08 11 000 Имя

Эп:
"Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чьё помнить будут имя"
Алишер Навои

Уникальность имени + уникальность образа = уникальность личности (залог бессмертия).

Кто-нибудь знает хотя бы ещё одного древнего грека по имени Эсхил, кроме всем известного Эсхила? Или Архимеда, кроме Архимеда? Или Бетховена, кроме него и собаки? Или Аристотеля,  кроме Аристотеля? Опачки! А я знаю! Это, якобы, Аристотель Фиораванти! А тогда ещё вопрос: А были ли два Аристотеля или один? Тот самый? Или тот не самый?
А Иисусов сколько было? Кто больше? И зачем Новый Иисус (Иисус Навин) повторил имя старого Иисуса (Иисус Христос) ?

А отсюда - главный вопрос: насколько тесно имя связано с личностью, с душой? Оправдано ли человеческое стремление "оставить после себя доброе имя"? Обессмертить своё имя - это глупый инстинкт или разумный подход?  И насколько имя, как таковое, помогает сохранять структуру души после смерти?

Вопрос некстати
Насколько прогнозы моделируют будущее?

Ну, хорошо. Для начала об уникальности имени. Понятно, что прославить имя Гиппократ легче, чем имя Игорь.

Нет, ну, конечно, можно прославить любое имя. Но вот клятву Гиппократа люди легче запомнят, чем клятву Игоря. Уже потому, что "Гиппократ" ассоциируется с одной единственной уникальной личностью, а "Игорь" - с миллионом других Игорей.
Допустим, что невербальный контакт позволяет сохранять структуру души.  Но чьей? Какого из миллиона Игорей? Гиппократ уникален, а вот в случае  с Игорем мы имеем дело с многоголовым гибридом. Даже если Е+ уйдет, она просто не дойдет по назначению. Уйдёт не к нужному "Игорю", а к любому. К первому попавшемуся. Самому знаменитому, самому популярному... К Игорю Николаеву! Вот так старая мельница крутится-вертится. Вот так и древние примитивные народы уделяли проблеме персонализации имени куда большее внимание, чем мы, современные и просвещенные. Только просвещенные как раз не там где надо бы.
А вот древние считали, что каждое имя должно быть уникально. Медвежий клык, Рваное ухо, и Сонька Золотая Ручка - всё это Личности. Уникальные личности. Уникальные имена. Ахиллес, Одиссей, Ричард Львиное Сердце - всё это имена собственные. А вот "Игорь" - имя уже не собственное. Имя собирательное. Не нарицательное, пока что, Слава Богу.

Цитата кстати.
"- Георгий Иванович, он же Гога, Гоша, он же Юрий, Гора, Жора, здесь проживает?
- Здесь только Георгий Иваныч".  Из фильма "Москва слезам не верит"

Так что, имя Игорь - не собственное, а не пойми какое. Солянка сборная.  А вот Гарик Бульдог Харламов - уже имя собственное. Персональное и узнаваемое. Посмотрите в Интернете, сколько там найдется Гариков-Бульдогов? А сколько Игорей-Карповых? Вот так-то ! А с другой стороны Игорь Карпов в своём классе тоже был один. То есть Игорей было шестеро, и Карповых было двое. А Игорь Карпов был один. Понятно, что в мире Карповых дополна, и Игорей хватает. А вот Игорей Карповых - куда как меньше. Но тоже имеются. На одном только сайте "Стихи. Ру" штук пять найдется.  А вот Карпов Игорь Анатольевич - там уже один.

В этом огромном мире, конечно, не один. Но в общем, количество личностей, претендующих на такое расширенное имя, резко сократилось. Получается, отчество, - это изобретение, резко повысившее индивидуальность и персональность имени.
Опять же, ни крестьянам, ни холопам отчества не полагалось. Отчество имели право носить только дворяне. Это для того, чтобы повысить связь с именем каждого достойного человека. Не достойным в отчестве было отказано, дабы не плодить дженерики (фантомы) имён.
Таким образом, крестьяне, словно животные с человеческими лицами, не имея персонального имени, лишались бессмертия души. У них не было "памяти поколений". А вот дворяне пытались обессмертить себя самыми разными способами: семейные кладбища и склепы, портреты и скульптуры, гинеологические деревья и кустарники, семейные легенды и мемуары, предки, прославленные в битвах и в науках... Персональное имя составляло часть семейного. У арабов, у испанцев имена были самые простые. А вот отчества...  Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина. По нашему - Авиценна. Или: Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. По нашему - Ося. "Ося и Киса были здесь".
Американские индейцы больше всего боялись "потерять лицо", то есть стать не личностью, остаться без имени. Но и у русских совсем не случайно появилась поговорка: "Ты - никто и звать тебя никак".

"Никак" звали и дьявола "Имя мне - легион". Потому что, в теории ( в красивой христианской теории) дьявол не является персоной. Его даже пишут с маленькой буквы.

Получается, что наши (человеческие) предки знали о четкой связи имени с душой. Более того. Произнося "имя", можно было вызвать на связь его владельца из мира духов. "Помяни черта, он и появится!" Чем и занимались медиумы и колдуны. "Вызываю дух Вельзевула! Вызываю дух Наполеона!" Никто ведь не вызывает дух Иванова, Петрова, Сидорова и Джона Смита.
А вот дух Вельзевула, а ещё круче, - дух Люцифера каждая шавка норовит заказать. Типа, Люциферу больше делать нечего, кроме как являться по требованию любого придурка, который выучил наизусть слово: "Абракадабра!" ... А может и является изредка и периодически, чтобы поддерживать структуру души и оставаться в умах поклонников и в Вечности, соответственно?
В общем, если пришел, значит, захотел, а если нет, то нет. Недокричишься :)
 Чёрт, Чёрт, Чёрт! Ох. черт помельче может и побрезгует, а Черт побольше, изголодавшийся без Е+, обязательно явится! Делать ему больше нечего...

(См Штука 7) Мы-то с вами уже знаем, кто это: боярин Захария ЧЕТ (он же святой Захария, папа Иоанна Крестителя, только духовный папа, а не родной). Вот он и есть тот самый единственный и неповторимый  Черт. Все остальные "черти", его ученики, "схариевцы", Захарьины, черти с маленькой буквы  и собственного имени у них нет.  А нет, так нет. Нет имени - нет и структуры. Ни один из тех, кому имя "легион" не откликнется. Только настоящий черт, Черт с большой буквы, может и снизойти. (Между прочим, слово "боярин" пошло от слова "бой". Так что бояре были древними военноначальниками. А "бояться - избегать боя").

В общем, человечество того времени оказалось разделенным на две неравные группы. Одни добивались славы разными путями, стремились обессмертить своё имя, почитали славу высшей добродетелью. А вот другим внушали в церквях, что лишь скромные, кроткие и смиренные наследуют царствие небесное. Отчего так? Где правда?

Можно, конечно, предположить, что обманута была первая группа... Можно. Но не получается. Ведь в первую группу входила элита общества. Самые образованные, влиятельные, властители и полководцы... Кто их мог обмануть? Кто рискнул бы? Значит, обманывало христианство? Тоже, вроде, нет. Просто, в одной и той же системе существовали две разные правды, две полярные стратегии. Одним - бессмертие в славе, другим - райские яблоки с полной потерей индивидуальности.
 
А что евреи? Евреи совместили обе эти стратегии. С одной стороны, каждого еврея рано или поздно ждет рай. Но перед раем каждого еврея ждет чистилище. А вот в чистилище душа сохраняет свою структуру, причем может находиться там неопределенно долго. Практически вечно. Пока о ней будут помнить, она будет бессмертной.
Такие посмертные приключения души определили стратегию поведения на Земле. Стратегия эта не хитрая.
"За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха"? Правильный вопрос будет не "за что?", а "зачем?" Чтобы вместе, дружно, взявшись за руки, остаться в веках. Чтоб не пропасть поодиночке.

Эйнштейн, например, заслужил своё бессмертие. Но попутно с ним к бессмертию приобщились его друзья, его близкие, и даже его враги - все о ком упоминается в его биографии и мемуарах.

В этом свете получает своё рациональное объяснение, тот, бессмысленный, казалось бы, вандализм устроенный большевиками после революции. (См    ) Одной из его составных частей было уничтожение памяти. Не только памятников. Не только книг. Но и переименование улиц и городов. Смена их традиционных названий на новые, революционные.
А так же стирание памяти о родителях и предках у детей. "Сын за отца не отвечает" - это программное заявление Иосифа Сталина тоже получает несколько иную трактовку.
Впрочем, об этом отдельно (См     )
Частью стратегии обретения бессмертия через уникальное стала тактика разнообразия фамилий и применение псевдонимов.

Цитата кстати
«Нет такого предмета, который не подошёл бы еврею для фамилии». (Антон Павлович Чехов)

Наверное, среди всех народов, самое большое разнообразие фамилий у евреев. Но, когда ты, волею случая, носишь уже известную фамилию, то выручает псевдоним. Ну, это тогда, когда ты твердо намерен прославиться. Но если слава тебе не светит, то известная фамилия будет как раз кстати. Будут вспоминать твоего прославленного однофамильца, глядишь, и тебе что-нибудь перепадёт. Рикошетом.

Так что любовь к смене фамилий и применению псевдонимом объясняется не только мимикрией, но и другими мотивами, не менее актуальными.

Кстати, и склонность женщин выходить замуж за известных или влиятельных людей так же может объясняться не какой-то перспективной расчетливостью, и не только вполне желанием получше устроиться в этой жизни, но и инстинктивным расчетом на бессмертие в жизни той. С прославленным мужем заодно.

Болтали мы как-то с девушкой по имени Яна. Пустяковый разговор ни о чем, но вот что я услышал: "Когда я была ребёнком, мне очень нравилось, что у меня такое редкое имя. А когда подросла и узнала, что Ян не так уж и мало - это было такое разочарование!"
В то время я её разочарование не понял и не оценил. А теперь понимаю: таким образом в ней проявлялся инстинкт самосохранения - стремление к бессмертию через уникальное имя.

Цитата кстати
"Женщины, которые остаются не преклонными пред лицом большой любви, часто дают себя прельстить небольшой славой". (Александр Дюма)

И действительно. Получают своё объяснение совершенно не логичные, вроде, вещи. В том числе и желание прижаться к известным личностям. Автограф получить известного писателя, к популярному певцу в койку запрыгнуть... Всё это инстинкт приобщения к славе, приобщения к бессмертию. Занятие, зачастую, не продуктивное, но вполне объяснимое.
Но и эти, и те стремятся к славе, к известности инстинктивно, не думая, не пытаясь понять, зачем им это. На уровне безусловного рефлекса. Всё-таки, даже небольшая слава помогает продлить "жизнь вечную".

Цитата кстати
"Забьём Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося были здесь». И. Ильф Е. Петров

Инстинкт "оставить после себя имя" проявляется в том числе, и подобным глупым образом. "Здесь был Вася!" и "Коля + Оля = любовь" Вандализм, конечно, и порча природы.  Но вот другой образец вандализма, который вошел в анналы как исторический анекдот.

Кстати, Википедия
"Геростра;т  — житель греческого города Эфеса (ныне территория Турции), который сжёг знаменитый храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э.
По рассказу Феопомпа, Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесцы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков.
Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу".

Это - известный пример того, как человек решил обменять земную жизнь на "жизнь вечную". Пусть и недостойными методами.

Цитата кстати:
"Кто людям помогает,
Лишь тратит время зря, ха-ха
Хорошими делами
Прославиться нельзя, ха-ха-ха-ха-ха" ( Э. Успенский)

Ведь Герострат прекрасно понимал, что за это преступление его казнят, и всё же пошел на это ради славы. Направление верное.
И решили за это наказать его не только смертью, но ещё и забвением. Только сделали это неуклюже, как и положено будущим туркам.

Анекдот кстати
Русский с турком заспорили.
- А у нас в стране дураков "турками" называют.
- Ну, и что? А у нас в стране дураков "Иванами" называют.
- Ну, и что? У нас в стране не все "Иваны"

Впрочем, легенда о Герострате - не более чем легенда. Был я в Эфесе. Храмы там - каменные, так что и сгореть-то не могут. Поджигай, сколько хочешь, сколько душе угодно. А вот само имя "геро - страт" настораживает. Поскольку "Геро = Херо = Хор" - одно из имён Христа, а "стратум" - это слой, либо принадлежность к определенной общности. Получается, что и "герострат" не имя собственное, а всего лишь "христианин". Ого! Ну, и откуда взялись христиане в "древней" Греции? Ну, наверное, оттуда же, откуда взялся в Эфесе христианский храм с крестами посреди "древнегреческих" зданий. Нагло так стоит и демонстрирует своё пренебрежение к традиционной истории. Фотки у меня остались, так что можно полюбоваться.
Ну, ладно. Герострат имя хоть и не собственное, но вполне себе уникальное.

А как быть с именем Игорь? Игорь - имя не уникальное. Много было разных "Игорей" в истории. Но ведь было время, когда имени Игорь и в помине не было. В природе не существовало. И вот появился самый первый Игорь. Первый и единственный. Неповторимый. И-Гор = И-Хор = Иисус Христос.  (См Штука 7)
Так же обстоит и со многими другими именами. Преемственность имени. Называют внука в честь деда, но и деда в честь деда. Так что, пока вся эта цепочка не упрется в какого-нибудь Святого или Бога. Ну, и какова цель этого обычая? Всё та же - чтобы живые отдавали Е+ мертвым. Продлевали их бессмертие. Но и получали покровительство со стороны мёртвых.


Рецензии