Рецепт для верлибра или моя попытка
Была у меня когда-то попытка написать белый стих, закончившаяся неудачно.
Неудержимо лезли в голову ассонансные рифмы в конце строки.
Потом несколько попыток пирожков. Слава богу, два кое-как испекла.
По крайней мере успокоилась - и я "сделала это". Тем более говорят, что это очень просто.
Ну, кому как, а я определенное количество те(к)ста извела-перепортила.
Но мечта о белом стихе осталась...
И тут две публикации Елены Картуновой о верлибре.
Поначалу мне было сложно сложить хоть какое-то представление, хоть какую-то схему действий.
Даже из того подробного, что процитировано у Елены, а потом самостоятельно найденного прочитанного.
Более или менее понятно было, что без рифмы, без метра и без размера.
Но как за него взяться - непонятно совсем.
Вот цитата из публикации Елены.
"
«- текст верлибра должен быть разделен на отдельные строки,
- в каждой строке желательно соблюдение определенного ритма,
- но в соседних строках повтор такого же ритма не обязателен, и рифма тоже не требуется,
- созвучия внутри строк и между строчные - обязательны, или весьма желательны, иначе поэтической музыкальности не получается
- такие разнообразные строки составляют конструкцию, наподобие привычной нам строфы, которая периодически повторяется на протяжении всего текста;
а внутри "строфы" - кажущийся хаос."
"
и
«Верлибр - свободный стих, особая система стихосложения, характеризуемая НЕ ВЫЯСНЕННЫМИ до конца ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ»… То есть верлибр вроде бы есть, а что это – никто толком не знает. Но пишут.
http://www.stihi.ru/2016/02/08/9067
И даже прочитав верлибры самой Елены, я не поняла, что надо делать,
что называется не смогла ощутить принцип кожей.
Хотя первые хокку на блице, куда случайно заглянула, я писала именно так.
Я ничего на тот момент не знала про 5-7-5, и уж тем более всех остальных премудростей
(честно говоря не очень потом освоенных). Однако сумела попасть и некоторые были удачны.
А здесь ощутить не смогла. И Блок тоже не помог.
Смутило также и то, что в одну группу были отнесены:
- белый стих (без рифмы, но с соблюдением метра и размера),
- вольный (без соблюдения длины строки, но с обязательным соблюдением рифмы и метра.)
- и акцентный (зверь для меня малопонятный, Бродского хоть и читала, но на память ничего не помню,
больше двух строк, поэтому четкой картинки в голове не было).
Ну, белый так белый. Пошла посмотрела на "жирного пИнгвина".
Почему-то вспомнилось "я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало" .
Осенило. Ага, начать можно как обычный стих с рифмовкой АВ.
Но при этом длина второй строки не должна совпадать с длиной первой - "правило" из вольного стиха.
Размер тоже совпадать не должен - ага, тут типа логаэд. Вам смешно, мэтры?
Зря. Легче привязать к чему-то тому, с чем ты уже сталкивался,
нежели иметь в виду "невыясненные закономерности" и пытаться на них опереться.
Концы строк не рифмуются - это из белого.
При этом предпочтительно наличие межстрочной и внутренней рифмовки.
А дальше - а дальше снова безрифменный логаэд. Но уже из другой оперы,
в смысле фрагмент другого логаэда. И не обязательно из двух строк.
Можно только первую. Или вторую. :-)
Повторять до тех пор, пока не иссякнет поэтичесая мысль.
Ну, это, конечно, только техническая сторона вопроса.
Правила "поэтичности" не пропишешь.
Вот после такого прилаживания то к одному, то к другому,
после таких аналогий, возможно для кого-то смешных и нелепых,
у меня что-то нарисовалось в ощущениях, в понимании того, как двигаться.
И я даже попробовала. Не то, чтобы я двигалась следуя "своим правилам",
просто получилось начать. Хотя возможно, что и не туда, и не так.
Но опубликовать всё же решилась.
Потому что интересно, является ли моя "методика" полным бредом?
Или всё же неполным? Т.е. туда можно много чего ещё добавить до полноты.
И похоже ли то, что здесь http://stihi.ru/2016/02/12/3752 в какой-то степени на верлибр?
И еще. Почему-то мне вот эти определения легли, что называется, на душу:
" - В. - это нерифмованная поэзия без метра,
- В. - это нарушение всех правил стихосложения"
Впрочем, мне кажется, что некоторе рациональное зерно в моих рассуждениях всё же имеется.
Иначе бы не решилась на публикацию.
Свидетельство о публикации №116021203902
повествования от первого лица
Матвей Корнев 12.02.2016 20:38 Заявить о нарушении
Это не художественная проза.
Потом, это передача лично моего опыта -
и это важная деталь.
К тому же, я не знаю, насколько это можно распространить на всех
не, не поняла )))
Светлана Энь 12.02.2016 22:15 Заявить о нарушении
смотреть на ситуации
которые вы описываете
со стороны
то есть
спокойнее
Матвей Корнев 12.02.2016 22:19 Заявить о нарушении