Замоскворецкая зарисовка

Год завершился в двусмысленных замоскворецких
синкопах трамвайного грохота,
залетевших в распахнутые не по погоде комнаты
покачиванием люстр и недовольством жильцов.
В кружении обитателей московского небосклона
сквозь перекрестия проводов
просматривалась бессмысленная босанова,
мажущая чернотой при каждом движении крыл
над головами случайных прохожих и беспризорников.

Пришли снега,
сошли снега
в немыслимые времена,
но глаз всё равно вылавливал белых мух
в назначенном месте,
словно кто-то величественный прочертил
скальпелем по облакам и выпустил скопившееся в них месиво
на головы, вовремя задранные,как в детстве -
подбородком к небушку;
а улыбки,
немного подобострастные,
немного заносчивые,
как всё в этом городе,
потекли между складок
разномастных шуб и пальто,
петляя между улиц,
между строк,
чтобы в конце концов выброситься 
не без стеснения в кремлёвский кювет.
Под снегопадом стала понятной 
прогулочная весёлость каждого,
кто спешил обогнать своим криком
тормозной визг автомобилей
и вырваться из кутежа и тоски
к чему-то дышащему совершенно легко.
 
Выпал снег. 

И уже совсем в другом направлении
улепётывали сумбурные мысли о былом -
на юго-запад,
в профессорскую квартиру,
где стыла затхлость,
сметавшаяся изредка шерстяными носочками ретивого внученьки,
без зазрения совести носившегося
через библиотеку мимо пианины к кухоньке,
чтоб успеть на блины
и кинуться вновь через хоромы,
замедляясь лишь у пианины,
словно отдавая почтение величиям Шопена и Рахманинова,
что ласкали воображение почти как
благовония бабушкиных блинов,
мелодиями вели куда-то,
в другие миры
к вечности.
Крутился глобус,
перед детским носом раскатывались в плоский овал
аляски/монголии/зимбабве/мали/бали/индонезии,
вызывая глубочайшее любопытство и желание
пройтись через все границы и государства,
не страшась междоусобиц и людоедов.
Бабушка восседала за пианиной как императрица,
вытянув спину дугой и помолодев лет на сорок,
она чеканила шопенов ноктюрн в сталинской исповедальне,
но дедушка клевал носом,
будто запутался в евхаристии 
[что важнее вино или хлеб?]
и сделал вид что неинтересно.
Тут же из-под бабушкиных пальцев,
с интонацией отсебятины,
цокало металлическое стаккато
и дед в недоумении дёргался,
возвращая себе должную заинтересованность.
Время густо размазывалось по высоким потолкам
и дубовым панелям,
по стеллажам с книгами
и мягкому ворсу ковра,
за окнами вальсировал снег
и гасил фонари Профсоюзной.

Мысли о былом растаяли на жёлтых крышах такси,
ветер сдул шарф с пижона и заставил его пробежаться
по трамвайным путям, матерясь вслед улетающему хвосту,
и бухнуться звёздочкой поперёк двух прямых.
Мысли о былом прошли неоновым шагом
мимо узбекских закусочных
прямиком к пустырям,
которых почти не осталось в городе,
и растворились у новостроя.


Рецензии
ЗдОрово, Марк.Очень понравилось...Я сейчас живу в районе Профсоюзной, а родилась и выросла в Печатниковом переулке, на самой вершине Сретенской горы ( "на малом Эвересте" - как у меня в стихах), внизу Цветной бульвар, купола церквей... романтика...Вторая родина - Рим...
С интересом узнала, что Вы ещё и сценарии пишете. Вы сейчас профессионал?Ассоциации всё те же - Андрей Тарковский, Тарковский и ещё раз Тарковский...мой любимый.Кажется в 1974-м была на премьере "Зеркала"...Ещё было потрясение от балета Бежара в КДС - тоже в 70-х, в Большой перестала ходить...Чтобы не было ностальгии - послушайте Николая Гедду, в его исполнении русские старинные песни и романсы, в 1980 г.была на его единственном концерте в Московской консерватории - не передать, все орали, вскакивали с места, как на рок-концерте...и это профессура...Вот что мне навеяло Ваше стихотворение.Вы - настоящий мастер, вы вызываете читателя на диалог с Вами. Браво, Марк! Большому кораблю - большое плавание!Отвечать не обязательно.

Татьяна Ларкина   29.08.2024 17:55     Заявить о нарушении
Татьяна, здравствуйте.
Юго-запад - это мои края. Я здесь родился, жил, уехал, вернулся и остался.
Я Вам благодарен за внимание. Повторюсь, но это действительно вдохновляет.
А теперь по-порядку:
1. Полноценную работу над прозой пока отложил, нет времени, но заготовки держу в уме до нужного момента;
2. А здесь буду каяться - у Маркеса читал всего один рассказ, который очень смутно запомнился, виноват (сравнение с Андреем Арсеньевичем меня до трепета радует, он великий гений и учитель);
3. Сценаристка для меня - лишь ремесло; неплохой способ подработать, ибо пока не было проектов, которыми я полностью удовлетворен, но поживём и увидим; отчасти да, этим я занимаюсь профессионально, в смысле, что я получаю за это деньги, но не более;
4. Николая Герду послушаю, обязательно, вызвали у меня интерес, за что спасибо.

Марк Айдахо   29.08.2024 18:22   Заявить о нарушении
Гедду, разумеется. Телефон балуется)

Марк Айдахо   29.08.2024 18:23   Заявить о нарушении
Марк, найдите концерт, который он давал в октябре 1980г. в Моск.консерватории и обязательно послушайте "Вечерний звон".И ещё,я, например, не люблю романс "Дремлют плакучие ивы", но когда нашла в интернете в его исполнении - комок в горле.У Гедды бабушка русская, она его в Швеции воцерковила, он пел там мальчиком в нашей церкви в церковном хоре.Сейчас,к сожалению, мало что можно найти в интернете о его жизни.Но Вы молодой - найдёте при желании.Мы такую Россию потеряли...Работала в Москве в 90-е на Первом конгрессе наших соотечественников за рубежом, если бы Вы видели, что это за люди...потомки первой волны эмиграции...Гедда мне всегда напоминает эту породу людей...Всех Вам благ! Не тратьте время на ответ.Всего Вам доброго.

Татьяна Ларкина   29.08.2024 22:12   Заявить о нарушении
Марк, забыла написать: у Маркеса "Сто лет одиночества" почитайте. С этим ассоциация возникла.Может быть при написании прозы, Вам пригодится его приём.Мне кажется это - Ваше.Но Вам виднее.Счастливо!

Татьяна Ларкина   29.08.2024 22:21   Заявить о нарушении