Лист тетради в клетку...

Если верить классику, то время «или летит птицей, или ползёт червяком». Действительно – недавно подумалось, что последние 10-12 лет проживались в соотношении «год за два», а то вдруг почувствуешь, прикрыв глаза, запах цветущих южных вишен и абрикосов, и я – снова дома, в Ипатово. В руках – зелёная ученическая тетрадь, в ней – корявые строки. О чём? Естественно, о любви и смерти, о судьбе и времени, которое неумолимо «стекает с часов», и, подобно, янтарю, капсулирует в тягучих глубинах  наши дела, слова, мысли, поступки.  Мой поверенный – директор Ипатовской средней школы, Пётр Терентьевич Лукашевич, юношеские строки которого цитировал сам Евгений Евтушенко. В память о том времени – «сонном, розовом» - блоковском  и «осеннем, журавлином»-есенинском - несколько открыток от Лукашевича с просьбой трудиться, с напоминанием формулы успеха: 99% труда+1% таланта.

…И вот уже передо мною – лист тетради в клетку. На нём – не просто строчки о любви. Это – щедрый подарок, это – шуба с царского плеча, а ещё – доверие ко мне, взрослому человеку и учителю от тех 16-17 лет, которые случаются единожды. И что мне со всем этим богатством делать? Делиться!

Нравственные основы семейной жизни – факультативный курс, введённый в этом году в Мещовской средней общеобразовательной школе – совсем недавно предложил ребятам  поразмышлять на тему о дружбе и любви. В общем, ничего нового, те самые Вечные вопросы. В качестве подготовительной работы по теме – домашнее задание – посмотреть фильм «Вам и не снилось» режиссёра Ильи Фрэза. Ну, кто из советских зрителей не помнит мальчика Ромку, блестяще сыгранного Никитой Михайловским и Катю, «слепуху и монголку» в огромных очках, зелёном венке из кленовых листьев с заблудившейся в нём божьей коровкой?

Мальчики были более сдержанны девочки – эмоционально щедры. Мальчики - «Любовь как любовь!», девочки: «А можно полюбить с первого взгляда?» Вы только подумайте: девчонки восхищаются «Титаником», мальчики же не смотрели его ни разу!

Как итог нашей беседы – слова апостола Павла, вернее его Гимн Любви, эталон, по которому можно сверять собственное чувство – подлинное оно или нет:

«…Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт».

Последнее поразило ребят больше всего: «Как это «никогда»? А после смерти?

Чтобы не раскрывать читателю всех карт разом (впереди большой разговор о первых итогах преподавания факультатива), скажу, что предложила дома порассуждать над словами Гимна любви, впрочем, не очень надеясь на какой-либо результат, выраженный, допустим, лирической зарисовкой или стихами. Напрасно.

Как между прочим, Андрей Дуленков (10 класс) протянул тот самый лист, который заставил вспомнить свои школьные годы. Прочитать хотелось сразу, но я привыкнув откладывать вкусное «на потом», дотерпела-таки до дома. Читали вместе с супругом, не перестававшим удивляться услышанному: «Да они у тебя философы!"

Итак,

Гимн Любви Андрея Дуленкова.

О Любви придумано много рассказов,

Много стихов, песен и прочего,

Но, несмотря на количество сказанного,

Нельзя дать ей определения точного…

И, хотя, многие в мире пытались,

Каждый был по-своему прекрасен,

Но как бы все они не старались,

Кто-то был всё равно не согласен…

И о Любви стали думать чаще,

Кто бы то ни был: учёный, философ,

Но, чем больше они продвигались дальше,

Тем больше у них возникало вопросов.

Любовь… Что вообще за чувство такое?

Нет ответа на это практически.

Может, это что-то земное?

А может, появилось как-то космически?

Как это чувство измерить можно?

В каких лучше системах знаковых?

Или это совсем невозможно

И чувство Любви у всех у всех одинаково?

А может, это не чувство отчасти,

А какие-нибудь отклонения,

Симптомы которого – без повода счастье,

Учащения пульса и сердцебиения?

Имеет ли Любовь рамки, границы?

Насколько она скоротечна?

Или не врут духовные лица

И она вообще – бесконечна?

Может, всё же, она быть началом

Или всё неправильно это,

И она является отношений финалом?

Так много вопросов и так мало ответов…

Возможно, мой вывод будет для многих неясен,

Кому-то он не понравится чем-то.

Кто-то будет со мной не согласен.

Как и я не согласен был с кем-то.

Но я считаю, что любовь относительна,

Для каждого она значит своё…

Нет определения достаточно вместительного…

Слова не всегда смогут вместить в себя всё…

 

Я не раз говорила ребятам, что наш факультатив оставит гораздо больше вопросов, нежели предложит ответов. Цель учителя – показать дорогу, по которой должен идти вопрошающий. И потому - я желаю Андрею найти ответ на каждый поставленный им вопрос.


Рецензии