небо, погладит нежно солнце,
Помчусь быстрее ветра,
Как резвая газель.

Всё выше поднимаясь, лечу над старым парком,
Над призрачным покоем
Заросшего пруда...
Восторг переполняет, в груди пылает жарко:
Проблемы сверху - мелочь,
А возраст - ерунда!

Смеётся внучка звонко, я тоже вместе с нею,
Мы трижды повторяем
Круженье на цепях.
Идём, за руки взявшись, домой: уже темнеет...
А где хандра и скука?
Сбежали второпях!

Здесь по стилю - рассказ автора о решении проблемы избавления от хандры, а вовсе не эмоциональная «истерика» персонажа!

Некоторые ЛИРИЧЕСКИЕ стихи о любви просто покоряли меня своим мастерством, тонкостью и деликатностью изложения чувства любви  при использовании автором очень лаконичных средств речи, как, например, эти:

№6.  По ромашкам шагаю. Игорь Савельев 4

По ромашкам шагаю,
С корнем рву и топчу.
Так тебя, дорогая,
Позабыть я хочу.

Словно кровью, рассветом
Загорелся восток.
Всё! - остался лишь этот,
Самый главный цветок.

Потянул - о, как больно!..
Нет, не в почву земли,
Эти мощные корни
В сердце мне проросли.

Но, устроившись в сердце
И купаясь в крови,
И не молят о смерти,
И не тонут в любви.

Вот такая промашка,
Но не плачу, терплю...
Ненавижу ромашку -
Больше жизни люблю!

Простое задание оказалось простым  только на первый взгляд. При чтении пакета из 69 принятых стихов я отобрала всего лишь 17, которые в какой-то степени  отвечали заданной стилистике речи, впрочем, даже в этом отборе я не уверена: слишком тонка грань между живой эмоциональной речью персонажа и авторской речью - рассказом автора о самом себе таким языком, который нормален для лирики или рассказа в стихах, но  очень сложно представить себе его в качестве речи реального персонажа, произнесенной  вслух «на эмоциях» а адрес другого конкретного персонажа…

Приведу несколько примеров такого соответствия.

№7.  Открытое письмо. Ольга Альтовская

Лихое время, гиблая пора:
Меж нами брань, предательство и трупы.
Не отрекайся от меня, сестра!
Бежать за миражом – смешно и глупо.

Смотри, что натворила сгоряча:
Или зашёл у бедной ум за разум?
Опять какой-то зуд – рубить с плеча.
Ведь было! Вновь всё то же – раз за разом!

Не разделиться – век обречены
Жить рядом. Мы к тому – родня по крови.
Я пред тобой не чувствую вины.
А у тебя обиды наготове,

И то, и сё… Дошла уж до того,
Что ты мне – не сестра, что ты – знатнее,
Моё тебе противно естество…
Гордыня – грех. И ты погибнешь с нею.

Одумайся. Не слушай, что поют
Радетели твои, «добра желая»,
Не вырваться потом из цепких пут.
Не трусь - не закусила удила я:

Прощу тебя опять. И впереди
В семье покой, безоблачные дали…
А нет – на все четыре… уходи!
Потом не плачь, что не предупреждали!

Первый же мой пример подходящей лексики, выглядит спорным,  все здесь противоречит заданию: и  персонаж - сам автор, и тема - гражданская, и тот, к кому обращается автор - вовсе не человек, а страна… А написано в стилистике РЕЧИ, речи достаточно эмоциональной, а не продуманной для выступления… Готова принять ваши возражения, но я не могла не номинировать…

№8.  Уходи! Ирина Львовна Ашомко    

Уходи! Немедленно! К чертям
все твои ответы и вопросы!
Сердце раскололось пополам:
до тебя - одна... Одна и после...

Тело обесточено. Дождит
целый день. С небес рыдает кто-то.
По-английски тихо уходи.
Будь орлом высокого полёта.

Дважды повторять "Прощай" нет сил.
На душе тоска скребётся кошкой.
Умницею буду. Как просил.
Ну, и стервой. Но совсем немножко.

Выживу. Смогу. Не умерла.
Значит стану чище и сильнее.
Отпускаю навсегда. И зла
не держу. Иначе не умею.

