Святое место
Прежде всего, от всей души благодарю за интереснейшие оригинальные работы доктора философии Аббаса Исламова, писателя Лейлу Сабзали и выдающегося ученого исследователя Фаика Насибова. Мои размышления и выводы в большой степени основываются на результатах их работ. Кроме того, осознанию того, что есть «Девичья» башня на самом деле помимо изучения чужих работ и наблюдений и собственных аналитических выкладок помог… мой горняцкий опыт, навыки в геометризации природных и построенных человеком объектов.
Уникальность так называемой «Девичьей» башни, находящейся в центре Баку и одновременно – в центре побережья Бакинской бухты, неоспорима. Уже изначально геометрически древняя башня, благодаря своему местоположению, невольно притягивает к себе зрение стороннего наблюдателя. Для чего она была построена? В чём её изначальное предназначение? Чтобы осознать насколько необычно сооружение, находящееся с незапамятных времен на территории, где неизвестно когда возник город Баку, обратимся к фактам…
Дату её создания не знает никто. Когда-то полагали, что это ХII век. Оказалось, что древнее. Полагали, что VI век до нашей эры. Оказалось, что старше. Некоторые считают, что башня – современник первых фараонов Египта. Есть основания считать её ещё древнее, считать её артефактом времён палеолита. Нижеперечисленные выводы основываются на работах и наблюдениях уважаемых авторов, о которых я только что упомянул:
Размер и форма. Башня, которая представляет собой цилиндр из серого известняка, была построена на скалистом береговом выступе. Высота строения - 28 метров, диаметр - 16,5 метров. толщина стен в основании - 5 метров, вверху - 4 метра. К башне с восточной стороны примыкает каменный выступ, функция которого историками до сих пор не выяснена.
Первоначально башня не имела перекрытий между этажами и была полой внутри. Это видно из рисунка секретаря шведского посольства в Персии немецкого учёного Энгельберта Кемпфера (1683 год), показавшего сооружение в разрезе, из рисунков, опубликованных до "реставрации" 1960-х годов, и из рассказов старожилов, видевших башню до реставрации. Вместо перекрытий вдоль стен проходили узкие кольцевые выступы (до 80 см в ширину), разделявшие башню на 8 ярусов. В выступах были специальные желоба для отвода воды.
Если снаружи башня сужается к верху, то изнутри она к верху расширяется: диаметр помещения на первом этаже равен 6,25 м, а на последнем 7 м. Поскольку башня изначально была сквозной до земли, то при осадках вода легко проникала в башню, стекала по стенам в желоба на ярусах вдоль стен. Далее по керамической трубе вода поступала на первый этаж и накапливалась в каменном колодце. Существовал и второй источник влаги - вода, конденсируемая из воздуха в виде росы. Башня расположена на берегу моря, где влажность всегда повышенная, а в утренние часы - конденсируется на земной поверхности в виде росы. Толстые стены и высота башни создают большую разницу температур между воздухом снаружи и внутри башни, что также усиливает конденсацию влаги. Выступы на ярусах верхних этажей шире, чем внизу. Задняя сторона башни имеет широкую поверхность для водосбора. Крыши у башни не было. Вода с наружной стены башни затекала в щели между камнями и проникала во внутреннее пространство. Если обратить внимание на ребристую часть, то камни на ребристой части не так плотно подогнаны друг к другу, как в нижней части башни, и между ними оставлены щели. К тому же, и сама ребристая часть выступа башни также увеличивала поверхность водосбора. На старых схемах можно также обратить внимание на следующую деталь: внутри башни выступы ярусов значительно шире именно на верхних ярусах, т.е. там, где за счет ребристой поверхности площадь водосбора увеличивалась, а, следовательно, и возможности для сбора влаги, было больше.
Геометрическая проекция формы башни на горизонтальную плоскость в точности соответствует изображению хорошо известного в Азербайджане символа именуемого «бута». Этот символ знаком человечеству со времен палеолита. Значение символа - божество, воплощённое в едином образе мужского и женское начал - Неба и Земли.
