Со старым новым годом!

СО СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ
ПО СТАРОМУ КАЛЕНДАРЮ, ДРУЗЬЯ!

Нам всем очень повезло с тем, что, справлять Новый Год -
праздновать, отмечать, собираться на вечеринках, ходить в гости
к друзьям и родным, радоваться, мы можем не только на Новый Год
в ночь с 31 декабря на 1 января, как принято, но и по старому
календарю в ночь с 13 на 14 января. Но и это еще не все.
Мы можем справлять Новый Год вместе с другими народами,
населяющими нашу планету Земля и радоваться вместе с ними.

Остановлюсь на тех, с которыми соприкасалась. Это по русски,
по гречески, по китайски и по мусульмански, т. к. я живу
в Узбекистане. И в этой связи мусульманский новый год или
Навруз справляется в 20-х числах марта,в день весеннего
равноденствия.

СУМАЛЯК  (ПИЩА АНГЕЛОВ) - ТРАДИЦИОННОЕ БЛЮДО НАВРУЗА.
Все действо происходит с песнями, молитвами, танцами,
музыкой. Приходят соседи, подбадривая и угощая кто чем,
ведя интересные или смешные беседы.

Без добавления сахара густая коричневая масса очень
сладкая и главное полезная. Все остальные блюда 
праздничного стола обычно в 1 час дня), в том числе
и плов, бывают и в другие праздники.

40 дней проращивается пшеница в темном месте, затем
перемалывается, отжимается и белая жидкость перемешивается
с растительным маслом, мукой.  До того как налить масло
в казан, на дно  кладут  небольшие камешки, собирать
которые традиционно поручают детям. Камни не позволят
подгореть сумаляку, а также создадут оптимальный
температурный режим.

Впрочем, у них есть еще и мистическое назначение.
Так, человек, которому попал при раздаче сумаляка
камешек из котла, может загадать
желание и оставить  этот камень как талисман.

Основное условие готовки состоит в том, что, мешая
сумаляк, человек должен освобождаться от недобрых мыслей.
Мешать вязкую массу на протяжении 24 часов довольно трудно,
поэтому в приготовлении блюда участвует довольно большое
количество человек, сменяющих друг друга у котла. Этим и
объясняется традиция готовить сумаляк всей махаллей или
улицей.

Помимо обычая класть в казан камешки, есть еще несколько,
делающих этот процесс веселым и увлекательным. Один из них
заключается в толковании рисунка, образующегося под крышкой
казана на поверхности сумаляка после того,как огонь гасится,
и он в одиночестве дозревает. Каким бы ни был рисунок,
его толкуют обычно в позитивном ключе.
«Сума» - в древнетюрском словаре трактуется как «запаренная
для солода пшеница/ячмень», а «лакс» - «пшеничная мука».
Название блюда означает «30 ангелов» и придумала его
бедная женщина, которой, по легенде, помогли его
приготовить сами ангелы.

ЛЕГЕНДА
о бедной женщине, жившей в маленьком поселке на берегу
реки Джейхун. Муж погиб, оставив бедной женщине семерых детей.
В один особо неурожайный год запасов еды семье не хватило на
всю зиму, и они были вынуждены голодать.
Маленькие дети были не в состоянии понять, почему мать их
не кормит, и с плачем просили дать им покушать.
Больно и горестно было женщине наблюдать, как ее дети день
ото дня слабеют от голода. Когда же дети совсем обессилели
и не могли  даже встать,
бедная женщина, чтобы хоть как-то облегчить им страдания,
сказала, что как раз собирается приготовить что-нибудь
вкусное. Затем она достала самый большой казан,
что у них был, налила в него воды и выкопала в сарае
немного проросшей пшеницы, которую также отправила
в казан, больше класть было нечего. Принявшись
помешивать варево, она улыбалась детям и приговаривала,
что еда варится очень вкусная, и вот-вот можно будет
садиться за стол. Когда же кто-либо из детей спрашивал
ее, долго ли осталось ждать, она говорила, что осталось
добавить еще немного мяса и хорошенько его проварить.
Говоря это, она бросала в котел камушки, чтобы дети
думали, что это мясо, и продолжали ждать и бороться.
Так продолжалось весь день и всю ночь, а под утро она
уснула на несколько минут. Когда же она проснулась и
открыла казан, он был до краев наполнен теплой коричнево
массой, на поверхности которой просматривались странные
узоры, напоминающие крылья.
Поняла бедная женщина, что пока она спала, в их доме
побывали ангелы, и за то, что она не сдавалась и не
позволила детям погаснуть, наполнили ее казан необычной
пищей, дарующей силы и укрепляющей дух.
Женщина покормила своих детей, а затем стала раздавать
сумаляк соседям, также страдающим от голода. Вскоре все
стали повторять действия женщины, и у них также получался
вкусный сумаляк, которым они сразу же делились
друг с другом, что позволило пережить ту голодную пору.
И в наши дни сохранился обычай раздавать соседям и
знакомым сумаляк сразу после его приготовления.
Существует также поверье, что если за сезон попробовать
сумаляк из семи котлов, обретешь счастье. А тот факт,
что осуществить это удается большинству людей,
говорит о том, что люди продолжают, как и прежде,
охотно делиться с ближним тем, что у них есть -
делиться счастьем жить, видеть своих
близких, радоваться новой весне и Наврузу (Новому дню).

В Узбекистане проживало всегда много национальностей -
около 100, большую диаспору представляли собой греки.
Мне посчастливилось в жизни наблюдать, видеть,
участвовать, присутствовать на многих национальных
праздниках, событиях, презентациях. В том числе и,
как-то по молодости лет мне довелось
справлять Новый год по гречески у моей знакомой.

НОВЫЙ ГОД - ГРЕЧЕСКИ
Для меня это было ново и интересно. Мы танцевали
всю ночь сиртаки, слушали греческую музыку и
угощались новогодними греческими яствами.
Я была очень удивлена, когда каждому в тарелке
подали квадратный кусок пшеной каши довольно твердо
сваренной, рядом кусочки курицы в сметанном
соусе и все это полито чесночным соусом. И это блюдо
представили, как основное традиционное блюдо Греции.
Я думала я не смогу кушать это блюдо, но когда
попробовала, то оказалось очень вкусно и в дальнейшем
я часто и без Нового года готовила его, вспоминая свое
недоумение и с удовольствием поглощая эту вкуснятину.

Василапита -новогодний пирог с орехами и смородиной
Новый год в Греции наступает не только 1-ый день
Нового Года, но и День Святого Василия. Возможно,
именно этот святой считается там неким прообразом
Деда Мороза, и жители Греции очень любят его за
доброе отношение к самым незащищенным слоям населения.
Агиос Василиас считается заступником бедняков. У нас
верят, что Дед Мороз приходит в наши дома через
форточку, а греки верят, что Святой Василий
попадает к ним через камин, ловко спускаясь с крыши
по трубе вниз. Как и в Северной Америке, рядом с
камином они развешивают башмачки или носочки, надеясь,
что в этом году Святой Василий принесет им хороший
подарок, ну или просто таким образом встречают
дорогого гостя – отличными теплыми носками.


Рецензии