Уходи! Пожалуйста. Прошу.
________
Пульсом мысль колотится шальная:
- Странно... Как же я ещё дышу?
Ведь меня же нет уже. Я знаю.

Я почему-то смогла мысленно вложить это послание в реально произнесенный вслух монолог. Только концовка, произнесенная для самой себя (замечательная для лирики!) уводит его из стилистики  речи.

№9. Горячая встреча гуляки. Геннадий Солодилов

Гордюсь тобой, Машуля! Зуб даю:
Одна ты у меня на целом свете,
Ревнуешь зря. Мне дома, как в раю.
Я б не упал – я кошку не заметил.

Что? Где помада? Это комары.
Армадами летают – штук под тыщу.
Язык не вяжет лыка – во-вторых,
Во-первых: от добра добра не ищут.

Сейчас я встану. Брось сковороду,
Тебе всегда давался лучше форхенд*.
Румяный нос и ноги не в ладу –
Еще не повод сразу бить по морде.

Что нового в Европе, в СэШэА?
АнгЕла Меркель дружит с КамерОном?
Где пил? Не пил я! Только подышал,
Усы свои побрызгав дикалоном.

Лютуешь зря, как вьюга в декабре,
Я знаю – любишь, будя притворяться!
Как там с ценою нефти марки «брент»?
Иду, иду. Ну, помоги подняться!

*форхенд : в теннисе – удар с «удобной» для бьющей руки стороны.

Здесь уже знакомый нам прием, который автор стихотворения использовал и в предыдущих турах: автор излагает не от своего лица, а от лица своего нетрезвого персонажа, специфической лексикой речи создавая его образ. Конкурсное задание полностью выполнено.

№10. Свободна ты, а я уйду... Репин В.   

Свободна ты, а я уйду –
Свою оплакивать беду…
Пуста холодная постель,
И не видать тебя отсель.

Отныне буду я один.
Хозяин, друг и господин
Я сам себе – но без тебя!
Я раньше жил, тебя любя –

Но решено! Окончен бал.
Погасли свечи. Я видал
Те отношения в бреду.
Свободна ты, а я уйду!

Но, проклиная и браня,
Ты жить не сможешь без меня,
И ужин с кошкою вдвоём
Не скрасит твой постылый дом,

В листве осенний водоём
Напомнит – отражались в нём
Твои весенние мечты,
Где рядом были я и ты…

Пусть на любимые глаза
Накатит крупная слеза –
Я не пойду на поводу!
Свободна ты, а я уйду.

Но осознаешь ли теперь
Ты страх невиданных потерь,
Печаль неслыханной тоски,
Где сердце рвется на куски?

Ты будешь плакать и рыдать,
Свиданий наших благодать
Припоминая, как во сне,
И снова грезя о весне.

Но непреклонен буду я,
Не исцелит слеза твоя
Мою безмерную беду.
Свободна ты, а я уйду!!!

Примерно тот же вариант решения конкурсного задания: речь принадлежит не автору, а его персонажу, а автор иронично подает нам его образ.

№11. Обвинён в графомании. Владимир Кузнецов 20

Я - графоман! Кривой дымящейся клюкой
Мне выжгли наживо презренную печать.
Ни доказать, ни переспорить. В молоко -
Всё что отстреляно. Виновен! Наказать!

В перелопаченных построчно и промеж
Моих стихах не обнаружено зерна
Не то, что Гения, но даже и надежд
На улучшение. "Строка запрещена!"-

Мне выжег опытной натруженной рукой
В себе уверенный проверенный поэт.
Он убеждён - с такой неправильной строкой
Нельзя ни мыслить, ни писать. Прохода - нет!

Он наповал сражён убогостью идей,
Канвой событий, мелкотемьем. Поразить
Его не может ни погибший, ни огней
Кровавый цвет - я не имею права жить!

Мне, непоэту, строить рифмы и писать
Непозволительно - не вышел языком.
Я не сумею так, как он: перемешать,
Переложить, переиначить. Мне - облом!

У графоманов нескончаемый позыв,
К ним стихотворный червь в сознание проник,
Им - много чести, им неведомы азы.
Спасибо, добрый человек, за этот "ник"!

Больной надрыв переживающей строки
Теперь не в моде. Но без выболевших чувств
Я не смогу писать "нормальные" стихи.
А с разрешающим клеймом - не захочу.

