Вступление
Гераклит был прав, когда видел становление во всём, это бесспорно, но вот само становление и то, что в нём происходит, он не охватил в его полноте.
Для Гераклита становление это СТАТЬ другим. Было одно, а стало другое, т.е. здесь становление берётся лишь как ИЗМЕНЕНИЕ. Были одни воды реки - стали другими, пока ты входил... Что же упустил Гераклит? Он упустил ПРЕБЫВАНИЕ.
Пребывание также является формой становления, его особенным, оригинальным лицом, так можно сказать, и заключается в том, что в отличии от изменения, где одно становится другим, в ПРЕБЫВАНИИ одно становится самим собой.
Иначе говоря, на свете есть два рода становления - в одном становлении предметы становятся не тем, чем они были, а в другом становлении, они становятся САМИМИ СОБОЙ. Поэтому наш мир, как меняется, так и сохраняется. Какое из этих оснований становления побеждает - таким и делается лицо мира. Пока предмет ПРЕБЫВАЕТ, он остаётся тем, что он есть. И при этом нельзя сказать, что он покоится, нет, он не покоится, он движется - но к самому себе, к свой самотождественности, а не к иному. Такое становление называется Пребыванием, а на более знакомом человеческом языке - БЫТИЕМ. Как только побеждает совершенно иное основание становления, предмет переходит в ИЗМЕНЕНИЕ и соответственно становится другим, уничтожается, исчезает и воплощает НЕБЫТИЕ. Оба процесса происходят в общем движении - едином СТАНОВЛЕНИИ, которое играет своими основаниями, как Гераклитовский ребёнок миром.
И отсюда смысл человеческого ПРЕБЫВАНИЯ на земле - движение к самим себе, недаром для всего древнегреческого мира формула "познай самого себя" имела такое огромное значение. Двигаясь к себе - пребываешь, бытийствуешь, живёшь... двигаясь к иному - умираешь, изменяешься. Или скажем так, изменяясь, умираешь...
Но всего этого Гераклит не знал, так как ухватил лишь одну форму Становления - ИЗМЕНЕНИЕ, и отбросил ПРЕБЫВАНИЕ.
Последующим философам пришлось восполнять этот пробел, но уже на более статичный лад - Парменид заговорил о Бытии и Небытии, но он фиксировал их остановлено, вне изменений - таким образом совокупная греческая мысль пыталась ухватить ВСЮ полноту понимания движения и становления, но ухватывала её однако в лице своих разных представителей лишь частями...
Свидетельство о публикации №116012706637