Идея единого божества, несущего в своей всеобъемлющей космической сущности мужское и женское начало, существовала, как сформировавшаяся концепция, на протяжении десятков тысяч лет начиная со времён раннего палеолита. Пройдя почти неизменной сквозь тысячелетия, она легла в основы практически всех ныне существующих глобальных религий. Центральным положением древней религиозной философии было то, что бог воспринимался как Бог-Богиня. Двойственный дизайн башни отчётливо выражен в её внешнем виде: земная половина нижней части башни представлена обычной плоской каменной кладкой, в то время как верхняя, ребристая, во все времена бывшая наиболее примечательной и характерной особенностью Девичьей Башни, олицетворяет собой небесную половину.
Давайте условимся сразу, о том, что слово «этаж» применительно к башне носит абстрактный характер, обозначающий высоту от земли, а не реальный этаж, как место расположения людей в здании. Никаких этажей изначально там не было, башня сквозная от земли до неба, как ствол шахты. Вход в башню снизу ( от земной поверхности) отсутствовал и осуществлялся через то, что сейчас именуют главным окном (визуально – на уровне четвертого этажа). При этом первый этаж (условно так именуемый – фактически это не этаж, а шахтный горизонт), использовался не для нахождения там людей, а для сбора и хранения воды. Порог главного окна на четвертом этаже стерт. Это свидетельство того, что через него часто проходили. Скорее всего, это и был единственный вход в башню, а не место лицезрения окрестностей. Возможно, для подхода к главному окну использовались некие деревянные платформы, впоследствии обветшавшие и разрушившиеся.
Судя по более светлой кладке вокруг всех «окон» башни, изначально их вообще не существовало. Все окна (кроме входа на четвертом уровне башни) карнизами смотрят вверх, а не вниз. Причем, круто вверх! То есть, обозревать из них окрестности под башней или пускать стрелы во врага ужасно неудобно. Из них удобно только смотреть в небо, только вверх, но никак не вниз! Значит, какой-то особой надобности в окнах, строители башни не видели. Разве что для освещения лестницы, более – ни для чего. О чём это говорит? Это прямо говорит о том, что из башни никто никуда выглядывать и смотреть не собирался.
Итак, построена башня, в которую нет входа, которая не нуждается в окнах, у которой нет ни этажей, ни крыши, зато есть очень-очень толстые стены, причем вверху – с сознательно незаделанными щелями.
Итак, очевидно, что оценивать «Девичью» башню, как тысячи других древних башен – бессмысленно. Она - не только не оборонительное сооружение, но и вообще - не место, приспособленное для проживания людей. В этой башне люди не жили. И строилась она совершенно не для того, чтобы люди в ней обитали сколько-нибудь долгое время. Башня изначально была задумана, как место необитаемое людьми. Да, конечно, люди могли её посещать, могли находиться в ней некоторое время, могли ухаживать за ней, чинить её, но жить в ней не могли и не собирались. Она строилась совершенно для иных целей. И вот для них-то она и была нужна, как воздух, как вода, как источник жизни в бытовом и духовном значении этого слова... Своим предназначением бакинская башня уникальна. Аналогов в мире ей попросту нет. Потому что и месту, в котором она находится, нет аналогов.
