Форма и содержание

     Два параметра, которыми характеризуется любое литературное произведение.
Создать что-либо ценное, не задумываясь о них в процессе творчества, невозможно.
    У автора Ф.Не-мой прочитала следущее:
    "4. Содержание и форма являются единым целым, где содержание – это смыслы
и чувства, а форма – способ их передачи. Содержание без формы неспособно
покинуть сознание автора. Форма без содержания – словоблудие, вещь в себе.
Друг без друга содержание и форма ущербны, между ними нет и не может быть
конфликта или дихотомии."

    Выделю еще раз - "Содержание без формы неспособно покинуть сознание автора."
Далее сформулирую по-своему: форма без содержания не способна заинтересовать
читателя, проникнуть в его сознание. И не стоит прятать коряво выраженное содержание
под крутыми техническими наворотами, нельзя пренебрегать качеством изложения.
Иначе шедевр так и не проникет в сознание читателя, не станет его частью, и
столь желанный диалог "автор-читатель" не состоится. И даже наоборот - может
возникнуть отторжение той или иной степени.
Поскольку читателю "очень импонирует философская составляющая в (...) стихах,
серьёзно подкреплённая технически. Именно так, а не наоборот)))"(Алексей
Кузнецов о стихах другого автора).


Рецензии
Конфликт между формой и содержанием - это гармония, она же является мерой (или условием) единства формы и содержания.
Возьмите любое стихотворение. Само по себе оно есть форма, а то о чем в нем говорится это содержание (или предмет).
Если нарушается форма (рифма не та или размер, или что-то ещё), нарушается и содержание (мысль не соответствует предмету мысли). И наоборот: если содержание нарушается, нарушается и форма. Но когда, скажем так, в дело вступает гармония - все становится на свои места, противоречие формы и содержания снимается, или происходит их синтез (единство).
Но по отдельности форма не является содержанием, а содержание не является формой - в этом их конфликт.

Извиняюсь за моё пространное (и, наверное, странное) и не всегда последовательное рассуждение... Разсышляю, что называется, "на ходу".

Александр Теслев   27.01.2016 23:59     Заявить о нарушении
Ну почему же, если взять "словоблудие" само по себе - его автора, сам процесс и его значимость для автора, и сравнить с тем, чем это является для нас...
вот Вам и "вещь в себе" или "сама по себе".
Но лучше с этим всё же к автору, а я не уполномочена)))

Светлана Энь   28.01.2016 00:07   Заявить о нарушении
о, я отвечала на другую, короткую реплику

Светлана Энь   28.01.2016 00:08   Заявить о нарушении
По-моему, конфликт - это противоположность гармонии, "другая сторона".

Поверьте, нарушенная рифма не так сильно портит содержание,
как совершенная может его искорежить.
Потому что в большинстве случае "рифму не дорабатывают",
когда не хотят вредить содержанию.
Случаи, когда рифмуется что угодно и примерно. не взирая на смыслы вообще рассматривать не будем.

Светлана Энь   28.01.2016 00:13   Заявить о нарушении
Да, я ту реплику заменил вот этой, та все же не была существенной, хотя, наверное, старина-Кант в гробу вертится, когда его "вещь в себе" вот так интерпретируют)) Вещь в себе не дана сознанию ни в каком виде, даны только феномены... Впрочем, это не важно))

Александр Теслев   28.01.2016 00:18   Заявить о нарушении
Пожалуй, да: гармония противоположна дисгармонии (порядок и хаос, соответственно). Но противоположности переходят друг в друга, порядок сменяется хаосом, и наоборот.

Александр Теслев   28.01.2016 00:26   Заявить о нарушении
"Поверьте, нарушенная рифма не так сильно портит содержание,
как совершенная может его искорежить.
Потому что в большинстве случае "рифму не дорабатывают",
когда не хотят вредить содержанию."
Мне кажется, то, о чем Вы говорите, и есть гармония. Она по-разному (в разных формах) может быть выражена, ведь творчество это, по определению, создание нового. Настоящий мастер чувствует эту гармонию, и у него, конечно, не возникает никакого хаоса, никаких конфликтов. А если они и возникают, то тут же гармония их нейтрализует.

Александр Теслев   28.01.2016 00:35   Заявить о нарушении
настоящий мастер не жертвует одним ради другого,
у него - "золотая середина".
Совершенство не выпирает само по себе, уродуя смысл,
и содержание "подкреплено технически"

Светлана Энь   28.01.2016 01:01   Заявить о нарушении