Бета
Парменид же представлял собой иную крайность, он был зациклен на том, что Небытия нет, для него это было естественным основанием по определению - по буквальному прочтению смыслов, так сказать, - это то, чего нет... И исходя из абсолютного отсутствия Небытия, Парменид получал вечное и неизменное Бытие, которое только что и могло, так это покоиться. Картина становилась печальной - с другого конца...
Но не разрывать два этих лица, две этих личности надо и не противопоставлять их учения друг другу, но увидеть их в свете полноценного дополнения и в свете их общей родины.
Чтобы получить наглядное представление о греческом ФИЛОСОФСТВУЮЩЕМ космосе, лучше всего представить себе не шар, настоятельно рекомендуемый Парменидом и не огонь, сжигающий в вечном изменении самого Гераклита))), а юлу...
Да, да, допустим, обычную детскую юлу... Представим, что она быстро крутится, не падает, не замедляет вращение, а находится в "самом пике" своего движения и поэтому "стоит" ровно - верней танцует - быстро, быстро вращаясь и потому только и "стоит". Юла это целый мир... Где будут находиться на нём Гераклит и Парменид?
Гераклит находится в самой широкой части юлы, которая максимально бешенно вращается по кругу - мир для такого наблюдателя представляет собой сплошную изменчивость, картинки проносятся и превращаются в другие с такой скоростью, что их едва успеваешь различать - мир текуч, подвижен, нестабилен.
Но Парменид находится в совершенно иной точке этой же юлы...
Он находится на оси - вверху или внизу, не важно - но эта точка покоится... И пусть всё вокруг и меняется и несётся, но Бытие, как данная точка - вечно и неизменно.
Так стоит ли удивляться тому, что Гераклит и Парменид столь разно описывали один и тот же мир, если даже обычная детская юла может задать нам ту же самую задачку в более упрощённом виде?!
Парменид железной хваткой ухватился за своё собственное прозрение о мире - за момент Пребывания мира, за момент его Бытия. Каким образом оно было возможно, объяснить ему было сложно и потому он "нашёлся", выкрутившись тем, что противоположное - Небытие, просто отбросил и исторг навсегда из своего Бытия. Гераклит же, прежде всего наблюдал ИЗМЕНЕНИЕ, а потерю при этом всякого пребывания просто "прошляпил" - ему некогда было думать об ещё одной сложной проблеме, хватало и той, что уже зримо вырисовывалась перед ним.
Но сегодня, имея перед глазами весь греческой Космос в его философской форме, мы имеем возможность не просто "впадать" вслед за Гераклитом в гераклитовое, а вслед за Парменидом в парменидово, но мыслить как наследники их целокупного Космоса.
Свидетельство о публикации №116012706693
Они искали "предельные основания бытия", "первопричину", а не рисовали всеобщую "картину мира".
Но ведь и в последствии, даже если кто-то и претендовал на создание такой "всеобъемлющей системы" (такие как Гегель, например), то дальше претензий никуда не ушли, хотя и не сказать ведь, что они совсем уж впустую работали и совсем уж не преоткрыли никаких тайн бытия. Но ведь и по сей день такой всеобъемлющей системы (картины...как угодно это назовите) никто не создал. Отсюда и кризис классической философии, отсюда и отказ от метафизики, о которой Вы здесь очень интересно говорите.
Александр Теслев 27.01.2016 23:32 Заявить о нарушении
Это ещё только начало моих размышлений о Гераклите, будет и продолжение, хотелось просто завести разговор о нём, инстинктивно, современность тянет к "началам", хотя обращаться к ним ей очень тяжело.
Попытаюсь ответить Вам... Первое. Я нисколько не отождествляю всеобъемлющую картину мира с всеобъемлющей системой, ведь даже если мы сравним разрозненные фрагменты Гераклита(который судя по всему так и писал - отдельными афоризмами), с поэмой Парменида, то мы уже получим некоторое "системное превосходство" последней над Гераклитовскими мыслями, однако речь идёт не о системности или отрывочности вообще, а скорее об "умном месте", занимаемом философом - месте из которого можно видеть целое. Поэтому я и пытаюсь показать, что на воображаемой юле нашего мироздания оказывается, как минимум два таких "умных места" - оба предельные, оба "заняты" уже Гераклитом и Парменидом. А форма, в которой философы затем выражают свои мысли, будь то афоризмы, поэмы или же системный труд под названием "Наука Логики" имеют уже второстепенное значение. Ввиду краткости моих набросков у меня нет возможности разъяснить все употребляемые мной фразы, но "всеобъемлющая картина мира" в моих устах скорее тяготеет к объёмному, глубинному видению мира чем к системности.
И второе... И словосочетание "первопричина" никак не годится для Парменида и Гераклита, так как возникает исторически значительно позже, мы ретроспективно, оглядываясь на историю с уже наших современных позиций, понимаем и определяем таким образом чем занимались самые ранние философы, но сами они ещё не говорят так - ну вот простейший пример - как мог говорить Фалес о "простейших основаниях бытия", если самого Бытия ещё не было? Если о Бытии заговорил лишь Парменид? И Гераклит не мог говорить о Бытие, только после Парменида это уже возможно. Значит, с самыми первыми философами - всегда трудно - мы начинаем мыслить о них и тут же наш язык и наше мышление "подсовывает" им наш, уже современный уровень осознанности. Трудность тут объективная, так что не взыщите на мои словосочетания, они намеренно избегают тех фраз, что уже превратились в клише и никого больше не затрагивают, но я надеюсь, что многие мои выражения прояснятся по ходу дальнейшего моего движения к Гераклиту...
С уважением,Марина.
Марина Артюх 28.01.2016 06:17 Заявить о нарушении