Апшеронский полуостров, на котором находится город Баку, был заселен еще в палеолите, около 100 тыс. лет назад. Первое поселение на территории современного Баку засвидетельствовано в эпоху бронзы. В нескольких местах в пригородах Баку обнаружена - Апшеронская каменная колея — сеть рельсовых путей, выбитых в камне в виде параллельных канав. По своему виду канавы напоминают рельсовые пути — только рельсами вглубь каменного грунта. Это - одно из древнейших мегалитических сооружений человечества. Предположительный возраст — около 4000-5000 лет. Колея обнаружена: между поселками Говсан и Тюркан, а также неподалеку от поселков Дюбенди, Гала и Сураханы. Аналогичные колеи найдены археологами в бассейне Средиземного моря: на Мальте, в Греции, Италии и Франции. Полная схожесть Апшеронской колеи с аналогичными дорогами на Мальте подтверждена мальтийскими исследователями. Имеется множество гипотез о происхождении подобной колеи, одна из которых — существование некогда единой цивилизации от Каспийского моря до Гибралтарского пролива. Одной из самых таинственных и древних цивилизаций, известных науке, является шумерская цивилизация. В шумерской мифологии Каспийское море называется Аб-су. Звуки «с» и «ш» в речи многих народов древности менялись местами очень часто. Окончание «рон», в котором звук «о» тоже зачастую произносился как «а». И вполне возможно, что в наименовании Абшерон – Апшерон – содержится информация о дошумерской цивилизации. Абзу (Апсу) - в шумеро-аккадской мифологии подземный мировой океан пресных вод. Хозяином Абзу является бог мудрости Энки. Абсу понимался как недоступное даже для богов место, где находятся причины и начала всего, в том числе первоистоки человеческой культуры. В более поздней вавилонской мифологии Абсу играет важную роль в сотворении мира. Согласно сказанию, из первоначально существующих океанов пресной воды Абсу и соленой воды Тиамат родились боги: Лахма и Лахама, которые, в свою очередь, породили Апшара и Кишар. От них возникли Ан (небо) и Эйя (бог земли, воды и мудрости). Эйя и Энки – имя одного и того же бога у разных народов: шумеров и аккадян.
В башне скапливалась пресная вода. В Каспии – шумела солёная. Вот они – Абсу и Тиамат древних шумеров! Энки ( Эйя) - в шумеро-аккадской мифологии верховное божество. Олицетворение животворных пресных вод, бог мудрости, распорядитель судеб людей и их помощник. Энки устраивает землю, устанавливает порядок смены природных явлений, обучает человека возделывать землю, а так же ремеслам и искусству. Главными божествами шумерского пантеона были АН (небо - мужское начало) и КИ (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли. Если нижняя часть нашей апшеронской башни – олицетворение земли, а верхняя – неба, то сама Башня – символ Бога, то неведомое, недостижимое и непостижимое, которое и есть создатель всего сущего... Возможен такой вариант трактовки сути этого строения? Вполне.
Абсу выступает символом инстинктивного жизненного начала. Вот что сообщает о таинственном Абсу писатель Лейла Сабзали: «Первое упоминание в шумерских текстах об Абсу относится к очень давним временам, давним даже для самих шумеров. Современными шумерологами понятие «Абсу» трактуется как – «водная бездна», «первопричинный океан», «подземный мировой океан животворящих вод». А еще как – «вода, наполняющая внутренности Земли». А вот по самым ранним шумерским откровениям, писанным еще в дописьменный шумерский период пиктографическим письмом, название Аб-су расшифровывается как – «первозданный глубинный источник». Сама же пиктограмма - «АБ.СУ» условно изображает схематический рисунок экскавации земных недр. То есть, нечто, напоминающее глубокую рукотворную яму, котлован или огромную шахту.
Согласно более поздним по времени, аккадским учебникам с переводом шумерских слов на аккадский язык, «аб-су» это - «никбу». Аккадское - «никбу» имеет вполне определенное значение - «глубокая рукотворная скважина». В современном иврите есть слово – «нэкэб», по всей вероятности перешедшее в иврит из аккадского языка. И переводится оно как - «большая дыра», «рукотворное отверстие», а иногда употребляется и в значении - «туннель».
Выходит, что Аб-су был шахтой, возможно, той самой шахтой, где и добывались полезные ископаемые для отправки их в «небесную обитель»…? Но шахтой, каким-то образом связанной с водой, ведь Аб-су – «водная стихия». И еще, по описаниям, прежде чем «сойти в Абсу», Энки пришлось убить его прежнего хозяина – «коварного и злобного Апсу». В результате чего Энки достались трофеи - божественные «Ме» и «лучи сияния». Позже эти трофеи станут его даром только что родившемуся его первенцу – Мардуку. А еще в честь рождения Мардука Энки прикажет воздвигнуть храм на побережье Аб-су. Выходит, у Абсу имелось побережье…? Абсу – «водная стихия», возможно, что это было море? Или все же – шахта, вырытая на побережье… моря? … Во многих «дастанах»(легендах) азербайджанского народа Каспийское море называется – «Абсу-Гёй», что в переводе с азербайджанского означает – «небесное»(синее) Абсу»
Хотел бы продолжить мысль писательницы. Был такой поэт – Владимир Кафаров. Прекрасный переводчик азербайджанской поэзии и сам - достаточно известный в Баку автор. Царство ему небесное. Аллах ряхмят элясин. Я был его учеником. Однажды он сказал, что минареты – это вывернутые наизнанку колодцы. Он сказал. Я запомнил. Исходя из такой поэтической логики: башня – это шахта, только не в землю, а в небо. Шахта, в которой добывают самый необходимый на земле минерал: пресную воду! Вот в чем и сакральный и бытовой смысл «Девичьей» башни! Вода! Собирать, аккумулировать в себе воду там, где нет никаких подземных источников воды, того, без чего никакая жизнь невозможна. И роль моря здесь огромна. Море создает повышенную влажность воздуха, который из-за разности температур возможно конденсировать из воздуха в расщелинах камней. Башня, в которую нет входа, которая не нуждается в окнах, у которой нет ни этажей, ни крыши, зато есть очень-очень толстые стены, причем вверху – с сознательно незаделанными щелями – это ШАХТА для добычи воды, колодец в небо. Что самое дорогое в сухом горячем климате? Пресная вода. На воду в пустыне готовы молиться все, при любой религии, даже атеисты. Потому что вода – это жизнь. Что такое колодец? Колодец – это шахта для добычи воды из-под земли. Но если в земле нет воды, а в воздухе она есть благодаря морю, то колодец надо строить не в землю, а в небо! И тогда колодец будет называться башней, а отверстие внутри башни – шахтой для добычи воды из неба. Именно в этом основная изначальная функция бакинской «Девичьей» башни: добывать воду из неба, как бы из «ничего».
Насколько развита была шумерская цивилизация пять с лишним тысяч лет назад? Стоит упомянуть о том, что шумеры имели потрясающие познания в математике и астрономии, о чем говорит следующий факт. Не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным — оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Но они использовали их в астрономическом смысле — в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось именно в Шумере. Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно — эта система была разработана шумерами специально для астрономических целей. Каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? Ответа нет.
Впрочем, вполне возможно, что возраст «Девичьей» башни (башни Аб-су) гораздо больший, чем возраст шумерской цивилизации. Апшерон – место, где сходятся все четыре стихии, причем три из них пронизаны светом огня: днем – солнечного, а ночью – подземного, газово-нефтяного. Сам полуостров имеет характерную форму головы сокола, бога Гор. Для строительства башни требовалось большое количество строителей. Причем, явно, что эти строители рабами не были, они были местными жителями. Абсу – драгоценная невидимая стихия, вода, конденсирующаяся на камнях внутри башни. Верх башни символизирует небо (полоски-выступы), а низ – землю... Ещё одно доказательство того, что Баку – сакральное место древнего мира. Место поклонения рождению всего живого. Не зря говорят, что вплоть до нефтяного бума в Баку жили в основном паломники, дервиши, служители различных культов, везде горели негасимые огни, а нынешний Ичери Шехер (Внутренний Город) с его древней башней был святым местом для странников всех народов.
Свидетельство о публикации №116020510087
Раньше нигде не встречала её,всему своё время.
Столько таинственного и непознанного в мире!!!
С уважением и интересом
Валентина Объедкова Кузина 06.02.2016 20:48 Заявить о нарушении