Что сделал Пушкин восьмому классу???
Открываешь сомнительно цветной разворот, глядишь на тусклую картинку, совершенно не конкурирующую с монитором компьютера или планшетом, и думаешь: ё-моё…Когда это все было написано? И – для кого? Детей, которые растут в современных интерьерах, мало интересует скромный быт пионерки, изображенной на картине Яблонской «Утро»…Это мы, помниться, колхозники, любовались ее просторной московской квартирой с трехметровыми потолками и арочными окнами с долей некой скрытой зависти... Хотя цветочные горшки и у нас были такие же. Типовые. Гостовские.
Однако, тут на днях порадовал художник В.Е.Попков, чью фамилию дети упорно пытались произносить с ударением на первый слог, а иногда и путали с Попкиным. Живописец – умница и красавец, вписал в свой осенний пейзаж не кого-либо, а само Солнце Российской Поэзии. Причем, Александр Сергеевич, находясь спиной к зрителю, все же весьма узнаваем по едва очерченному профилю, курчавым волосам и бакенбардам.
Моя задача была предложить всю эту несусветную роскошь учащимся 8-го класса для детей с ОВЗ (расшифровка: Они Все Знают) для описания по привычной схеме.
Фигура Пушкина необычайно взбудоражила детское воображение, которое в творческом раже тут же начало рождать шедевры, причем, не только в словесном жанре, но и в жанре художественной копии.
Юным «копиистом» стал Андрюша Логинов, парнишка не без талантов, хоть и удавалось ему до сего времени тщательно их скрывать.
Порадовавшись, глядя на список картины Попкова, приступила я к разбору словесных шедевров, от которых удивления и радости получила еще больше. Не столько как учитель моих детей – тут вообще бы в пору горько поплакать – а сколько как человек с большим чувством юмора и богатым воображением.
Итак, чтобы не быть голословной, приведу пару-тройку цитат из опусов своих драгоценных учеников:
«Пушкин стоял на крыльце и с тоскою смотрел на далекую реку. Наверное, там водится рыба…»
Так и хочется продолжить: «- Подумал Пушкин…» Эх, зря он удочки не взял!
«Пушкин только что привстал со скамейки и решил постоять на крыльце. И, правда, зачем сидеть на скамейке? Она холодная и мокрая.»
И в самом деле, какой ему был смысл на нее садиться? Только фрак вымочил…
Иные перепутали слова. Например, слова «колонна» и «клумба».
В результате получилось курьезно:
«Слева от Пушкина мы видим клумбу, и справа тоже, он на нее прилег плечом и любуется осенью.»
Бррр…! В такую погоду и собака-то на клумбу не приляжет – уж точно мокро и холодно! Бедный Пушкин!
«Всю осень Пушкина сопровождали лужи.»
А вот с этим – не поспоришь. Лужи – они такие! Куда ни глянь – они уже тут как тут!
« Пушкин смотрит налево с чувством задумчивости…»
Тоже здраво подмечено! Женатый человек, понимаете ли… Один в глухой деревне…
« Этот дом, наверное, принадлежит Пушкину, а то бы он не ходил в туфлях…»
Естественно! Ходил бы в резиновых сапогах!
«Я думаю, это деревня Болдино, в которой Пушкин написал много хороших стихов. А сейчас он стоит и любуется на Кавказские горы…»
Особая радость! Привет географичке!!! (Стреляемся вместе?)
«На крыльце мы видим листья с опадающих деревьев…»
Ух ты! Даже стало страшно за русского гения! А вдруг и на него опадет какое-нибудь дерево…Непорядок!
«Недалеко я вижу маленькую реку, плывущую через печальное поле…» …Вразмашку…
« Наш поэт о чем-то задумался, закинув руку на руку…»
Хорошо, не сложив ноги на груди…
Ну и последний аккорд – для самых сообразительных, кому не хотелось писать много, долго и подробно:
«На переднем плане ничего нет…»
Так и хочется добавить – «зато на заднем…» Страшно представить!
Ох, простите нас умный, добрый, всеми любимый, глубокоуважаемый Александр Сергеевич! Не насмешки ради, а по незнанию великого и могучего языка нашего…
А писать сочинения по картинам – МОЖНО и НУЖНО.
Очень хотелось бы (лично мне) увидеть на всю ширину интерактивной доски шикарные исторические полотна Василия Сурикова, чье имя наши детки не знают, да и события, которые он живописал, тоже давненько призабылись.
Хотелось бы описывать портреты замечательных деятелей Российских кисти Ореста Кипренского, где все, исключительно все исполнено достоинством и смыслом – и поза, и костюм, и – главное – выражение лица героя. А то ведь так и будем всю жизнь описывать «бедную Валю» в поношенном свитере, которую жестокая действительность усадила за руль троллейбуса.
А как можно было бы растревожить детскую фантазию, описывая замечательные полотна Виктора Васнецова, певца русской сказки и русской былины! Кстати, тоже постепенно стираются эти сюжеты из детской (читай – народной!) памяти…
А уж о картинах Генриха Семирадского и говорить нечего. О них не каждый взрослый в нашей стране слышал… А сколько в них чистоты и возвышенности! Как очищают они человеческие сердца!
Порою стыд берет за себя, как за педагога: и чему мы детей учим?
Когда-нибудь отойдем мы от формы в пользу содержания?
Когда-нибудь заменим громкую «говорильню»
кропотливым и качественным трудом?
Ох, боюсь "...в эту пору прекрасную
Жить не придется ни мне, ни тебе…"
А кто виноват?
ПУШКИН???
Свидетельство о публикации №116020504731
Мария Сигаль 05.02.2016 13:13 Заявить о нарушении