Бета

   Самое главное что тут можно уразуметь, в истории с Гераклитом, да и с Парменидом тоже, что никто из них, из этих мощных ярких личностей не выражал всеобъемлющей картины Космоса, и Природы соответственно. Были попытки охватить всё цельно, но заходить приходилось с разных ракурсов и в результате преобладало желание, высветив "ракурс", натянуть, напялить его на всё остальное. Так для Гераклита вещи и их природа, то есть Природа вообще становилась настолько текучей, что исчезала в самой себе, теряя всяческую определённость, поэтому в последствии, Гераклита вполне справедливо подкалывали в его самой распространённой истине - а можно ли вообще войти в реку с таким мышлением? Ведь пока ты будешь даже только входить, она уже будет другая? И какая другая? - уже не будет рекой? Куда же мы тогда собственно входим???
Парменид же представлял собой иную крайность, он был зациклен на том, что Небытия нет, для него это было естественным основанием по определению - по буквальному прочтению смыслов, так сказать, - это то, чего нет... И исходя из абсолютного отсутствия Небытия, Парменид получал вечное и неизменное Бытие, которое только что и могло, так это покоиться. Картина становилась печальной - с другого конца...
Но не разрывать два этих лица, две этих личности надо и не противопоставлять их учения друг другу, но увидеть их в свете полноценного дополнения и в свете их общей родины.
Чтобы получить наглядное представление о греческом ФИЛОСОФСТВУЮЩЕМ космосе, лучше всего представить себе не шар, настоятельно рекомендуемый Парменидом и не огонь, сжигающий в вечном изменении самого Гераклита))), а юлу...
Да, да, допустим, обычную детскую юлу... Представим, что она быстро крутится, не падает, не замедляет вращение, а находится в "самом пике" своего движения и поэтому "стоит" ровно - верней танцует - быстро, быстро вращаясь и потому только и "стоит". Юла это целый мир... Где будут находиться на нём Гераклит и Парменид?
Гераклит находится в самой широкой части юлы, которая максимально бешенно вращается по кругу - мир для такого наблюдателя представляет собой сплошную изменчивость, картинки проносятся и превращаются в другие с такой скоростью, что их едва успеваешь различать - мир текуч, подвижен, нестабилен.
Но Парменид находится в совершенно иной точке этой же юлы...
Он находится на оси - вверху или внизу, не важно - но эта точка покоится... И пусть всё вокруг и меняется и несётся, но Бытие, как данная точка - вечно и неизменно.
Так стоит ли удивляться тому, что Гераклит и Парменид столь разно описывали один и тот же мир, если даже обычная детская юла может задать нам ту же самую задачку в более упрощённом виде?!
Парменид железной хваткой ухватился за своё собственное прозрение о мире - за момент Пребывания мира, за момент его Бытия. Каким образом оно было возможно, объяснить ему было сложно и потому он "нашёлся", выкрутившись тем, что противоположное - Небытие, просто отбросил и исторг навсегда из своего Бытия. Гераклит же, прежде всего наблюдал ИЗМЕНЕНИЕ, а потерю при этом всякого пребывания просто "прошляпил" - ему некогда было думать об ещё одной сложной проблеме, хватало и той, что уже зримо вырисовывалась перед ним.
Но сегодня, имея перед глазами весь греческой Космос в его философской форме, мы имеем возможность не просто "впадать" вслед за Гераклитом в гераклитовое, а вслед за Парменидом в парменидово, но мыслить как наследники их целокупного Космоса.


Рецензии
Что же в том удивительного, что ни кто из них не выражал "всеобъемлющей картины..."?
Они искали "предельные основания бытия", "первопричину", а не рисовали всеобщую "картину мира".
Но ведь и в последствии, даже если кто-то и претендовал на создание такой "всеобъемлющей системы" (такие как Гегель, например), то дальше претензий никуда не ушли, хотя и не сказать ведь, что они совсем уж впустую работали и совсем уж не преоткрыли никаких тайн бытия. Но ведь и по сей день такой всеобъемлющей системы (картины...как угодно это назовите) никто не создал. Отсюда и кризис классической философии, отсюда и отказ от метафизики, о которой Вы здесь очень интересно говорите.

Александр Теслев   27.01.2016 23:32     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию...
Это ещё только начало моих размышлений о Гераклите, будет и продолжение, хотелось просто завести разговор о нём, инстинктивно, современность тянет к "началам", хотя обращаться к ним ей очень тяжело.
Попытаюсь ответить Вам... Первое. Я нисколько не отождествляю всеобъемлющую картину мира с всеобъемлющей системой, ведь даже если мы сравним разрозненные фрагменты Гераклита(который судя по всему так и писал - отдельными афоризмами), с поэмой Парменида, то мы уже получим некоторое "системное превосходство" последней над Гераклитовскими мыслями, однако речь идёт не о системности или отрывочности вообще, а скорее об "умном месте", занимаемом философом - месте из которого можно видеть целое. Поэтому я и пытаюсь показать, что на воображаемой юле нашего мироздания оказывается, как минимум два таких "умных места" - оба предельные, оба "заняты" уже Гераклитом и Парменидом. А форма, в которой философы затем выражают свои мысли, будь то афоризмы, поэмы или же системный труд под названием "Наука Логики" имеют уже второстепенное значение. Ввиду краткости моих набросков у меня нет возможности разъяснить все употребляемые мной фразы, но "всеобъемлющая картина мира" в моих устах скорее тяготеет к объёмному, глубинному видению мира чем к системности.
И второе... И словосочетание "первопричина" никак не годится для Парменида и Гераклита, так как возникает исторически значительно позже, мы ретроспективно, оглядываясь на историю с уже наших современных позиций, понимаем и определяем таким образом чем занимались самые ранние философы, но сами они ещё не говорят так - ну вот простейший пример - как мог говорить Фалес о "простейших основаниях бытия", если самого Бытия ещё не было? Если о Бытии заговорил лишь Парменид? И Гераклит не мог говорить о Бытие, только после Парменида это уже возможно. Значит, с самыми первыми философами - всегда трудно - мы начинаем мыслить о них и тут же наш язык и наше мышление "подсовывает" им наш, уже современный уровень осознанности. Трудность тут объективная, так что не взыщите на мои словосочетания, они намеренно избегают тех фраз, что уже превратились в клише и никого больше не затрагивают, но я надеюсь, что многие мои выражения прояснятся по ходу дальнейшего моего движения к Гераклиту...
С уважением,Марина.

Марина Артюх   28.01.2016 06:17   Заявить о нарушении