Путешествие в Хайфу. Ч. 8. Трамвай
В первые годы нового тысячелетия мне пришлось работать на севере Израиля, в том числе и в Хайфе, где находилось много объектов компании.
Хайфа сильно выдаётся в Средиземное море, которое омывает её с трёх сторон.
В описываемые годы наиболее удобный въезд в город был с Приморского шоссе (шоссе номер 2), переходящего внутри Хайфы сначала в бульвар Обороны (в честь названия одной из организаций сопротивления), затем в улицы Яффо и Ацмаут (Независимости).
Улицы эти идут вдоль побережья, дорога была очень длинной и загруженой, поскольку по ней тогда двигался и транзитный транспорт, и большегрузный – в порт.
Сегодня под горой Кармель построен туннель, в несколько раз сокративший путь с Приморского шоссе и в центр города, и к северному выезду в сторону Акко и Нагарии.
Кроме того, к восточной части Хайфы подошло Трансизраильское скоростное шоссе, т.е. ситуация значительно улучшилась.
Замечу, что в строительстве и туннеля, и скоростного шоссе самое активное участие принимала компания "Солель Боне", в которой я тогда работал.
Но тогда этих въездов не было. Вдобавок, уже не помню, когда именно, транспортная ситуация на прибрежной трассе ещё более ухудшилась из-за начавшихся на ней масштабных земляных работ для укладки трамвайных путей.
Почти на всём протяжении проезжую часть ещё более сузили ограждениями, вдоль неё лежали груды земли, рельсы со шпалами – картина, наверно знакомая многим читателям.
Я и тогда не мог понять, для чего руководителям города понадобился трамвай.
По-моему, только для того, чтобы прославить город (и себя, любимых) первым в Израиле трамваем. У меня есть некоторое подтверждение этому выводу, приведу его чуть позднее.
Как-то в тот период мне понадобилось попасть в магазин завода, выпускавшего разные типы уплотнений для окон и дверей.
Для чего мне нужен был этот завод – тоже интересная история. Довелось в то время разбираться с жалобой владельцев одной из роскошных гостиниц на Мёртвом море. Они жаловались на то, что между дверными полотнами и коробками появились зазоры до 4-х миллиметров. Я довольно быстро установил, что иностранный поставщик не учёл специфики климата, изготовив толстые дорогие полотна из древесины, которую "повело" из-за разницы между температурой в охлаждаемых кондиционерами номерах и более высокой температурой в коридорах.
Менять полотна, заказ которых делали не мы, а гостиница, было для неё чересчур дорого. Решили принять наше предложение заменить уплотнения дверей. Но это совсем не просто: надо, чтобы новые уплотнения обеспечили прилегание по всему периметру при разных размерах зазоров и при этом, чтобы двери закрывались без дополнительных усилий.
На этом хайфском заводе выпускалась самая большая – несколько тысяч видов - номенклатура уплотнителей.
Так вот, машину я оставил на противоположной от магазина стороне улицы. Для того, чтобы найти приемлемое для перехода место, а не карабкаться при всём честном народе через баррикады из грунта и рельсов, пришлось сделать крюк в несколько сотен метров...
Потом начали прокладывать на одном из участков рельсы и подвешивать провода.
Мне сразу показалось, что участок этот подозрительно короткий…
Какое-то время я в Хайфу не ездил.
Когда опять поехал привычной дорогой, увидел, что пути уже разбирают и подвеску снимают.
В то время меня это особо не заинтересовало – появились новые въезды в Хайфу.
И только теперь решил выяснить судьбу хайфского трамвая.
Перво наперво узнал, что трамвая в Хайфе нет. Есть нечто, куда лучше, но об этом позже.
И ещё, получил, можно сказать, большой привет от знаменитого писателя Оруэла: помните "Министерство Правды", в котором трудился главный герой его антиутопии "1984"?
Министерство занималось тем, что всё время корректировало старую прессу и архивы, удаляя из них все, что на данный момент было невыгодно власти "Большого Брата"!
Так вот, в интернете ни на одном языке не нашёл даже упоминания о том, что в славном городе Хайфа когда-либо строился трамвай!
Но, как говорили юмористы, "…у нас с собой было!"
И вот это "было" я приведу в его оригинальном виде, в котором оно попало когда-то ко мне:
"… время публикации: 18 декабря 2007 г., 10:22 | последнее обновление: 18 декабря 2007 г., 10:22
Сегодня в Хайфе состоится торжественная церемония открытия первого в Израиле маршрута «легкого поезда» «Метронит». Церемония пройдет в рамках Дня общественного транспорта в Хайфе, сообщает пресс-служба хайфского муниципалитета.
Мероприятие, на котором будет торжественно открыт первый отрезок трамвайного полотна , предназначенного для «Метронит», состоится в 14:00 на проспекте Ацмаут.
В открытии примут участие вице-премьер и министр транспорта Шауль Мофаз, мэр Хайфы Йона Яхав и Ицхак Регев, председатель совета директоров "Яфе Ноф», которая выполняет строительные работы по созданию маршрутов «Метронит».
Напомним, что в конце ноября 2006 года уже состоялось торжественное открытие первого иерусалимского трамвайного маршрута, в котором участвовали первые лица государства. Однако вскоре выяснилось, что для церемонии был специально уложен километровый участок рельсов, в то время, как работы по строительству первой ветки продолжаются до сих пор."
Обратите внимание на знакомый из нашего советского прошлого сарказм по поводу "мнимого" открытия трамвая в Иерусалиме!
А в интернете, повторяю, ничего, никаких упоминаний о неудачном трамвайном романе в Хайфе нет!
В Иерусалиме трамвай таки запустили, и он работает.
Хотя его так часто атакуют арабские хулиганы – жертвы вздувшегося неимоверно "мусульманского молодёжного пузыря", что в пору трамвай там заменить бронепоездом…
Всё же должен заметить, что бы наше "Министерство Правды" ни стирало из нашей памяти, это далеко не главное!
Как бы ни относиться к нюансам этой истории, главное то, что в демократической стране окончательные решения принимаются, исходя из интересов её граждан.
И "зачищали" информацию о стрительстве трамвая вовсе не с целью скрыть разворованные средства – воровства там не было вовсе!
Ведь и трамвай хотели провести в Хайфе потому, что это самый экологически чистый вид транспорта, а не только из желания прославиться, опередив другие города страны.
А во время строительства появились принципиально новые автобусы, несравненно экологичнее своих предшественников.
Тогда-то "отцы города" и решили прекратить строительство трамвая в Хайфе.
Рельсовые звенья уехали в Иерусалим, по ним теперь бегают трамвайные поезда.
А основание, выполненное для прокладки трамвайных путей в Хайфе, очень пригодилось для полос скоростных автобусов.
Но об этих совершенно фантастических автобусах, которые сейчас курсируют по "трамвайным путям", напишу в продолжении…
На моём снимке - вид с одной из террас Бахайского Сада на Нижний город, порт, пригороды Хайфы и Акко (вдали, если разглядите)
Свидетельство о публикации №116012906779
Борис Готман 29.01.2016 18:53 Заявить о нарушении