Как я пишу эссе. 2001

Иллюстрация автора

Как я пишу эссе (Предварительные рассуждения)
25.02.2001

; Как известно, щи бывают густыми, среднегустыми и водянистыми. Это же касается концентрации отсылок в критических статьях к именам деятелей мировой и русской культуры. Поскольку я люблю щи густые, то и в своих работах практикую большую концентрацию. №1.

; Свои критические творения я определяю как «эссе», но если они приближаются к литературоведческим исследованиям, то ничего против сего иметь не могу. №2.

; Одна из главных целей всякого филолога заключается в том, что¬бы поставить литературное явление в систему координат течений искусств, исторических имён и непреходящих ценностей и, анали¬зируя его, определить его значимость и художественную идею. Чем больше «завязок», тем сложней и точней система оценок (де¬ло, естественно, не только в количестве взаимопересечений ис¬следуемого автора с другими, но и в качестве, с которым произ¬водится работа). №3.

; Чем более причудливые и рискованные ряды композиторов, филосо¬фов, художников, архитекторов, скульпторов, писателей выстраи¬ваются в процессе работы, тем лучше. Чем внешне монстриозней, тем сильней внутренне эффект. №4.

; Если исследуемый художник пера, кисти, резца или нот силён, то ему приятно побывать на страницах статьи в компании своих вел¬иких коллег, если он менее силён, то ему вдвойне приятней поб¬ывать в такой компании. №5.

; Рассматриваю автора и внутри него самого, и на расстоянии пуше¬чного выстрела, и как угодно. №6.

; Пытаясь определить сущность его таланта, вовсе не хочу, да и не могу раскусить его как орех. У любого творца есть своя защ¬итная аура, сквозь которую мерцает в конечном счёте «непознав¬аемое». №7.

; Я беру наиболее яркое, типическое (а не среднее и посредствен¬ное) в писателе. Ориентируюсь по его вершинам. №8.

; Видя написанное мною, исследуемый обьект статьи может культив¬ировать в себе наиболее значимые свои достоинства, а не впад¬ать в бешенство и уныние, как это происходит после встречи его с критиком злобным и ядовитым (хотя и такие, полагаю, весьма необходимы). Однако, оставляю право за собой быть змеежалым в будущем. №9.

; Одна треть в моей эссеистике - это исследование творчества пи¬сателя, вторая треть - присутствие меня, третья треть - карти¬на локальной квинтэссенции мировой и русской культуры, (рус¬скость должна в работе иметь как минимум «контрольный пакет»). Впрочем, все три части неразрывно связаны. №10.

; Будучи глубоко субъективным, не претендую на полное истолкова¬ние творческой сущности того о ком пишу, но лишь на яркое её осмысление. №11.

; Не считаю тех, о ком пишу, больными, а себя их доктором, а скорее наоборот, учусь у них творческому здоровью. №12.

; Стремлюсь к тому, чтобы каждая статья представляла собой самостоятельное художественное произведение вне зависимости от того, о ком она была написана. №13.
;

ИЗ «ПРОПИСНЫХ ИСТИН ХАОСКОСМОСА»
03.05.2000

; «...поэзия ставит преграды Нашей выдумке...» А если поэзия бе¬спредельна? №14.

; Можно исполнять любой обряд, не проникнувшись его запредельной сутью. И неизвестно, что это в большей степени - глупо или страшно. №15.

; Всё, что ни делается в мире, делается по велениям высших суб¬станций, которые порою хорошо   замаскированы под низшие. №16.

; Для того, чтобы продифференцировать этот мир, а затем проинте¬грировать его для создания своих художественных «стран» ХХI-го века (не всегда умопостигаемых писателями так называемой «реа¬льной школы», апологетов «пользы» искусства, на умы которых на¬деты шоры утилитаризма) требуется энергия, измеряемая не в ло¬шадиных силах, а в метафизических эквивалентах. №17.
;

НЕКОТОРЫЕ НЕКОТОРОСТИ
07.07.02

; Каждое из произведений какого-либо автора индивидуально, но все вместе они  представляют некую живущую по своим законам стихию (включающую иррациональные векторы), которая может иметь свое¬образные определения. №18.

; Бесхитростный рыжий Листок-Мотылёк или рыжий хитрый Лис. Кто из них правильнее ответит, почему осень рыжа? №19. 

; Стремлюсь сочетать в себе взгляд на мир людей разного возрас¬та, чтобы не упустить наиболее ценное, присущее каждому перио¬ду жизни. Естественно, подобное не всегда бывает возможным. №20.

; Реальность (7) наполнена: 1. мечтой; 2. смертью; 3. любовью; 4. сном; 5. инобытием; 6. культу¬рой. Мечта (1) наполнена:  2. смертью; 3. любовью; 4. сном; 5. инобытиём; 6. культурой; 7. реальностью. И т.д. Всё это и создаёт возможность для жизни в сверхреальности, об опытном постижении которой пишу, отдавая в том или ином случае предпочтение разным её компонентам. №21.

; С учётом вышесказанного, тема любви находится у меня в фактографических координатах: небесного света -  земной фантасмагории  и земного света – небесной фантасмагории. №22.

 ; Трагичность жизни и любви в большей степени очаровывает, чем разочаровывает, иначе, зачем же о ней писать. №23.

; Историческое время и время Бога не одно и то же. Индуизм пытается включить в себя православие (соответственно, всё христианство) как одно из воплощений своей религии. А почему бы не подумать о том, что индуизм и другии религии есть воплощения того или иного, что содержится в христианстве (для меня, соответственно, в православии), являющегося пиком всех религиозных представлений? Ведь Христос есть Бог и человек в одном лице, а аналогов не наблюдалось. Впрочем, конфессии на то и существуют, чтобы между ними велись споры. №24.

; У каждого оригинального критика или писателя есть нечто присущее только ему одному, его художественный «генотип», по котор¬ому его всегда можно узнать. Неискушённые в истории литературы путают это с «повторяемостью». №25.

; Коллаж в поэзии возможен в том случае, если используется «вклейка» не из «материала» поэзии. №26.

; Коллаж в художественной прозе возможен в том случае, если используется «вклейка» не из «материала» художественной прозы. №27.

; Роман – это архитектурный ансамбль. Книга рассказов – город с областью. №28.

; Как известно, рассказы могут иметь общую сюжетную линию, а могут и не иметь. Каждая моя фасета самостоятельна. Однако, при этом, ощущаю, что они начинают формироваться в некий «коралловый риф». №29.
;


Рецензии