Спят усталые игрушки

 Принцип параллелизма, друзья – никто не отменял. Важные события в нашей жизни, важные для нас люди, значимые известия часто ходят взаимодополняющими друг друга парами. И иногда этот принцип напоминает о себе в самых, казалось бы, неподходящих для него ситуациях.

 Вот так, например, решишь отчего-то написать рецензию на очередную голливудскую нетленку-эпохалку с продолжениями («Чужой» - «Чужие»), посмотришь все четыре фильма, почешешь в затылке, не совсем понимая, о чём тут, собственно, писать – настолько всё прозрачно, элементарно и комично в нехорошем смысле этого слова, как случайно (?), пребывая в прострации и, я бы сказал – в состоянии интеллектуальной девственности после просмотра «Чужих», набредёшь на другой фильм, «Дитя человеческое», и вдруг – картинка сложится, кольцо замкнётся, и перед тобой появится законченное полотно.

 Итак, начнём с «Чужих» (Alien, 1979, режиссёр Ридли Скотт; Aliens, 1986, режиссёр Джеймс Кэмерон; Alien 3, 1992, режиссёр Дэвид Финчер; Alien Resurrection, 1997, режиссёр Жан-Пьер Жене). Это неверно хронологически (действие в «Чужих» происходит много позже), но очень верно повествовательно, так сказать, ибо события «Дитя человеческого» (Children of Men, 2006, режиссёр Альфонсо Куарон) являют собой ответ на коллизии «Чужих», да «Дитя» и снято на десятилетие позже.

 Расхожее представление о «Чужих» - фильм ужасов, кишки-кишки, тыдыщ-тыдыщ, что-то такое кроваво-подростковое, невразумительное, но оччччень стррашное, отчего-то ставшее культовым и обласканным кинокритиками кинематографическим событием. И оно, действительно – кино невесёлое, но несколько по иной причине. Главная героиня – офицер Рипли, пилот (впоследствии – бывший пилот) грузового космического корабля, попавшая в интересную переделочку. Далее, друзья - абстрагируемся от непосредственного сюжета (он, в принципе – довольно тривиален, много мы подобного уже насмотрелись, всякие космические монстры-черви-пауки) и попробуем увидеть, о чём же на самом деле повествует нам это многократно оскароносное кино.

 А повествует оно в первую очередь о тяжёлой бабьей доле современной западной (европейской, американской эт цетера) женщины. Офицер Рипли, имеющая дочку (которая впоследствии умирает), но не имеющая мужа, вступает в напряжённые сексуальные отношения с неким космическим монстриком, имеющим недвусмысленные фаллически-влажные очертания - очень настойчивым монстриком, надо сказать. Он всё пытается (мужчины в фильме сделать это уже даже не пытаются) оплодотворить Рипли способом, заставляющим вспомнить русскую поговорку о «хрене на рыло», но – не на ту напал, Рипли просто так не возьмёшь, да её вообще никак не возьмёшь, что она блестяще и доказывает все четыре серии.

 Первая серия заканчивается тем, что Рипли, после отчаянного сопротивления, всё же выбрасывает ухажёра в открытый космос через люк космического корабля, и только уж ну совсем не читавший Фрейда зритель не увидит в этом выбросе символического выкидыша. Рожать Рипли недосуг, у неё контракт и вообще – мир спасать надобно.

 Во второй серии Рипли узнаёт, что пережила свою дочь, затем – она опять отчаянно отбивается от влажного фаллического монстрика, в процессе этого обретает новую дочь и даже вроде бы начинает роман с мужчиной, каковой роман, впрочем – быстро угасает, толком не разгоревшись, ибо опять надо ж спасать мир, а в финале, Вы таки будете смеяться – Рипли опять производит символический выкидыш, почти буквально такой же, как в первой серии. Однако – тенденция.

 Пошли дальше. В начале третьей серии Рипли теряет и дочь, и возможного возлюбленного, и попадает в мужскую тюрьму, превратившуюся в нечто вроде мужского монастыря, но даже такое многообещающее окружение не заставляет Рипли изменить своим привычкам, и она никому не даёт. В смысле – не даёт ни малейшей надежды. То есть совсем. В процессе уже привычного махача с фаллическими монстриками Рипли вдруг с ужасом обнаруживает, что её таки поимели, в смысле – оплодотворили, и это кажется ей настолько непереносимым, что она по этому поводу бросается в жидкий свинец (привет Терминатору). Однако – опять тенденция. Сначала выкидыши (ну, или казни тех, кто проявил к ней сексуальный интерес, можно и так), а потом – самоубийство при известии о беременности. Прелестно…

 В четвёртой серии оплодотворённая Рипли уже не является вполне человеком. Запомним этот тезис: беременная женщина – не человек. И ей более двухсот лет. Молодость, мягко выражаясь – прошла. Ну, опять махач, тема преступного Синдиката, то-сё, и в кульминации – Рипли производит уже не выкидыш, а самый настоящий аборт своего собственного ребёнка с помощью вакуума (вакуум-регуляцию, так сказать).

 Нда… И что будет с рождаемостью в обществе, усвоившем (с помощью Оскаров) такие вот архетипы женского поведения? Вопрос, как говорится – риторический.

 И вот в момент осознания полной безысходности истории, рассказанной в «Чужих» (а история эта – о депопуляции, вымирании западного человека) на глаза тебе попадается фильм «Дитя человеческое», и ты понимаешь, что всё не так плохо )) Кино, конечно, тоже апокалиптическое (интересно, почему это кинематографисты самого вроде бы благополучного на планете «золотого миллиарда» рисуют будущее исключительно в виде зловонной помойки в полуразрушенных городах?), однако – там есть дедушка Ленин (!) и русская колыбельная (!), которые являют собой ориентиры на пути к свету (интересно, да?), и, самое главное – там есть Дитя. То будущее, которое принесла с собой на планету Рипли – будущее бесплодных женщин – стало реальностью, но, как оказалось: возможно Чудо, и корабль (не космический, а простой морской, не очень большой), названный в честь прохановской газеты «Завтра» (!)) уносит главную героиню туда, где женщины станут давать не только ценные советы, а рожать – не только Оскаров.
 
 Фильмы сложные, и не только лишь все их смогут досмотреть до конца, понимаю, но – если отнестись к ним с некоторой долей отстранённого юмора и хорошей долей анализа, то они вполне могут доставить Вам удовольствие )

Приятного просмотра Вам!


Рецензии