Рубцов и Бродский - эксперимент на симметрию

Рубцов и Бродский - эксперимент на симметрию

Фаустов http://www.stihi.ru/2003/07/02-965
 
История СССР содержала в себе страницы, особый смысл которых проявился спустя десятилетия. Первые два слова в предыдущей фразе написаны  для большей значительности, потому что эта история сама себя называла экспериментом.
       Одна из страниц относится к 50-60-м годам, когда наступала хрущевская «оттепель» и она же продолжалась еще несколько  брежневских лет.
       С одной стороны, литературные болельщики на стадионах внимали Евтушенко, Рождественскому, Вознесенскому...
       А в то же время на Северо-Западе России уже начинали свой путь два великих поэта, которых одинаково не знал никто: Николай Рубцов и Иосиф Бродский.

       Дальнейшее повествование построим в виде двух параллельно-последовательных рассказов.
 Дата рождения: 3 января 1936 г. и... 24 мая 1940 г.
 Место рождения: Емецк,Архангельской обл. и... Ленинград
 Образование: 7 классов (в 1962 г. закончил вечернюю школу) и... 8 классов (без аттестата зрелости)
 Профессии: кочегар, матрос, учеба в горном техникуме (не закончена) и .....
 фрезеровщик, техник-геофизик, кочегар, матрос
 Начал писать: 1957г. и .... 1955г. (?)

       Отметим, что до многоточий относится к Рубцову, а после - к Бродскому.
 В 1964 году Николая Рубцова отчислили из Литературного института и он уехал в деревню Никола. В том же году Иосифа Бродского судили за тунеядство и отправили в ссылку  в Архангельскую область в деревню Норенская, близ станции Коноша, на границе Вологодской и Архангельской области. По прямой между поэтами было километров двести. Для двух имен такого всемирного масштаба -  это одна географическая точка. Трудно удержаться от соблазна привести здесь отрывки.

 Из Рубцова - «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу»,
 и Бродского - «Отскакивает мгла от окон школы, звонят из-за угла колокола Николы».

 Оба они были вынуждены пребывать в деревне.
       Их поливал один «архангельский дождик». Снег выпадал и таял в один день. Они собирали грибы и ягоды, встречались с друзьями, каждый со своими, если только к ним кто-то приезжал.

       31 мая 1964 года Бродский, хоть и по другому поводу, но написал очень показательные строки:

 Два путника, зажав по фонарю,
 одновременно движутся во тьме,
 разлуку умножая на зарю.
 хотя бы и не встретившись в уме.

       Советская жизнь поставила уникальный эксперимент - два  поэта, как два близнеца от искусства, шли своей дорогой, параллельной дорогой, иногда чуть ли не сталкиваясь на Невском проспекте в Ленинграде или где-то на железной дороге на Вологодчине (все это было возможно). И будучи незнакомыми друг с другом, доказали один и тот же тезис, который сейчас знают все: для своего признания нужно перейти в другой мир -  у Рубцова - смерть, у Бродского — отьезд с Родины.
       В 1990 году была выпущена книга Рубцова «Видения на холме», а в следующем, в 1991 году, Бродского  - «Холмы». Специальной связи между этими двумя событиями, точнее - названиями сборников — нет, но совпадение совершенно не случайно. Вот из этих двух книг мы и будем цитировать.  Бродский  объясняет, что такое холмы:

 Холмы - это наша юность,
 гоним ее, не узнав.
 Холмы - это сотни улиц.
 Холмы - это сонм канав.
 Холмы - это боль и гордость.
 Холмы - это край земли.
 Чем выше на них восходишь,
 тем больше их видишь вдали.
 Холмы - это наше страданье.
 Холмы - это наша любовь.
 Холмы - это крик, рыданье,
 уходят, приходят вновь.
 Свет и безмерность боли,
 наша тоска и страх,
 наши мечты и горе,
 все это в их кустах...

       В другом стихе он говорит, что равнина - это смерть, холмы - это жизнь .
 А вот  отрывки из двух стихотворений: «Я буду скакать по холмам...» и «Ты поскачешь во мраке...»  Первое было написано в  1963  Рубцовым,  а второе - в 1962 году Бродским.

 Рубцов:
 Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
 Неведомый сын удивительных вольных племен!
 Как прежде скакали на голос удачи капризный,
 Я буду скакать по следам миновавших времен...

 Бродский:
 Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам,
 вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме к треугольным домам,
 вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве, по песчаному дну,
 освещенный луной и ее замечая одну.

 Рубцов:
 Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
 Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
 Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
 Старинной короной своих восходящих лучей!..
 Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
 И тайные сны неподвижных больших деревень.
 Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
 Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.

 Бродский:
 Кто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю,
 одиноким лицом обернувшись к лесному царю, -
 обращаюсь к природе от лица треугольных домов:
 кто там скачет один, освещенный царицей холмов?
 Но еловая готика русских равнин поглощает ответ,
 из распахнутых окон бьет прекрасный рояль, разливается свет;
 кто-то скачет в холмах, освещенный луной, возле самых небес,
 по застывшей траве, мимо черных кустов. Приближается лес.

