Покров Пресвятой Богородицы

                Проповедь
                студента 4 курса бакалавриата Московской Духовной Академии
Лужинского Рустика, произнесеннная в Семинарском Храме " Прп. Иоанна Лествичника"
                на всенощном бдении
        13 октября 2015 года на тему: "Полнота заступничества и Покрова Пресвятой
                Богородицы – зависит от самих молящихся"

                Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

      Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Русская Православная Церковь празднует великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы, так несправедливо забытый Греческой Церковью, но с такой любовью празднуемый у нас в России. На службе прозвучал тропарь Покрову Пресвятой Богородицы и в нем мы просили себе и близким заступничества Царицы Небесной пред Ее Сыном, а также Покрова от всякого зла.

      «Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что, когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний» .
В связи с этим повествованием возникает вопрос, почему мы современные православные христиане, смотрим на Пречистую Богородицу, созерцая Ее на святых иконах, и не ужасаемся Ее величию и нашей греховности? Что же изменилось? Тут можно предложить два варианта: или мы стали лучше и ближе к Богу и можем так дерзновенно смотреть на Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, или наоборот мы настолько огрубели, что не видим, что есть что и кто есть, кто. Кто же мы есть на самом деле и хотим ли мы по-настоящему Покрова Царицы Небесной, или Ей приходится наоборот закрывать Своим Покровом других людей от нашего зла, которое исходит от нас, но которое мы к сожалению, не замечаем? Например, во время великой Отечественной войны и русские и немецкие солдаты молились Пресвятой Богородице, но одних Пресвятая Богородица слышала, а других нет. В чем же дело? Может и сейчас в этот праздник Пречистая Богородица не захочет слушать кого-то из нас. От чего же это зависит? Поищем ответ в службе этого дня.
 
     Сейчас на вечерне читались три паремии. Одна из них была посвящена «Лествице Иакова», по которой восходили и нисходили Ангелы Божии, на верху которой стоял Сам Господь Иисус Христос, обещая ему: «вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь» . Эта Лествица прообраз Пресвятой Богородицы через Которую Сын Божий Иисус Христос пришел и воплотился в этот мир. Мы с вами молимся в Святом Храме Прп. Иоанна Лествичника, который завещал нам постепенное восхождение на Небо с помощью «Лествицы добродетелей». Сама Пресвятая Богородица также не в одно мгновение стала Богородицей, но постепенно через смирение подготовила в Себе место для Спасителя мира, Который и преобразил Ее. Что же происходит с нами, когда мы просим о чем-то Пресвятую Богородицу, а сами одновременно являемся врагами Сыну Ее – делая отвратительные грехи; От зловония, которых не только сам Господь, но и наша Матерь – отвращается, хотя все знают насколько терпеливы бывают матери к своим детям и с какой любовью они стирают грязные одежды своих детей! С момента распятия Христа на кресте, Божия Матерь является нашей Мамой, и кто как не Она понимает и любит нас, но, если мы сами не захотим отдать свои грязные одежды в «духовную стирку», тогда и Царица Небесная не будет покрывать наши беззакония.

     Вторая паремия читалась о затворенных восточных дверях в Храме, через которые никто не мог пройти, но прошел Иисус Христос, но при этом они остались затворенными. Эти двери стали прообразом Богородицы, Которая стала Дверью вхождения Христа в этот мир. Мы с вами сейчас находимся в дивном Храме, но давайте задумаемся, о чем мы сейчас во время службы думаем? Если мы думаем не о Боге и Божией Матери, то здесь мы находимся только телами, а наше сердце далеко отстоит от нас. Оно или в магазине, или в кино или на прогулке, но только не здесь. А это значит, что мы за дверью Храма, и чтобы нам соединить наше тело с нашим духовным сердцем надо взмолиться Пресвятой Богородице о нашей духовной целостности и тогда Сама Пречистая откроет нам двери Храма и соединит то, что мы с таким безразличием разъединили – оставив молиться в Святом Храме лишь свое бренное тело, а самое ценное для Бога – бессмертную душу отдали соблазнам мира.
 
     Третья паремия читалась о Премудрости Божией Которая построила Себе Дом, т.е. Храм, где стала совершаться Евхаристия. Этот Храм тоже прообраз Божией Матери, который Она Сама в Себе подготовила для встречи Господа. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» . Каждый из нас является храмом Божиим, но не надо забывать, что есть не только благолепные Храмы, но и поруганные. Давайте задумаемся какой же Храм мы из себя представляем – Храм для Господа или Храм наших любимых страстей? И если мы осознаем, что согрешили пред Богом в том, что не смогли сохранить благолепие своего Храма, и обратимся за помощью к Нему и к примеру Пречистой Богородицы, Которая ничему нечистому не давала входить в Святая Святых Своего Храма. И даже если наш Храм испачкан нашими грехами, стоит только принести покаяние и пригласить Христа в наше Святилище, как Он не замедлит прийти и обитель у нас Сотворит.
     Дорогие отцы, братья и сестры! Господь все сделал для нашего с вами спасения, проторил путь в Царство Небесное, а Пресвятая Богородица показала нам пример как нам идти по этому пути, и Она готова покрыть нас своим омофором, если мы только этого искренно захотим, если мы попробуем отступить от своих грехов и ступить на Лествицу добродетели, если попытаемся вернуть свое сердце на место к своему телу в Храм и, если пригласим жить и властвовать в свой телесный Храм Христа – соединившись с Ним в Причащении Святых Христовых Тайн.

     Лествица, двери Храма и сам Храм вот три прообраза с паремий, которые нам предлагает Церковь в Праздник Покрова как образцы для подражания Царице Небесной. И Она, увидев наше старание, не замедлит откликнуться на наш зов, ведь Она наша любящая Мама, Которая покроет нас от всякого зла Своим Омофором. И чем больше мы найдем и сбросим с себя грехов и страстей, тем нам легче будет подыматься по Лествице к Дверям, а затем и в Храм Царствия Небесного, Которое может наступить уже здесь на земле в наших сердцах уже сегодня. Аминь.




                Список используемой литературы:
(1) - Священное Писание Нового Завета.
                Электронные ресурсы
(2) – Pravmir.ru. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravmir.ru/pokrov-bogorodicy-spravka-o-prazdnike/


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →