Миура-ори тайна красоты
Как постичь природную красоту цветка, бабочки, морского гребешка?
Цвета и формы их кажутся случайными, но отчего-то безмерно радуют глаз человека.
С первого взгляда мы отличаем настоящую красоту лишайника в северной тундре и папоротника в джунглях Амазонки, хотя живём на Мандрыковке, а родом из Херсона.
Даже глядя на ярко-красные и едко-фиолетовые бумажные цветы на блошином рынке мы отличаем прекрасное от ужасного.
Но как? Что даёт подсказку?
Может быть в нас записан природный закон роста красоты из крошечного зёрнышка – из пустоты, из ничего – закон Миура-ори.
Сложенная фигурка оригами ничтожно мала по сравнению с со своей будущей развёрткой.
Но она растёт, выпрямляется, приобретает объём и жёсткость в пространстве.
Учёные ищут технологии использования оригами.
• Медицина – разворачивать внутри сосудов хирургические стенты,
• Исследование внутренних поверхностей труднодоступных полостей,
• Самонаведение раскладных антенн,
• Складная сменная мебель для тесных помещений.
Учёным пришлось создать строгую классификацию и целую теорию фигурок и приёмов оригами.
Введены понятия: стягиваемость, подвижность, развёртываемость, потенциал мозаичности, а также скорость стяжки и развёртки.
Амбиции простираются дальше – с минимальными затратами времени и усилий в условиях ограниченного доступа разворачивать и сворачивать любые трёхмерные формы заданной жёсткости из плоских пластин, используя стандартные блоки и связи между ними.
Происхождение искусства оригами кажется понятным – люди повторяли природу, следя за ростом и цветением растений.
Желание людей подражать природе или, говоря иначе, походить на богов, развивало древнее искусство и науку и движет людьми сегодня.
Но в новых областях приходится использовать старые пути и находки.
За единицу оригами учёные приняли плоский элемент поверхности с минимальной кривизной Миура-ори.
Другое определение Миура-ори – минимальная пластинка, которая может быть преобразована в жёсткий пространственный объект, а ещё точнее я не понял.
По меньшей мере, с 15-го века японцы уже выделяли Миура-ори из разнообразия фигурок оригами, украшая им одежду, как символом или знаком.
Но название Миура-ори получил или получила, а может быть, получило по имени японского физика Миура, который в 1970-м году предложил своё решение для поверхности солнечных батарей.
Форма, размер и поверхность солнечных батарей оптимальны, если рассчитаны в единицах Миура-ори.
В листьях некоторых растений и крыльях насекомых можно распознать Миура-ори как естественную единицу поверхности.
Понятие о Миура-ори является универсальным в науке об оригами, подобно понятию частицы в физике.
Зная жёсткость плоского материала-сырца, учёные создают любые пространственные формы – сёдла, сферы, спирали и т.д., используя компьютерные алгоритмы и трёхмерную лазерную печать.
Все объекты во Вселенной, имеющие жёсткость, от атома до архитектурного сооружения и планет геометрически сводятся к определённой, но не единственной комбинации Миура-ори.
Проблема масштабируемости сложных систем получает новый толчок вместе с понятием о Миура-ори и теорией оригами.
Географическую карту на плотной бумаге сложенную по прямым линиям вдвое, затем вчетверо и т.д. невозможно развернуть, держа её двумя пальцами за единственный уголок.
При обратном складывании не удаётся быстро достичь первоначального размера в сложенном состоянии.
Но карта, сложенная кривыми линиями по правилам Миура-ори, развернётся под действием силы тяжести, если её подвесить за уголок и сложится до минимально возможного размера одним движением.
Размер и кривизна Миура-ори единственные для бумаги данной жёсткости и могут быть рассчитаны или подобраны методом проб и ошибок.
По одним источникам искусство оригами не очень древнее – ему всего несколько веков, по другим сведениям оригами возникло в глубокой древности.
У японцев всегда было мало земли, и они пристально вглядывались на своих островах в каждую крупицу мироздания.
Может быть, из-за этого японцы до сих пор кажутся нам странными – мы искали смысл и суть, двигаясь, куда глаза глядят – благо на бескрайней равнине глазу не за что зацепиться.
Но может быть другое – японцы искали красоту в малом, испытывая дефицит в большом.
Нам же было недосуг тратить жизнь на мелочи, когда есть дорога до горизонта.
Мы разогнались и дошли до японцев, сидящих на корточках и разглядывающих что-то неуловимое нашему глазу.
Разобравшись, куда вглядываются японцы, мы взяли их с собой в далёкое путешествие за красотой мира.
Однажды я спросил преподавателя в институте, как он, видя сложный чертёж, за секунды находит ошибку у студента.
«Ошибка там, где некрасиво, – сказал преподаватель, – красивый чертёж всегда правильный».
Всех конечно удивил другой профессор – Фукуяма, который, ошалев от наших масштабов, заявил ни много нимало, о конце истории – некуда больше идти.
Это зря!
Сколько галактик могло бы уместиться в одном Миура-ори?
Это ж попробуй, пойми!
На рисунке каждый отдельный кривой квадратик это Миура-ори.
Для бумаги данной жёсткости форма и размер минимального Миура-ори единственные.
Свидетельство о публикации №116020905823
Хотела ввернуть тут о геометрической теории групп - да Алексей первый добежал((
Смысл жизни и есть, наверное в том, чтобы рассматривать и познавать... Нам изначально вложили в головы, к чему надо двигаться - красивое и есть правильное. Жалко, что нам не удаётся вписаться в этот мир.
Лариса Морозова Цырлина 10.02.2016 00:48 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 10.02.2016 01:20 Заявить о нарушении
Придётся работать над собой зараз...
Лариса Морозова Цырлина 10.02.2016 01:29 Заявить о нарушении