Хочу писать, как Мандельштам
Как Пастернак хочу!
Но выдаю за штампом штамп,
…Уж, лучше промолчу…
Свидетельство о публикации №116021012261
Растроение личности???
Евгений Кабалин 11.02.2016 15:45 Заявить о нарушении
А моё скромное четверостишие совсем не о том, что Пастернак и Мандельштам похожи или равны, конечно, каждый из них по своему велик и своеобразен. Мои строки о том, что в стихах очень хотелось достичь мастерства того или другого, а выходят по большей части одни штампы….
Как, впрочем, у большинства участников данного сайта. Вдумайтесь только: на сегодняшний день 12 февраля 2016 года в СТИХИ.РУ 673 331 авторов!!! Но, увы, среди нет никого и близко, приближающегося по таланту к Осипу Эмильевичу или Борису Леонидовичу! В основном, не настоящие стихи, а одни заимствования и повторения пройденного…
Ну, и ещё раз про антагонизм. Предоставим слово самим поэтам. Итак, Мандельштам пишет: «Поэзия Пастернака – оздоравливающее русскую поэзию средство. Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие… такие стихи должны быть целебны… У нас сейчас нет более здоровой поэзии». См. О.М. Сочинения в 2-х томах , том.2 «Заметки о поэзии», стр. 210. М.: Худ.лит, 1990.
О поэтической книге Бориса Пастернака «Сестра моя жизнь» Мандельштам отзывается восторженно: «Со времен Батюшкова в русской поэзии не звучало столь новой и зрелой гармонии. Пастернак не выдумщик и не фокусник, а зачинатель нового лада, нового строя русского стиха, соответствующего зрелости и мужественности, достигнутой языком» См. О.М. Сочинения в 2-х томах , том.2 «(«Буря и натиск»). », стр. 291. М.: Худ.лит, 1990.
В свою очередь знаменательны строки Пастернака о Мандельштаме: «Мандель¬штам никогда не умирал. Речь идет не o том, что посте¬пенно время ставит всех на свои истинные места. Собы¬тия, идеи и люди находят свои истинные масштабы. Нам давно уже ясно, что нет русской лирики двадцатого века бeз ряда имен, среди кoтoрых Осип Mандельштам занимает почетное место. Цветаева называла Мандель¬штама первым поэтом века. И мы можем только повторять эти слова»
Вот такой антагонизм, уважаемый Евгений! И я готов, не только раздвоиться или растроиться, а и просто разорваться на мелкие кусочки, чтобы достичь их мастерства! Но из-под пера опять по большей части выходят штампы, штампы, штампы…
.
Михаил Лиознов 12.02.2016 08:51 Заявить о нарушении
Зачем напрягать свой духовный стержень для того,
чтобы быть на кого-то похожим? Даже природа не
любит однообразия. Написать что такое, чего никто
никогда до этого не читал - вот высшая степень
развития литератора. Строить для себя барьеры
достижимости на основе творческих базисов иных
поэтов - это подспудное выражение собственной
неуверенности и слабой подготовки. Подобные
психологические аспекты изучаются в виде отдельных
дисциплин на соответствующих факультетах вузов.
Поэзия жёстко связана с особенностями мозговой
и душевной организации автора. Можно подражать
признанным мэтрам, но никогда не найти ту грань,
которая может скоррелировать даже отдалённо
филигранность работы великих со СЛОВОМ и МЫСЛЬЮ.
Надобно по своей стезе топать, Михаил. Влезать
в шкуру давно ушедших поэтов целесобразно лишь
для анализа их литературных приёмов или в целях
изучения биографий. Стремиться же "писать как они" -
бесперспективное занятие, прошу прощения. Лучше
уж точно не получится, а зачем писать хуже???
Вот, как-то так...
Евгений Кабалин 12.02.2016 10:51 Заявить о нарушении
Михаил Лиознов 12.02.2016 11:29 Заявить о нарушении
Михаил, тем не менее, надо к этому стремиться.
Если бы все поэты писали с оглядкой на своих
великих предшественников, то ничего нового
написано бы не было. Я знаю, как сложно выработать
творческий почерк так, чтобы он был узнаваем на слух,
однако, при мощной мотивации это вполне возможно.
Художественные средства языка можно рассматривать
как некую матрицу, с помощью которой можно создавать
совершенно уникальные словоформы. Сколько песен написано
человечеством, а появляются всё новые и новые. Так же
и с поэтическими текстами: нет предела лексическим
комбинациям. Конечно же, шлейф от творческого наследия
русских поэтов накрывает почти всех, кто работает со словом,
но поиск своей неповторимой тропки в терниях стихосложения
является единственно правильным вектором творческой жизни.
Роберта в своё время подвергали жёсткой критике за его
асонансные рифмы и прыгучий слог. А он продолжал писать так,
как считал нужным. В результате, его поэзия изучается нынче
на филфаках как отдельный пласт практики стихосложения.
Неповторимость - вот та веха, к которой стоит стремиться.
А вот если чувствуешь, что не получается писать стоящие
вещи - лучше заняться чем-то другим. Так Сан Саныч
Иванов мне говорил. Я с ним полностью согласен.
Евгений Кабалин 12.02.2016 20:26 Заявить о нарушении
Хочу писать, как Мандельштам,
Как Пастернак хочу!
Но выдаю за штампом штамп,
…Уж, лучше промолчу…
Итак, надеюсь, что в итоге мы пришли к одному выводу: не можешь сказать лучше замечательных поэтов, тогда просто промолчи или, как вы предлагаете, займись другим делом... Надеюсь, что более, чем полумиллионная армия участников Стихи.ру примет это к сведению. Желаю удачи и неповторимых творческих успехов! С уважением, Михаил.
Михаил Лиознов 12.02.2016 20:46 Заявить о нарушении