Учитель обожения

                Проповедь
               студента 4 курса бакалавриата Московской Духовной Академии
                Лужинского Рустика,
  предназначенная для произнесения в Семинарском Храме "Прп. Иоанна Лествичника"
                на всенощном бдении
26 марта 2016 года на тему: «Святитель Григорий Палама - как учитель обожения для
                каждого христианина»

                Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

    Дорогие отцы, братья и сестры, завершается вторая седмица великого поста и сегодня Русская Православная Церковь вспоминает и прославляет великого угодника Божия, которого называют многими славными именами: светильник православия, проповедник благодати, учитель обожения и т. д., но как бы его еще подобно этому не называли наш ум моментально вспоминает и отождествляет эти имена с удивительным Святым конца 13 и середины 14 века - Святителем Григорием Паламой. Он всю свою жизнь отдал на служение Христу и апологетике православных догматов.

      Давайте с вами сейчас зададим себе вопрос, что для нас лично значит - обожение? Это нечто статичное и теоретическое, или обожение для нас - объективная реальность, ради которой мы живем и готовы положить все свои силы и время. Этот вопрос совсем не праздный, т. к. в книге Откровений, черным по белому написано: «И не войдет в него (т.е. в Царство Небесное) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» . Но мы же, все хотим быть с Господом в Его святом Царстве, так почему же мы не предаем значения, стяжанию святости, почему мы не стремимся к тому, чего повелел достигать Сам Господь наш Иисус Христос, «будьте святы, потому что Я свят» , говорит Он со строк Священного Писания.

      Когда мы читаем Жития Святых, у нас может возникать мысль, ну нет это не для нас, мы на такое неспособны, эти Святые наверно были какими-то сверхлюдьми - пред избранными Богом, а кто мы такие, мы простые люди и с нас Бог много не спросит, святость - это не для нас! На это можно возразить словами Апостола Иакова: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» . Так стоит ли нам самих себя обманывать и жить тем самым в неведении, ведь когда мы предстанем пред Господом на страшном суде, то там среди сонма Святых будет и Свт. Григорий Палама, который, одним своим присутствием там, не даст нам соврать в том, что мы не знали, как нужно спасаться и как возможно обожение в этом суетном мире. Если мы в этой земной жизни не постараемся вникнуть в суть учения об обожении или по-другому говоря - святости, то эти знания будут для нас осуждением, как уже был осужден ленивый и боязливый человек с одним талантом, закопавшим его в землю и не захотевший ничего менять в своей жизни.

     «Что же нам делать?», как можно объять необъятное и достичь недосягаемое? На это есть одно универсальное средство на которое указывает Свт. Григорий – это Евхаристия! С помощью этого всемогущего средства сможет обожиться даже безграмотный или глухой человек, который не может прочитать или услышать, что-либо о Боге. Соединяясь со Христом телесно во время Евхаристии, христианин преображает все свои внутренние чувства, «оживляется» от греховной смерти и приуготовляет себя к жизни с Богом в Царствии Небесном . После Причастия, любой христианин может сказать словами Апостола Павла: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» .

     Но, чтобы настроится на истинное соединение со Христом, и не причастится себе в осуждение, необходим духовный настрой, который достигается с помощью второго средства предложенного Свт. Григорием – это молитва. Молитва – это не только разговор с Богом, это дыхание души, а без дыхания как мы знаем долго никто продержаться не может. Когда мы перестаем молится, мы начинаем духовно задыхаться и можем умереть для вечной жизни. Ап. Павел и множество других Святых напоминают нам: «Непрестанно молитесь» . Пока мы молимся мы смотрим на Господа разговаривая с Ним, а как только перестаем общаться с Царем всех Царей, так сразу появляется у нас новый «царь», - это или мы сами, или предмет нашего вожделения.

     Дорогие отцы, братья и сестры. Мы сейчас с Вами смогли выявить для себя в учении Свт. Григория Паламы, два важнейших аспекта с помощью которых достигается обожение – это Евхаристия и непрестанная молитва. Именно эти два средства, как два крыла птицы могут «принести» христианина к святости, т. е. обожению. А что еще может быть сладостней для души и тела христианина, как соединение со Сладчайшим Господом нашим Иисусом Христом и непрестанный разговор с Ним, тем более, что сейчас идут святые дни великого поста, в которые это делать намного легче, т.к. душа сбросив лишний вес грехов так и стремится взлететь к Небу! В чем да поможет нам своими святыми молитвами Свт. Григорий Палама - проповедник благодати и учитель обожения. Аминь.



                Список используемой литературы:
1) Священное Писание Нового Завета.
                Электронный ресурсы:
2) Мейендорф Иван Феофилович. Жизнь и труды Свт. Григория Паламы [Электронный ресурс]


Рецензии