Были силы у зимы

Были силы у зимы

Смесь из снега и воды улицы помыла,
Были силы у зимы, солнце растворило.
И остались на земле черные сугробы,
Что лопатой наскребли с узенькой дороги.

Не капель и не весна, только посмотрите.
Даже ива расцвела, почки все открыты.
Да туман стоит сплошной, серый только очень.
Солнце село за сосной, к нам идти не хочет.

Нет, не время для тепла, кто-то там ошибся.
И метель ведь не мела, и не жгла нам лица.
Не краснели, не шумели, зиму, вновь мы просмотрели.
Но вернется, будь уверен, заметет под крышу двери.   


Рецензии
Катюша, доброго века и здравствуйте всегда. Заранее прошу Вас простить меня за форму обращения к Вам.

Возможно, что мои слова будут здесь весьма неуместны. Тогда прошу ещё раз простить меня и забыть о них.

А сказать хочу следующее: у Вас много стихов, большое количество читателей и отзывов. То есть творчество занимает не последнее место в вашей жизни. Я прочитал несколько из ваших стихов и часть отзывов к ним. И обратил внимание: за период с 2012 года по настоящее время у Вас нет особых изменений в мастерстве стихосложения. В избранных у Вас есть Семинар Юрия Петровича - это весьма полезный материал. Вы существуете в среде "дружеского стихосложения" (возможно в этом я ошибаюсь?), где к уровню поэтического мастерства не предъявляют высоких требований, а принято писать добрые отзывы даже там, где следовало бы указать на конкретные просчёты. На мой взгляд это приводит к снижению требовательности к себе и своему творчеству, к потере квалификации.
Существует масса мелких признаков, позволяющих достаточно легко отделить настоящую поэзию от "стихопрозобытописания". Но, прежде чем высказывать конкретные замечания, мне необходимо знать: "А нужно ли это Вам?".

Своими словами я совершенно не желаю обидеть или задеть лично Вас. Всё сказанное мной относится только к стихам. Если Вы пожелаете, то я смогу дать Вам несколько дружеских советов о совершенствовании мастерства стихотворца.

Если же я каким-либо образом обидел Вас или задел, прошу просто забыть обо всём сказанном мной.
С уважением и теплом, Юрий.

Юрий Гридасов   12.02.2016 12:22     Заявить о нарушении
Юрий. Без всякого сомнения буду рада любому разбору стихов, советам, помощи. Действительно, сама я придерживаюсь таких же взглядов, о которых вы и сказали. Не пишу ничего неприятного автору. Конечно, я читаю других поэтов. И все, что пишется, так или иначе, связано с некоторыми авторами здесь, с теми, кто мне интересен. Недавно присутствовала на разборе стихов поэтами поэтов, что проходил в Литературном клубе. И даже написала об этом свои впечатления. Потом и мои стихи разбирали, больше те, что относятся к теме Соловецкого лагеря. Правда, мой опыт и мои слова о чужих стихах, как понимаю, не подействовали ни на кого, кроме меня. Ваше письмо доброжелательно, спокойно, что приятно. В деловом разговоре будет много полезного, так думаю. Пишите. Катерина

Екатерина Адасова   12.02.2016 12:45   Заявить о нарушении
Катюша, сам я начал писать стихи ещё в середине прошлого века (если их можно считать хотя бы стихами). И до глубокой древности своей даже не подозревал, что стихосложение - это строгая наука, а поэзия - это высшая форма творчества в стихосложении.
И вот на шестом десятке лет я по совету доброго наставника Дитто (Аль Катой) сел за учебники и стал учиться стихосложению. Оказалось это увлекательнейшее дело.
Мне весьма помогли учебники и статьи с сайта Тима Скоренко, книга Павла Кулешова "Признаки начинающих стихотворцев" Статья Варлама Шаламова (ниже приведу её полностью - она короткая).
Всё перечисленное легко найти в сети. Если внимательно прочесть, далее Вам не нужны будут гиды и советы - найдёте всё сами.

Шаламов:

Таблица умножения для молодых поэтов

Автор: Варлам Шаламов
1. 1x1=1.

Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение тайн искусства – важная задача поэта. Эти тайны искусства имеют мало общего с поисками размера, овладением рифмой и т.д. Размеры и рифмы – это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства.

2. Научиться писать стихи – нельзя.

Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.

Юрий Гридасов   12.02.2016 13:04   Заявить о нарушении
3. Поэзия – это неожиданность.

Неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма...

4. Поэзия – это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» –

непременные условия поэтической работы.

5. Поэзия – это судьба, а не ремесло.

Пока кровь не выступает на строчках – поэта нет, есть только версификатор. В лицейском Пушкине еще нет поэта, и напрасно школьников заставляют учить «Воспоминания в Царском Селе».

6. Начала и цели поэзии.

Начала большой поэзии – самые разные. Цель же – одинакова с религией, с наукой, с политическим учением – сделать человека лучше, добиться, чтобы нравственный климат мира стал чуть-чуть лучше... Истинное произведение искусства, способное улучшить человеческую породу, незримым и сложным способом может быть создано чаще всего не на путях дидактических.

7. Поэзия – это опыт.

Огромный личный опыт, подобный завещанному Рильке, хотя стихи самого Рильке и не результат такого опыта.

8. Поэзия – неизвестность, тайна.

В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи.

9. Стихи – это всеобщий язык.

На этот язык может быть переведено любое явление жизни – общественной, личной, физической природы. Это всеобщий знаменатель, то число, на которое делится весь мир без остатка.

10. Поэт--это инструмент.

Инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык. Суждения природы не всегда просто перевести на обычный человеческий язык.

11. Чувства гораздо богаче мыслей.

Поэзия своими средствами: подтекстом, аллегорией, интонацией, звуковой организацией, переплетенной со смысловым содержанием, сопоставлением дальнего и близкого, то недомолвками, то многозначительностью – стремится донести до нас именно то, что не может быть ясно выражено словами, но тем не менее существует вопреки Декарту. Стихи работают в этой «пограничной» области.

12. Ритм – важное начало поэзии, как и любого из искусств – музыки, скульптуры, живописи. Необходимое, но не единственное начало. Расстояние от народной песни до монологов Фауста видно невооруженным глазом.

13. Стихи – это не поиски.

Поэт ничего не ищет. Творческий процесс – это не поиски, а отбрасывание того безмерного количества явлений, картин, мыслей, чувств, идей, являющихся мгновенно в мозгу поэта на зов рифмы, звукового повтора в строке.

14. Ясность и точность в поэзии не одно и то же.

Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с намеками, с интонационным строем фразы. Сложность чувства не всегда можно выразить ясно. Язык слишком беден для этого. Кроме того, язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык.

15. Минор в стихах действует сильнее мажора. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.

16. Стихи не рождаются от стихов.

Не существует поэтов для поэтов. Поэт для поэтов только один – жизнь. Стихи рождаются от жизни, а не от других стихов.

17. Большие поэты никаких путей не открывают.

Напротив, по тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, – ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты.

18. Не суйтесь в науку

Искусству там делать нечего. Ничего, кроме конфуза, там поэта не ждет, как во времена Ньютона, так и во времена Эйнштейна. В искусстве нет прогресса, и всевозможные симпозиумы по вопросам науки просто ни к чему.

19. За деревьями в поэзии нужно видеть не лес, а подробности, не увиденные раньше. И не ботанически видеть, а поэтически. Изучая ботанику, воспитывать деталь-символ, деталь-аллегорию, следить, чтобы знание ботаники не заглушило, не ослабило поэтического начала.

20. Пейзажная лирика – попытка дать дереву и камню заговорить о себе и о человеке. И вместе с тем – пока пейзаж не говорит по-человечески, он не может называться пейзажем.

21. Космос поэзии – это ее точность.

Искания здесь и находки – бесконечны, как жизнь.

22. Стихи для слуха и для глаза.

В стихотворении услышанном – воспринимается тысячная часть достоинств стихотворения. Недостаток чувства, мыслей скрывается за звуковой погремушкой.

23. Форма и окраска слова.

Форма и величина слова зависят от гласных букв, а окраска – от согласных.

24. Поэзия – непереводима.

Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, литературных вкусов.

25. «Все или ничего».

В стихах есть закон «все или ничего». Более квалифицированных и менее квалифицированных стихов попросту не существует. Есть «стихи» и «не стихи».

26. Научиться стихами проверять собственную свою душу, ее неосвещенные углы.

Стихотворение не будет писаться, если оно – не искренне. Иногда поэт вследствие своей импульсивности может привести себя в состояние иллюзии, заставить себя поверить... Но это редкий случай. В большинстве случаев в стихах гадают, как на картах. И угадывают.

27. Рифма – поисковый инструмент, а не орудие благозвучия (Бальмонт), не мнемоническое средство (Маяковский). Роль рифмы гораздо значительней.

28. Рифма пришла к нам позже ассонанса.

Нет нужды возвращаться к мамонту – ассонансу. Ее роль в русском стихосложении еще не только не сыграна, а только-только начата.

29. Свободный стих – это стих второго сорта. Это – подстрочник еще не написанного стихотворения.

Значение рифмы в русской поэзии огромно Возможности русских размеров – безграничны. Свободный стих диктуется желанием сближать языки в нашу эпоху, где уничтожены расстояния, сблизить словесное искусство разных стран, наиболее национально обособленное по сравнению с музыкой, архитектурой, живописью. Желание хорошее. Но в жертву приносится слишком много. Истинная поэзия непереводима, и не нужно бояться этого. Арагон предлагал переводить стихи на чужой язык прозой. В этом есть логика и резон. Но и этого не надо, ибо есть поэты-переводчики, которые на материале стихов оригинала пишут собственные хорошие стихи. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, обеднив его, приближая к прозе.

30. Все большие русские поэты писали классическими размерами, их авторский голос громок и чист.

Ямбы

Пушкина

Лермонтова

Тютчева

Некрасова

Блока

Мандельштама

Цветаевой

Пастернака

Ходасевича

не спутать друг с другом.

31. Изучать технику стиха, понимая, что это – техника.

Знание контрапункта не лишает композитора восприимчивости к музыке (Норберт Винер). К тому же часто самозабвенное увлечение работой над решением «технических» вопросов стихосложения вдруг открывает какую-либо подлинную тайну искусства.

32. Скупее!

Чем больше емкость стихотворной строки, тем лучше.

33. Короче!

Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф. Лучшие стихотворения русской поэзии – в двенадцать – шестнадцать строк (даже восемь – Тютчев, Пастернак).

34. Поэтическая интонация – это лицо поэта, его голос, его литературный паспорт, право на занятие поэзией. Поэтическая интонация – понятие очень важное и более широкое, чем объяснено в литературоведческом словаре. Разработка понятия поэтической интонации – важная задача нашей поэтики. Откровенное заимствование и заимствование замаскированное, с которым не может справиться автор, – все это, как и чужое влияние, – должно быть осуждено наравне с плагиатом.

35. О таланте.

«Талант – это такая штука, что если он есть, то есть, а если его нет – то нет» (Шолом-Алейхем). Точнее определения нет. А труд – это потребность таланта. Всякий талант не только качество, а и количество. Моцарт – образец и пример – постоянно и много работающего художника.

36. Традиции и новаторство.

Только тот, кто хорошо знает предмет своей работы, может прибавить что-то новое. Здесь решение вопроса о традициях и новаторстве.

37. Знать поэтическое наследие XX века, не ограничиваясь XIX-м.

Знать

Анненского

Белого

Ходасевича

Цветаеву

Пастернака

Мандельштама

Волошина

Кузмина

Ахматову.

Понимать их место в развитии русской поэзии, знать их находки и их открытия. Без этих поэтов нет русской лирики.

38. Проверяй себя чужими стихами.

Если твое настроение, твое чувство может быть выражено чужими строчками – не пиши стихи.

39. Стихи на «свободном ходу» – обязательное упражнение для поэта.

На заданный ритм поэт включает, едва контролируя мыслью, тот мир, который толчется за окнами, и только потом по этому черновику, написанному природой, ведет суровую, жесткую правку, оставляя только важные находки.

40. Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно.

В стихе всего не скажешь, как бы ни высокоэмоциональным было то, что сказано в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу и свою поэзию. Пушкин, Лермонтов, да и любой поэт могут быть понятны лишь вместе со своей прозой, в единстве.

41. Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина.

Пушкин – поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев – еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину.

42. В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку.

43. Что выше? Поэзия или проза?

За что же пьют? За четырех хозяек.

За их глаза, за встречи в мясоед

За то, чтобы поэтом стал прозаик

И полубогом сделался поэт[1]

44. Стихи – это не роман, который можно пролистать...

Стихи – это не роман, который можно пролистать, проглядеть за одну ночь. Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении.

45. Поэт и современники.

Для современников поэт всегда нравственный пример.

46. 10 х 10 = 100.

1964

Собрание сочинений: В 4-х т. / [Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской]. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.

Юрий Гридасов   12.02.2016 13:05   Заявить о нарушении
А это вот Павел Кулешов о поэзии:

"ПОЭЗИЯ – ЭТО КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
Глубокий смысл, яркая образность, душевная чуткость, звуковая стройность, обширный словарный запас, афористическая отточенность, открытость новым впечатлениям, эффективное применение всех имеющихся выразительных средств, богатый жизненный опыт автора порождают в совокупности явление, называемое ПОЭЗИЕЙ.
Поэтическое произведение отличается от непоэтического именной этой уплотнённостью, насыщенностью, я бы даже сказал, утрамбованностью всего-всего. Тут каждое слово оказывается многофункциональным. Это позволяет говорить о неаддитивности поэтического произведения, когда целое оказывается больше входящих в его состав частей. Сочетаясь в особом порядке, слова обретают значительно большую выразительность, чем каждое слово в отдельности. И этот особый порядок называется гармония – взаимное соответствие частей в составе целого. В гармоничном произведении словам тесно, а мыслям просторно. В нём нет ничего лишнего, в нём всё необходимо и достаточно. Прочитав такое произведение читатель неизбежно приходит к однозначному выводу: об этом иными словами не скажешь! Всё на своих местах!"

Юрий Гридасов   12.02.2016 13:07   Заявить о нарушении
Юрий. Прочитала все внимательно. Отвечу на все пункты, что прозвучали. Катерина

Екатерина Адасова   12.02.2016 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.