       Какая муза дала им  домашнее задание, написать сочинение на заданную тему, устроив такую невероятную перекличку? В.Белков в книге «Жизнь Рубцова» пишет: «Рубцов не мог не знать стихотворения И.Бродского, написанного в 1962 году... Даже по этой короткой цитате видно, насколько близки два стихотворения. Но Рубцов, гений отклика, всегда отвечал сильно и по-своему. И на вопрос Бродского... Рубцов ответил твердо и определенно!»

 Рубцов:
 ...Воспрянув духом, выбегу на холм
 И все увижу в самом лучшем свете.
 Деревья. избы, лошадь на мосту,
 Цветущий луг - везде о них тоскую. (1965)

 Бродский:
 ...я на бугор взбежал  и увидал:
 шоссе пустынным было и неровным.
 Но небо, подгибая провода.
 не то сливалось с ним, не то касалось.
 Я молча оглянулся, и тогда
 совсем другой мне роща показалась.

       «Мил Николаю Рубцову образ необозримого российского простора с бескрайностью лесов, болот и полей. Романтической таинственностью полон этот образ, в котором грезится что-то сказочное, призрачное. Впечатление создается не столько пластически, сколько намеком, музыкой, настроением.» Так писал критик Василий Оботуров. Но разве не то же самое можно говорить о Бродском?

 Бродский:
 Здесь на холмах, среди пустых небес,
 среди дорог, ведущих только в лес,
 жизнь отступает от самой себя
 и смотрит с изумлением на формы,
 шумящие вокруг. И корни
 вцепляются в сапог, сопя,
 и гаснут все огни в селе. (1964)

       «...стремящиеся в его текст слова участвуют в событии, важность которого безошибочно угадывается читателем вне зависимости от характера этого события и отношения к нему автора. Кажется. именно поэтому у Бродского интересно решительно все - вплоть до шуточных почеркушек.»  Так писал составитель «Холмов» Г.Комаров.  Но разве не то же самое можно говорить о Рубцове? Вот первое, рубцовское, что наугад попало мне для иллюстрации.

 Я вспомнил угрюмые волны,
 Летящие мимо и прочь!
 Я вспомнил угрюмые молы,
 Я вспомнил угрюмую ночь.
 Я вспомнил угрюмую птицу,
 Взлетевшую жертву стеречь.
 Я вспомнил угрюмые лица,
 Я вспомнил угрюмую речь.
 Я вспомнил угрюмые думы,
 Забытые мною уже...
 И стало угрюмо. угрюмо
 И как-то спокойно душе.

       Можно только удивляться, как будучи в ссылке, получив приговор ни за что, сохранить в себе любовь к отчизне и удержаться от злобы. Вот что писал Бродский 25 марта 1964 года в Архангельской пересыльной тюрьме:

 Сияние русского ямба
 упорней и жарче огня,
 как самая лучшая лампа,
 в ночи освещает меня.
 Перо поднимаю насилу,
 и сердце пугливо стучит.
 Но тень за спиной за Россию,
 как птица на рощу кричит,
 да гордое эхо рассеян
 засело по грудь в белизну.

       Такие строки может написать только тот, кто знает, что для птицы значит  спасительная роща. Бродский не озлоблен: «Северный край, укрой. И поглубже. В лесу. Как смолу под корой, спрячь под веком слезу». Удивительно, но и следующее высказывание о Рубцове можно так же отнести и к Бродскому. Виктор Астафьев рассказывал, как Рубцов попал в обидную для него скандальную ситуацию  и откликнулся на нее стихами. «У посредственного поэта они были бы обязательно злые... у него стихи стали еще печальнее, пронзительнее, он в душе простил... Вот это первый признак большого поэта и писателя. Он не опустился до зла, до мести». Бродский из ссылки пишет, что он «на Севере родном, когда в окне бушует ветер на исходе лета».

       Дальнейшее повествование приведет к тому, что вы перестанете отличать Бродского от Рубцова. И на этом мне придется закончить.

       На одной из выставок в картинной галерее я увидел линогравюру художника. Подпись гласила: «Рубцов». Но всякий мог заметить, что портрет более всего похож на Бродского, особенно, говоря его же словами, «лысоватым затылком».
 Технология гравюры такова, что художник получает на бумаге зеркальные отпечатки. Так и в зеркале мы видим не себя. Плоскость симметрии меняет облик самым удивительным образом, и в этом мире нам только и остается удивляться русской поэзии и вовлеченной в нее вологодской литературе.


Рецензии
Ну что же, все логично!
Если они волею судьбы одновременно жили и творили в одной местности (200 километров для природы ничто), ходили и любовались одними и теми же пейзажами, существовали в аналогичных бытовых и политических обстоятельствах, то, естественно, эти объективные обстоятельные и временные совпадения формировали и совпадение тематики творчества. А богатство русского языка позволяло каждому из них создавать свои оригинальные произведения, имея в основе одни и те же явления природы и времени.

Владимир Вяземский   30.01.2016 18:00     Заявить о нарушении
Интересное исследование...

Поэты Хабаровска   10.02.2016 13:05   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →