О русской поэзии

Иллюстрация автора

; Сторонники неточной рифмы (достаточной, т.е. имеющей право на существование, не говоря уже об оригинальности) фехтуют с приверженцами дольника; и, объединившись, одновременно при этом стреляются с приверженцами акцентного стиха. Апологеты древеснометалломускулаторной линии: (Державин-Батюшков-Маяковский) дуэлируют с фанатами певучей: (Жуковский-Пушкин-Блок). А зачем? №1.

; Переводы В.Жуковского это, с одной стороны, переводы как таковые,  а с другой стороны, самостоятельные стихотворения, потому что при переводе их на язык оригинала получаются самостоятельные стихи. В этом смысле, было бы небезынтересно сделать перевод чьего-либо стихотворения на язык №2, потом получившееся на язык №3, и т.д. дальше на все языки мира до языка №1 включительно и посмотреть, что же получится (если получится). №2.

; Темы Пушкина как в синтезе, так и локально: История, СПБ и Деревня, Религия, Наука, Зло и Добро, Мифопоэтическая основа и Фольклор, Любовь, Война, Богатство и Бедность, Юмор и т.д. Темы эти интересны всегда. №3.

; «Не оспаривай глупца…» Но если нет возможности выйти из дебатов? Тут нужен вид спора неадекватный в квадрате (и хорошо, если даже в чёрном). №4.

; В глубине А.Пушкина и Н.Рубцова светится чудо и тайна, но «простые» от поэзии восхищаются их поверхностным слоем и считают, что они также могут, а то и лучше. №5.

; Пробовал себя в поэзии Ф.Тютчев, вечно сомневаясь, поэт он или нет; Дж.Бокаччо стал родоначальником новеллистики, хотя писателем себя не считал;  японская фрейлина С.Сёнагон, написав для себя как безделку «Записки у изголовья», стала основательницей жанра дзуйхицу. А вот В.Бенедиктов и Н.Кукольник ни капли не сомневались в собственной «громокипящей» победоносности (хотя как отрицать у них наличие своего «бенедиктского» и «кукольного» таланта?) №6.

; Философичность поэтов тютчевской плеяды: П.Вяземского**, Ф.Глинки, А.Хомякова, С.Шевырёва, Л.Якубовича, В.Бенедиктова поглощает их стихи. А у Ф.Тютчева поэзия питается философичностью. Но все служат Поэзии. №7.      
** Который также и поэт пушкинского круга.

; Мистический директор с полугерметичным трилистником в петлице царскосельского сюртука – И.Анненский. №8.

; В «стихопарке», где любил гулять (и, наверное, гуляет и сейчас) И.Северянин, расставил разнонаполненные по пустоте, прозрачности и тумана сердечной грусти «безвременья» стеклянные статуи своих стихотворений К.Фофанов «Под музыку осеннего дождя…» №9.

; «Но тех, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном!..» Мы не понаслышке знаем то, что из такого выходит, и поэтому у современного интеллигента должны быть очки с прибором ночного видения и встроенным биноклем, пуленепробиваемый галстук (на всякий пожарный случай) и т.п. №10.

; Поэзия А.Блока – волшебный кристалл. Повернём его по часовой стрелки, и на гранях его стихов заискрятся стихи: В.Жуковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета. Повернём против часовой стрелки, увидим на его гранях стихи: В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Городецкого, А.Белого, З.Гиппиус, А.Ахматову, более туманно: К.Бальмонта, М.Цветаеву. Если Северный Полюс кристалла поменяем местами с Южным, то увидим на его гранях современных поэтов ещё в большем тумане**. И совсем уже смутные абрисы стихов будущих поэтов… №11.
_______________________________________________________
** Потому что, сколько же влияний ХХ века испытали они!

; Великий А.Блок служил осью, вокруг которой вращался Русский Серебряный Век на грани прошлого и будущего. Такое мнение было и в его бытность, и в последующее советское время. Но дальше его всё чаще стали определять, в лучшем случае, как одного из первых (если же вообще о нём намеренно или же как бы случайно не подзабывали). Это были: 1. Боящиеся правды круговерти мятежей символистических миров. 2. Ненавидящие всё русское; или же недоумевающие, а зачем оно, собственно говоря, нужно?; или же размышляющие – а вообще-то говоря, имеет ли оно место быть, это не пойми что - русское? 3. Непонимающие, а потому и уничижающее всё высокое, сложное и прекрасное, те, для которых «сапоги выше, чем Пушкин». 4. Интеллигентская чернь «нос по ветру». 5. Те, кто просто в силу ряда обстоятельств не в состоянии был понять, что такое символизм. 6. Недоумевающие, а как это спортсмен-победитель неофициальных соревнований по борьбе в СПб., несущий знамя впереди демонстрации, сочинял о Вечной Женственности (а потому и сочинял, что такой расклад). 6. А за компанию, и те, кто сделал вид, что нет, мол, никакого Петербурга А.Блока, а на нет и суда нет. Но рано или поздно всё возвращается на круги своя. №12.

; Считается, что Ф.Сологуб писал всю дорогу ровно; факт, что А.Блок после «12» сделал вывод о том, что он наконец-то гений. К.Бальмонт носил стихи в огромном портфеле по редакциям, удивляясь, что их все не публикуют, а только лишь выборочно. Как говорится, «Больше поэтов хороших и разных…» и мнений о том, как они пишут (а также их собственных мнений по этому поводу и по поводу тех, кто пишет о них). №13.

; Если Изысканный певец «вальса» со Смертью Ф.Сологуб загипнотизирован Её мистикой, то не менее изысканно отравленная Ею З.Гиппиус скорпионно жалит Равенством Добра и Зла. №14.

Серебряный Век
; На квартиру, где происходило заседание Религиозно-Философского общества, по ошибке нагрянула полиция с целью изъятия революционной литературы. Д.Мережковский так разволновался, что, уходя, в рассеянности надел на себя вместо шапки… кота, который в тот момент мирно дремал на верху вешалки. №15.

Серебряный Век 2
; С.Городецкий был Самым увлекающимся новейшими культурологическими течениями поэтом. И, став адептом мистического анархизма, заявил, что «каждый должен быть мистическим анархистом, потому что как же иначе». Этот от чистого сердца и в запальчивости произнесённый нонсенс стал тогда притчей во языцех. В подкрепление каждого утверждения добавляли «потому что как же иначе». №16.

; Если у К.Бальмонта в петлице фрака Оранжерейная Хризантема Всех стихий и цивилизаций, то А.Белый  сам есть БиоФрак конструкции Неодревнего Символа. №17.

; «Он на наших пирах не бывал» - напишет А.Блок о М.Кузмине с точки зрения символиста и имея ввиду пиры духовные. Посыпанный же изысканным нафталином, Владелец своей доходящей до плоскостной стеклянности «прекрасной ясности», писал зачастую вопреки себе как Герметик. №18.   

; Бело-Красный Лев Мистической Тавриды М.Волошин загадочен прозрачным стихом, но совсем уж нет прозрачности в не менее загадочном В.Иванове, Дайвере лабиринтов Антично-Старославянского стиха. №19.   

; «Ночной Европеец», прививший по его словам «классическую розу советскому дичку», – В.Ходасевич мог бы развернуть знамя таланта для всеевропейской школы русской поэзии и, значит, и для Аскета Метафоры с Кредо интеллекта в гербе – Г.Иванова. Мог, если бы это уже не сделала разнополюстная по страстности стиха с А.Ахматовой, её сестра в Аполлоне, Муза Белоэмиграции М.Цветаева. №20. 

; Продолжая исследование человеческой души, осуществлённое А.Пушкиным, Л.Толстым, Ф.Достоевским, С.Есенин, научившись лирической силе у А.Блока, но используя уже новые технологии письма, изобразил человека в космосе народных представлений о сказочном рае, но отравленного ядом декаданса и взвихренного хаосом многовековых метаний в нач. ХХ в. Не будучи сам «ходячей энциклопедией», он кружился в поле пересечений орбит «ходячих энциклопедий», и всё необходимое впитывал из них. Изображение духа и души человека, действующих соотносительно  предстояния перед Богом – главное в искусстве. И если А.Блок прежде всего поэт духа (как и М.Лермонтов), то для С.Есенина важнее душа. И каждый велик по-своему. №21.