Чем не возмущенное послание поэта, которого обругали критики? Написано с иронией, накал чувств понятен - мы сами такие…))

№12. Не мой удел! Елена Долгих

Да чтоб тебя! Опять не получилось!
А я вовсю старался, видит Бог!
Чего смеёшься? Вот скажи на милость,
Какой дурак туда забраться б смог?
Я понимаю, эдельвейс прекрасен,
Но, чёрт возьми, чем хуже первоцвет?
Путь в горы, ты пойми, не безопасен,
Рискую жизнью, чтоб собрать букет!
Ах, необычен?! Хочешь похвалиться?
А мне казалось, что у нас любовь…
Да, я расстроен! Как же тут не злиться?
Наверняка так чувствует любой!
Тебе отдал я сердце, душу, волю –
Всё, чем живу, а ты, смеясь в ответ,
Сказала: «Поцелуй тебе позволю,
Когда увижу эдельвейсов цвет!»
Всё кончено! Прощай! Других дурачить
Отныне можешь, про меня забудь!
Ты плачешь?! Ну и ну! Что это значит?
Ты хочешь, чтобы я закончил путь?
Опять наверх! За эдельвейсом что ли?
Ну, знаешь, есть терпению предел!
Едва живой, я понял, что в неволе
Жить не смогу. Прости, не мой удел!

От начала и до конца - это не лирическое исповедание, а произнесенный вслух монолог персонажа. Возможно, ему отвечают, но автор передает нам только его слова - они полны эмоций, спонтанны! Конкурсное задание выполнено.

№13.  Поговорили...Светлана Шемякина

Я буду с Вами говорить.
О чем хотите? О погоде?
Или о жизни, может быть?
О катаклизмах? О природе?

О чем мне с Вами говорить?
Планета есть, была и будет.
Она вне времени парит
Подвластна Вечности. А будни

Остались нам, чтоб осознать
Свое ничтожество, величье –
Как хочешь, так и будут звать
Без ложной скромности, приличий…

О чем мне с Вами говорить…
О мире? О любви и дружбе?
Моя земля в огне горит –
Война со смертью правит службу.

Я разучилась рассуждать
Об откровениях природы,
Я привыкаю (ужас!) ждать
Раскаты взрывов.
Сколько?
Годы?

Быть может, месяцы, скажи,
Безвременья висят над нами?
Мы все давно живем во лжи,
Пороки славятся делами…

О чем еще мне говорить?
Я о любви сказать не смею…
Моя земля дрожит, горит…
О мире?
Не могу.
Немею.

Я вполне могу представить себе подобный  ответ в стихах на сайте - реальному собеседнику. Так может написать человек, в доме которого идет война («моя земля дрожит, горит»), а ему предлагают поэтическое общение о разных красивых пустяках - лютиках-цветочках: делать вид, что всё в порядке… Сплошь и рядом такое встречается, далеко ходить не надо. Эмоциональная речь, спонтанная. Задание здесь тоже выполнено.

№14. Верно... Скучала... Вита Осенняя

Верно... Скучала... Особенно ночью...
Сердце разлукой разорвано в клочья.
Ты ведь поставил весной многоточье...
Славно отыграна роль.
Мне не к лицу одеянья невесты.
Тон твой циничен и виски не к месту,
И не в квартире, – в душе твоей тесно,
В ней отпечаталась боль.
Знаешь, не важно – Париж или Лондон,
В скромной квартире иль в люксовой, с понтом,
Лишь бы остаться любимой и гордой...
Кто запретит мне мечту?
В душу не лезу... Расслабиться? Вряд ли...
К чёрту пошлю пресловутые "грабли".
В ночь растворяюсь... Тебе же оставлю
Вместе с котом пустоту.

Такое послание я тоже могу вложить в уста персонажа. Близко к лирике, но все же не лирика - горький, эмоциональный ответ другому персонажу стихов.

Еще два стихотворения, которые мне понравились, хотя по стилистике они находятся на границе между лирикой и речью персонажа:

№15.. Ты думаешь, больно мне? Лариса Семиколенова

Ты думаешь, я живу?
А, впрочем, уже не важно.
Нет птицы былой отважной -
Убил её злой недуг.

Ты думаешь, больно мне?
Израненная берёза,
Сражённая бурей грозной,
Уже не кричит в огне.

Ты думаешь, я кляну?
Вкусившая горечь яда,
Услышав дыханье ада,
Ужель не прощу вину?

Ты думаешь, не люблю?
Вселенную без предела
Тебе я отдать хотела.
А, впрочем, тебе нет дела...

Вряд ли мы в жизни так образно произносим монологи, но спасает краткость и эмоциональность ответа. Я рискнула номинировать стихи небольшим количеством очков…

№16. Мне больно, мама! Мария Витальевна Муравьева

Мне больно, мама!
Не к кому в плечо
Или в колени носом повалиться…
Вокруг – друзья…
Но все они – не в счёт,
Когда душа к тебе одной стремится.
Кому сказать,
Что по ночам не сплю?
Что похотью лечу на сердце шрамы?
Их руки – лгут!
А лжи я – не терплю!
Что делать мне? Я так устала, мама!
Не научившись
Верить в чудеса,
Я для других пыталась делать чудо…
А мне бы в детство!
Добрые глаза
И голос твой зовут меня оттуда…

Эмоциональный монолог повзрослевшей дочери, обращенный к матери. Все соответствует заданию, и стихи берут за живое, но я не поняла согласования слов (или смысла) во фразе «их руки лгут». Почему «их» или почему руки, если речь о друзьях ? О ком здесь идет речь? Догадаться можно - друзья пытаются помочь, а их утешения не искренни или не в тему. Мне в стихах не хватило точности передачи смысла (если я вообще правильно его поняла).

№17. Бог! Я искал Твои глаза. Ольга Погорелова

Бог! Я искал Твои глаза
В глуби небес.
Неважно, тишь или гроза –
Я Твой был весь.
Не видел, голову задрав,
Моей стези:
Упал, подкошенный. И страх
Сказал: «Ползи!»
И к небесам, которых семь,
Я полз, любя!
Не видя милости – от всех
И от Тебя!
Никто не верит здесь слезам,
Глухи к мольбе!
Бог, я искал Твои глаза!
Но Ты – не здесь...

Очень спорная (с моей стороны) номинация, пусть даже и минимальным количеством очков. Собеседник - реален, пусть и не для всех, речь такая для персонажа возможна и эмоциональна, хотя и на лирику она тоже тянет… Тем не менее - номинировала.

Непростое это дело - разбираться в тонкостях жанра написания, в стилях речи персонажей наших стихов! Но, на мой взгляд, это очень полезное дело! Чем больше и чаще мы думаем о своем родном языке, как о средстве выражения нашей души, тем больше делаем маленьких, но очень нужных каждому начинающему литератору открытий. Тем богаче, интереснее и точнее по выбору слов и интонаций становятся наши стихи.

Конкурсная серия Птица Говорун завершена. В самое ближайшее время я выявлю и награжу грамотами самых активных ее участников и победителей. Скажу честно: мне совсем не важно, кто из них и как много очков набрал во всех четырех турах этой серии. Гораздо большее уважение (в независимости от суммарного  результата) я испытываю к тем авторам, которые приняли участие во всех четырех турах, попытались разобраться в особенностях стилистики персонажей каждого тура, а еще -к тем участникам, которые не просто заявили на конкурс «то, что у них  было», а постарались написать новое стихотворение, войти в заданный образ, прочувствовать характер и передать особенности речь своего персонажа! Последних было совсем немного. Но именно благодаря им данная серия состоялась: я получила возможность написать статьи и привести в них  примеры необходимой для каждого конкурсного задания лексики, а вы  (возможно!) - узнали о русском языке что-то новое, о чем-то задумались и даже чему-то научились. Честь и хвала тем, кто даже став мастером, участвует в учебных конкурсах и пишет для них НОВЫЕ стихи - постоянно учится!

На этом статью и конкурсную серию заканчиваю. Спасибо тебе, Птица Говорун, за твое неравнодушие, "за ум и за сообразительность"!

С уважением, ваша АлКора


Рецензии
Алла, спасибо за разбор,
как всегда доходчиво.))

Владимир Курков   13.02.2016 22:36     Заявить о нарушении