Вступление

   Гераклит тёмный, к сожалению, заблуждался, когда говорил, что пребывания нет. Иначе как бы мог существовать вообще мир, как бы могли существовать сами мы?
Гераклит был прав, когда видел становление во всём, это бесспорно, но вот само становление и то, что в нём происходит, он не охватил в его полноте.
Для Гераклита становление это СТАТЬ другим. Было одно, а стало другое, т.е. здесь становление берётся лишь как ИЗМЕНЕНИЕ. Были одни воды реки - стали другими, пока ты входил... Что же упустил Гераклит? Он упустил ПРЕБЫВАНИЕ.
Пребывание также является формой становления, его особенным, оригинальным лицом, так можно сказать, и заключается в том, что в отличии от изменения, где одно становится другим, в ПРЕБЫВАНИИ одно становится самим собой.
Иначе говоря, на свете есть два рода становления - в одном становлении предметы становятся не тем, чем они были, а в другом становлении, они становятся САМИМИ СОБОЙ. Поэтому наш мир, как меняется, так и сохраняется. Какое из этих оснований становления побеждает - таким и делается лицо мира. Пока предмет ПРЕБЫВАЕТ, он остаётся тем, что он есть. И при этом нельзя сказать, что он покоится, нет, он не покоится, он движется - но к самому себе, к свой самотождественности, а не к иному. Такое становление называется Пребыванием, а на более знакомом человеческом языке - БЫТИЕМ. Как только побеждает совершенно иное основание становления, предмет переходит в ИЗМЕНЕНИЕ и соответственно становится другим, уничтожается, исчезает и воплощает НЕБЫТИЕ. Оба процесса происходят в общем движении - едином СТАНОВЛЕНИИ, которое играет своими основаниями, как Гераклитовский ребёнок миром.
И отсюда смысл человеческого ПРЕБЫВАНИЯ на земле - движение к самим себе, недаром для всего древнегреческого мира формула "познай самого себя" имела такое огромное значение. Двигаясь к себе - пребываешь, бытийствуешь, живёшь... двигаясь к иному - умираешь, изменяешься. Или скажем так, изменяясь, умираешь...
Но всего этого Гераклит не знал, так как ухватил лишь одну форму Становления - ИЗМЕНЕНИЕ, и отбросил ПРЕБЫВАНИЕ.
Последующим философам пришлось восполнять этот пробел, но уже на более статичный лад - Парменид заговорил о Бытии и Небытии, но он фиксировал их остановлено, вне изменений - таким образом совокупная греческая мысль пыталась ухватить ВСЮ полноту понимания движения и становления, но ухватывала её однако в лице своих разных представителей лишь частями...


Рецензии