Тета

    Итак, мы живём в совершенно различных космосах. А именно в тех, что сами построили, осмыслили, обжили, представили, сотворили, слепили и даже вообразили, если хотите. Нет одного, раз и навсегда, данного космоса. И не потому что его вообще нет, словно ничего нет, а есть только наши иллюзии, а потому что то, что нам открывается - открывается лишь через нас - другой дороги и другой двери в космос нет. Мы сами эта дорога и эта дверь. У нас есть космосы, которых мы достигли и космосы, которые мы потеряли, и живой пример тому - греческий космос, утерянный нами, как космос прежде всего - осмысляемый, космос МЫШЛЕНИЯ. Сегодня мы заменили его космосом "расчётным", "счётным", космосом исчисляемым, теоретическим и технологическим. Но какова цена этой замены мы не знаем. Мы не в состоянии произвести сравнение и даже не стремимся сравнивать, мы закрыли себе глаза ярлыком "примитивные представления", это в том случае, когда говорим о древних греках, и ярлыком "прогресс" и "научные достижения", если говорим о нас. Увы нам, увы... Такой путь никуда не ведёт. Космосы не должны представлять из себя детскую пирамидку, где каждый последующий кубик ставится на предыдущий и всё растёт в один верх, потому что подобное "детское построение" доказывает свою несостоятельность тем, что в один прекрасный день с грохотом падает, не имея должного основания в ширину.
   Мы уже даже не знаем, что и потребовать от наших учёных и требуем от них совершенные глупости. Как то, например - дать наконец-то! отчётливую картину мира, или что-то подобное в том же духе. Или - не быть столь туманными и противоречивыми!!! Мы подозреваем их в том, что они сами как следуют не знают свой космос. И правильно, кстати говоря, подозреваем, так оно и есть. И всё же учёные не должны давать никаких отчётливых картин, никаких окончательных решений вопросов. Не должны они и приводить "сквозящие дыры вселенной" в благопристойный вид. Они только сегодняшние учёные и выдают, естественно, только сегодняшнюю картинку. И эта картинка не менее, но и не более противоречива, чем древнегреческая, только противоречивы они совершенно по-разному.
   Чего действительно можно было бы потребовать от учёных, так это хотя бы не быть при сложившейся ситуации, "напыщенными павлинами", к месту и не к месту прославляющими бесконечное величие и могущество науки - вот этот пафос, совершенно чуждый древним грекам, замирающим в восхищении перед величием природы, или величием божественного, но не перед своим собственным величием, он, конечно же, не случаен, и произрастает на том "покинутом месте", которое у древних было занято головой. Нынешний космос не осмысливается, а с треском, грохотом и шумом отвоёвывается и выдирается из бесконечно неизведанного полотна вселенной - вот ещё что-то там "вскрыли", словно консервную банку, а вот ещё проэксперементировали, а значит, нечто доказали и подтвердили! Кого-то может быть удивит, что мы говорим здесь об отсутствии мышления, но он удивится зря. Потому что даже трактористы, пардон, "мыслят" садясь за трактор и выезжая в поле, ну и сантехники, конечно же, тем паче, но только у обоих, мышление - всего лишь побочная, вспомогательная функция; вот также точно "мыслят" и наши теперешние учёные - если нужно... только когда есть необходимость, и уже давно сами напоминают трактористов и сантехников от науки - либо пашут, либо калькулируют, а иногда, по воскресеньям ходят в клуб с девчатами - на встречу с публикой для "просветительской" лекции.. Но мысль, мышление не допускают побочности. Мышление не является орудием, которым взламывают законы природы. Мышление это не отмычка, орудие вора, чтобы прокрасться, взломать и вынести, мышление скорее ключ, и может быть даже вошебный - то есть "золотой ключик", открывающий отнюдь не любую дверь, но только тайную и только в определённом месте - а дверь нужно ещё найти и ключик нужно уже иметь.
     Причём "изнасилованию" подвергается не только сам способ мышления - а прикладной, вспомогательный, неосознанный способ и есть изнасилованный, но и сам предмет. Что мыслят наши учёные? Мир? - Отнюдь. Не говоря уже о том, что вселенная раздроблена на участки, клочки и отдельные составляющие - кто-то мыслит микрочастицы, кто-то звёзды, кто-то одни математические уравнения, а кто-то специальную теорию, а в ней специальные вопросы, ибо нельзя же объять необъятного, как там у Козьмы Пруткова, так вот не говоря уже об этом, ставшем притчей во языцах, уродливом разделении труда, даже целокупными, обезличенными учёными рассматривается вовсе не вся природа, но лишь мёртвая - физико-математическая, живую же оставляют другим наукам, которые якобы к происхождению нашего мира никакого отношения не имеют. И кто так решил? Космос древних греков был живым. Греки мыслили и живую природу. Мёртвая природа тесно переплеталась у них с живой и с божественной. Та же картинка космоса, которую имеем сейчас мы - картинка мёртвой материи. Наш космос мёртв, изначально и по определению. И немудрено, что ему так трудно "оживиться" и объяснить откуда же из всего "этого" взялось живое. Всё это перечисляется мной для того, чтобы показать сколь многое мы потеряли вместе с древними греками, каждый из которых мыслил всегда целый космос - ничего из него не выкидывая и ни в чём ему не отказывая. Греков вёл Логос - само Мышление - сама Речь - сам Космос - миропорядок. Соберём ли мы, когда-нибудь разрозненные части скелета хотя бы приблизительно так, чтобы был виден и скелет? Или мы так и будем наблюдать одни берцовые кости? О плоти я уже не говорю...
     Но, каждый, кто осознаёт, хотя бы в какой-то мере потерю, с необходимостью будет обращаться к древним грекам вновь и вновь, и думаю, будет вознаграждён за старания. Современная наука, несмотря на весь свой пафос подошла к очередному кризису, гораздо более мощному, чем во времена Коперника. И снова пришло время обратиться туда - в прошлое - на самом же деле в будущее, до которого мы ещё не доросли.


Рецензии