Что сделал Хайдеггер?
Можно подумать без него не замечали человека? А вот и не замечали.
Маркс пытался сказать хоть что-то о человеке, о его историчности и о том, что историчность привела человека к крайнему отчуждению. Но он всё же говорил теоретично, верно по существу, но не затрагивая никоим образом наличное сущестовование человека, не затрагивая ни его печалей, ни надежд, ни культуры. Не затрагивая его существования. Кто ещё подал свой одинокий голос в защиту человека? Ницше? Слишком яростно он отрицал человека данного, чтобы воспеть того, ещё никому не знакомого - сверхчеловека, но где сверхчеловек, кто это такой, его не видно... Кьеркегор подарил нам пышный цветок крайнего достижения буржуазного общества - индивидуальность и тонкость её чувств. Они все - молодцы, но...
Но Хайдеггер наконец-то увидел человека и прямо такого, каким оставила его собственная судьба на пороге свершения историчности - заброшенного, растерянного, в лучшем случае стоящего перед Ничто. Он не сказал дословно: се человек, он сказал: вот Бытие... и указал на человека.
И человек выскочил из своих модусов научности, прогресса, цивилизации и вдруг предстал "голым" перед всем и вся, прикрытым лишь ненадёжным рубищем своего Бытия, своего присутствия вообще в мире. Первый философский гуманист нового времени,хоть сам он и не любил этого устоявшегося термина, а может быть и последний философский гуманист - Хайдеггер перевернул "слежалость" нашего зрения и воззрения на человека. И Хайдеггер, и Мераб Мамардашвили - гораздо большие продолжатели Маркса, чем все последователи марксизма и его продолжатели. Перед лицом антигуманистической катастрофы оказаться гуманистом не просто, а выстоять и победить, оставив человечеству в подарок отражение его самого, - ещё сложней.
Прямых выходов, как Маркс он не рисовал, зато сам погрузился в Бытие человеческого существования настолько глубоко, что Бытие ему ответило на многие его вопросы.
Мы должны ещё и ещё вопрошать, но с позиций уже открытого обнажённого предельного гуманизма, с позиции "прозрачности" понимания человека и его Бытия, вслед за Марксом, не забывая Ницше и Кьеркегора, - с открытых Хайдеггером решающих позиций.
Свидетельство о публикации №116021001659