Слушал мир дыханье Ленинграда

Блокадная Седьмая симфония Шостаковича

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка»
Дмитрий Шостакович

Премьера 5 марта 1942 года – день, который стал началом триумфального шествия Седьмой симфонии по всему миру.

Я помню блеск немеркнущий свечей,
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки – и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора симфонию твою…
Из поэмы Людмилы Поповой «Седьмая симфония»

Первый концерт состоялся в Куйбышеве (ныне г. Самара), где Шостакович и оркестр Большого театра находились в эвакуации.

Потом были Москва:

Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц вспоминала:

«Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии 29 марта 1942 года в Колонном зале.
Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищенный. А народ, стоя, все рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, без малейшей улыбки, неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»…

Америка:

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой», – писал летом 1942 года американский музыкальный критик о Седьмой симфонии, сыгранной Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини…

Европа:

Язык музыки интернационален. Заключительные аккорды симфонии собравшиеся выслушивают стоя…

Это было первое в Европе исполнение симфонии Шостаковича.

Министру иностранных дел Гюнтеру пришлось выслушать протест германского посольства против «нарушения шведского нейтралитета»…

И блокадный ЛЕНИНГРАД.

2 июля 1942 года двадцатилетний лётчик лейтенант Литвинов под сплошным огнём немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объёмистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность.
Готовились к концерту и на передовой. В один из дней, когда музыканты ещё только расписывали партитуру симфонии, командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров-артиллеристов. Задача была поставлена кратко:

– Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!

И 9 августа 1942 года армия дала свой концерт – концерт артиллерии Ленинградского фронта, которая всей своей мощью ударила по артиллерии и аэродромам противника. Эта операция называлась «Шквал». Ни один снаряд не упал на улицы города, ни один самолёт не сумел подняться в воздух с вражеских аэродромов в то время, когда зрители шли на концерт в Большой зал филармонии, пока шёл концерт, и когда зрители после завершения концерта возвращались домой или в свои воинские части.

Транспорт не ходил, и люди шли к филармонии пешком. Женщины – в нарядных платьях. На исхудавших ленинградках они висели, как на вешалке. Мужчины – в костюмах, тоже будто с чужого плеча… К зданию филармонии прямо с передовой подъезжали военные машины. Солдаты, офицеры…

Концерт начался! И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела окрест –
Невидимый диктор сказал Ленинграду:
"Вниманье! Играет блокадный оркестр!.."
Юрий Воронов «Баллада о музыке»

Те, кто не смог попасть в филармонию, слушали концерт на улице у репродукторов, в квартирах, в землянках и блиндажах фронтовой полосы. Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя. И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижёру и протянула ему огромный букет из георгинов, астр, гладиолусов. Для многих это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с радостным изумлением – цветы в умирающем от голода городе…

Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, записал в своём дневнике:

«Симфонию Шостаковича... играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было своё – ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и, может быть, только в нём она и могла родиться. В этом её особая сила».

Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь ещё год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!!!

Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие Карла Эли-асберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»

А для ленинградцев 9 августа 1942 года стало, по выражению Ольги Берггольц, «Днём Победы cреди войны». И символом этой Победы, символом торжества Человека над мракобесием стала Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

Пройдут годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, напишет об этом в своих стихах:

…И музыка встала над мраком развалин,
Крушила безмолвие тёмных квартир.
И слушал её ошарашенный мир…
Вы так бы смогли, если б вы умирали?..

Вот она сила РУССКОГО ДУХА!
ВЕЛИКАЯ  ПОБЕДА   ВЕЛИКОЙ  СТРАНЫ!


на фото Жители Ленинграда у здания биржи встречают известие о снятии блокады города.


Рецензии