Воспевать Христа своей жизнью

                Проповедь
                студента 3 курса бакалавриата Московской Духовной Академии
  Лужинского Рустика, произнесенная в Семинарском Храме «Прп. Иоанна Лествичника»
                на акафисте 15 июля 2015 года на тему:
  «Святитель Филипп, Митрополит Московский, как образец молитвенника и смиренного
                Архипастыря – воспевавшего Христа своей жизнью»

                Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

   Дорогие отцы, братья и сестры! Мы с Вами сейчас молились за акафистом "Иисусу Сладчайшему" - Господу нашему Иисусу Христу и также в этот день Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца.

   Можно с уверенностью сказать, что с возвращением в Москву мощей Архипастыря справедливость восторжествовала в своей полноте, Святитель Филипп был не только оправдан - морально, но и своим телом возвращен туда откуда был с таким позором выгнан, а потом задушен 23 декабря 1569 года, - Малютой Скуратовым в Тверском Отроческом монастыре.
 
   Давайте спросим себя кто же так позаботился о смиренном Святителе Филиппе спустя столько лет? Для этого вспомним историю, когда Царь Иоанн Грозный предал суду боярской думы Святителя, - тогда, все близкие Архипастыря и его благотворители испугавшись разбежались, как и ученики от Христа перед Его Голгофской-Крестной смертью. Кто же тогда прославил Святителя не искавшего земной славы и проведшего свои счастливые годы иноческого жития в Соловецкой обители, которую он превратил в земной рай, находящуюся в суровом, холодном, Белом-Северном море? На этот вопрос можно ответить народной пословицей простых богомольцев: «Кто земного не просит – того Бог на руках носит». Святитель по праву был «Небесным человеком и земным ангелом», который о горнем помышлял, а не о земном. И прославил его, - Господь, - за то, что он искал всю свою жизнь не себе славу, а славу Пославшего его, на дело Благовестия.

    Мы с вами на этой службе сподобились восхвалить Господа в течении лишь одного часа – пением акафиста. Про Святителя Филиппа можно с уверенностью сказать, что он «пел» акафист Иисусу Сладчайшему всю свою многострадальную жизнь и делал он это - своей праведной жизнью. Он восхвалял Господа тихо и незаметно – телом неся непосильные труды, а сердцем восклицая: «Пою Богу моему дондеже есмь» , а вместе с сердцем Бога славили его добрые дела, которые не престают прославлять Христа до сих пор. Вот почему его тело нетленно т. к. как в своем прославлении Бога он стал неразлучен с Бессмертным Творцом Неба и земли, Который и в свою очередь окутал своей Божественной Славой своего последователя, который не побоялся смерти, т. к. знал, что для соединившихся со Христом – смерти не существует.

    Спросим же себя - как же Святитель Филипп достиг такого обожения (святости) и хотим ли мы быть похожими на него? Если в нас, несмотря на повседневные труды осталось желание следовать за Христом, то укрепим себя духовно тем, что вспомним событие из жизни Святителя Филиппа, которое изменило всю его жизнь и попробуем сделать выводы для себя, как же нам скорректировать свою жизнь – по Божьей воле. «В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору (мирское имя Святителя Филиппа) особенно запали в душу слова Спасителя: "Никто не может работать двум господам" (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую жизнь. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он тайно, в одежде простолюдина покинул Москву» . Святитель воспринял Евангельские слова обращенные, как бы к нему лично и это перевернуло всю его жизнь. Ему было, что оставлять в этом мире, - он происходил из боярского знатного рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе, и вот в один миг все это (богатство, карьера) ему стало ненужно и на первый план выдвинулось главное – служение Христу. Зададим же себе вопрос каким образом Святитель Филип смог услышать именно те слова, которые так перевернули его жизнь, а почему мы не можем услышать то, что нам так необходимо?

   За акафистом несколько раз мы слышали один и тот же припев, - «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», - который по своей сути является Иисусовой молитвой, прославляющей Господа нашего Иисуса Христа и просящей Его помиловать нас, но услышали ли мы этот молитву-припев в своем сердце как смог услышать Евангельские слова Свт. Филипп, или мы просто прослушали акафист думая о своих проблемах или мечтая, о чем-либо? Не похожа ли эта невнимательность на безразличие ко Христу и своему духовному состоянию, ведь мы иногда даже не запоминаем, о чем читались Евангельские чтения на службе, которые адресованы непосредственно именно нам – от Самого Бога! Проявляя же невнимательность во время Евангельских чтений, акафистов и молитв мы сами себя наказываем, а потом жалуемся, что Господь нам не отвечает и, что как будто Он не слышит нас. Так почему же Святителя Филиппа коснулись Евангельские слова, а наших сердец, - даже слова красивейшего акафиста, касаются не всегда? Можно лишь предположить, что он ждал этих Слов, и слушал Евангельские строки как Слова из уст Самого Господа, и Господь не замедлил коснуться его сердца и его жизни.

    Прославляя Господа на акафисте, мы пели: «Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте» .  Но давайте спросим себя пели ли мы эти слова от всего сердца как воспевал их своей жизнью Святитель Филипп – воплотив слова в дело, или мы пели эти величественные слова, обращенные к Самому Господу как бы не от себя, не прилагая свое сердце, а повторяя лишь слова автора – этого акафиста. Если внимательно задуматься, то можно понять разницу между произнесением слов от сердца или прочитыванием заученных, но безжизненных слов. Представим, что сын, придя на праздник к своему отцу, будет петь песню, в которой он будет прославлять своего отца, а не самом деле он будет думать совсем о другом. Например, будет вспоминать, что его отец, что-то ему не недодал в этой жизни и он хотел бы, чтобы все было совсем по-другому. Задумаемся, разве не обесценились ли этими мыслями слова, которые он пел лишь напоказ, а сердцем своим отворачиваясь от родного ему человека? Скорей всего, в этом случае, даже земной отец почувствовал «глубинную фальшь» в пении своего сына, так не тем более почувствует нашу «духовную фальшь» наш Небесный Отец-Бог Сердцеведец, если мы будем лишь петь слова и не прилагать при этом своего сердца и не будем пытаться воплотить их в жизнь?
     Дорогие отцы, братья и сестры, если мы хотим изменить свою жизнь и отдать ее на служение Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу, нам необходимо не только суметь услышать, но и успеть поменять свою жизнь, и как можно скорее пока мы не "остыли" в своем духовном горении к Богу. А чтобы начать перемену своей жизни надо постараться быть для начала искренними, перед Богом и перед собой, чтобы наши слова и молитвы не расходились с нашими мыслями и делами, а во всем остальном следует положиться на Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа. А чтобы нам поддерживать постоянную духовную связь с нашим Господом и Спасителем возьмем за вооружение припев с Акафиста – Иисусову молитву, и будем взывать к Творцу Вселенной: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». В чем да поможет нам Сладчайший для нашей души и тела – Христос, по молитвам Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Аминь.   

                Список используемой литературы:
1. - Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: РБО, 2008.
                Электронных ресурсы
2. - Православный календарь. [Электронный ресурс] // URL:http://days.pravoslavie.ru/Life/life4143.htm
3. - Православие и мир. [Электронный ресурс] // http://www.pravmir.ru/akafist-iisusu-sladchajshemu/


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →