Малевич курит в углу

Малевич курит в углу... )

В 1882 (за 33 года до «Черного квадрата» Малевича) году на выставке «Exposition des Arts Incoh;rents» в Париже поэт Пол Било представил картину «Combat de n;gres dans un tunnel» («Битва негров в туннеле»). Правда это был не квадрат, а прямоугольник.

Французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он развил её в 1893 году, назвав свой черный прямоугольник «Combat de n;gres dans une cave, pendant la nuit» («Битва негров в пещере глубокой ночью»). Картина была впервые выставлена на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен.
Дальше больше. И белый, и красный квадрат тоже были впервые изображены Алле Альфонсом. «Белый квадрат» назывался «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» (выполнен также в 1883 году).
Спустя полгода, следующая картина Альфонса Алле была воспринята как своего рода «колористический взрыв». Прямоугольный пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1894 год).

Таким образом, за двадцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле стал «неизвестным автором» первых абстрактных картин. Также Альфонс Алле прославился тем, что почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4;33;» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания». Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем.



Напиши мне, художник, холодный гранит,
превратившийся в куб без дверей и без окон.
И того, кто – внутри
в размышленье глубоком
свою душу хранит...

Напиши мне, художник, то слово, что он
чертит пальцем на стенах, и стены алеют,
с каждым часом прозрачнее он и светлее,
как несбывшийся сон.

Напиши мне охрану в железных чалмах, –
их уменье молчать и сменять караулы,
как сидят генералы,
пьяны и сутулы,
а при них – две подруги:
тюрьма и чума.

Напиши мне как куб превращается в свет, –
и охрана в ночи вызывает облаву,
как гранит растекается
огненной лавой,
и как страшен "преступник",
которого... нет.

И "облава" войдёт,
никого не виня,
и увидит охрана, как Странные Люди
им протянут, смеясь,
на сверкающем блюде
генеральских голов
два обугленных пня.

Напиши мне, художник, зачем, почему,
чтобы выстроить жизнь,
не достаточно чувства?

Я отвечу тебе:
"в мире света не густо, –
что светлее холста,
неподвластно уму".


Владимир Мальчевский http://www.stihi.ru/2016/01/14/4410


Рецензии