; Сейчас повсюду афиши «Есенин. Хулиган». Почему же позабыли не менее мудрые определения: «Пьяница», «Бабник», «Молокосос» (умер совсем молодым)? Но еще Пушкин писал о том, что заглядывающие в замочную скважину великих писателей в поисках идентичности с собой, всё равно не станут такими. Как говорится: «Всяк пляшет, да не как скоморох!» №22.

; Для того, чтобы написать «Не расстреливал несчастным по темницам…», недостаточно жить в том урагане, где пьющие вино за одним столом палачи и будущие их жертвы имели возможность прорабатывать в хохме конкретные и гипотетичные взгляды на смерть, а нужно ещё и быть С.Есениным. №23.

; «Жизнь – обман с чарующей тоскою…» (С.Есенин). Выходит, что и стихи о жизни – обман? Но, минус на минус даёт плюс? Во всяком случае, у Есенина… №24.

; В.Жуковский, Н.Заболоцкий, В.Соснора, И.Шкляревский переводили «Слово о полку Игореве», и выявляли себя в нём. А если бы представить В.Хлебникова как древнерусского поэта (а в каком-то смысле слова он таким и был), то почему бы его не «перевести» каким-нибудь новым поэтам на свой стихотворный язык. А получившимся вариантам Экспериментатор Председательства на Земном Шаре не мог бы не аплодировать! №25.

Шедевры лирики «комсомольских поэтов» 
; «Баллада о гвоздях» Н.Тихонова; «Синие гусары» Н.Асеева; «Баллада о четырёх братьях» Дж.Алтаузена; «Бригантина» П.Когана; «Гренада», М.Светлова; «Любовь на Кунцевской даче» П.Васильева, которого в 1956 г. Б.Пастернак увенчивает лаврами молодой поэзии 30-ых г.г. №26.

; А.Несмелов, автор гениальной поэмы «Баллада о Даурском бароне», поэт-белогвардеец, оказавшийся в Харбине. Ему принадлежит весьма спорное утверждение о том, что Гражданская война раскрепостила зревшие внутренние силы народа, и о том, что и красные, и белые были сторонами одного треугольника, т.е., в конечном слове, единым целым. Но эта сентенция не помешала ему показать распад белого движения. №27.      

; Рассказы и стихи И.Бунина значительно сильнее его нобелевской «Жизни Арсеньева». №28.

; Было три Н.Заболоцких: 1) Монстриоз-Алогист, 2) Зверофилософ-Утопист, 3) Философ-Классик - Жёсткий Лирик. Иногда они собирались вместе… №29.

; Для того, чтобы ощутить вкус глубины и тонкости китайской и японской поэзии, можно ознакомиться с И.Шкляревским. №30. 

; Вспомнилось шкляревское: «Убило громом полицая…» Природа тайно наблюдала за ним, когда «Он из колодца воду пил…» И лермонтовское «Есть Божий Суд…» утвердилось сначала здесь, на земле. №31.

; Великий В.Высоцкий мог бы находиться в ряду наипервейших поэтов, если бы не находился в качестве «Живой Энциклопедии России ХХ в.» среди авторов-исполнителей: Мистического кавалергарда Любви – Б.Окуджавы, Вольного Казака питерского нотного стана – А.Розенбаума и т.д. №32.   

; И.Бродский – Ожесточённый эктравагантно-образный Критик, осознавший СССР как Империю, поставивший временные пространства превыше лаконичной афористичности, характерной как правило для классической лирической поэзии. №33.

; Трубадуры «Оттепели», Публицисты-моралисты, Шоумены стадионов, Лирик и Эксцентрик: Е.Евтушенко и А.Вознесенский. №34.

; Продолжающие «нить» Г.Горбовского должны иметь «профминимум» Г.Г.: знания культурологии и глубин народознания, чистоту души и веру, умение фиксировать тончайшие рефлексии по поводу парадоксов жизни и самой рефлексии. Но самое главное, всё это не должно быть пресным, а с изрядной толикой шебутноидности и шалапутности. С трагической безуминкой. №35.

; Супермонстры городской и деревенской событийной самобытности, традиционализма и новаторства, и даже не только по отношению друг к другу, но каждый Сам к Себе! В.Соснора и Ю.Кузнецов. №36.

; И не патриархальный, и не наимоднейший, а Доверительный Философ-Собеседователь навсегда – В.Шефнер. №37.   
;


Рецензии