По конкурсу ПГ-3, Выступление
http://www.stihi.ru/2016/01/23/4075 - Итоги конкурса
Завершился третий, предпоследний тур конкурса «Птица Говорун», посвященный стилистике речи. Речь персонажа в том или ином виде присутствует во всех конкурсных заданиях этой серии: птица не просто так зовется Говорун: она постоянно выступает - вопрошает, призывает, декларирует, сетует, только каждый раз немного по-разному: сначала в диалоге с другим персонажем, потом - исповедально - с самой собою, а вот теперь наша Птица взлетела на трибуну и обращается к толпе с подготовленным текстом.
Есть два ключевых момента в понимании того, какие стихи годятся для этого конкурса - это ПОДГОТОВЛЕННАЯ РЕЧЬ и ПЕРСОНАЖ.
В качестве персонажа может быть тот, кто в стихах называет себя Я и ведет речь от первого лица. Этот персонаж - не сам автор, он тот, кто произносит речь от первого лица. И этот персонаж должен быть выписан и быть читателю понятным через содержание и особенности лексики его выступления. При этом речь должна быть конкретной, а не туманно запутанной («ни о чем или обо всем сразу, но очень красиво»), - она должна к чему-то призывать, что-то предлагать, от чего-то предостерегать, в чем-то убеждать ДРУГИХ. Не другОГО (не собеседника и тем более не мысленного собеседника), а конкретную группу другИХ лиц.
Здесь возможны два пути:
1. Написать послание «всерьёз» - как декларацию, призыв, обличение… В итоге часто получается «речевка» - рифмованное послание, над которым придется очень постараться, чтобы сделать его поэзией.
2. Написать выступление персонажа иронично, с юмором - с точной передачей особенностей его лексики. Если у вас хорошее чувство юмора, то этот путь легче первого.
На что обратить внимание:
Персонаж, пусть даже он и называет себя в стихах «Я», в своей речи должен говорить
- не сам с собой (это - не внутренний монолог);
- не с близким другом, не с любимым, не с противником и даже не с читателем (это - не лирика);
- не сообщать нам и о каком-то конкретном происшествии или истории (это - не рассказ в стихах!).
В данном конкурсном задании ПЕРСОНАЖ ОБРАЩАЕТСЯ С РЕЧЬЮ К АУДИТОРИИ.
Персонажу, который выступает нужно в первую очередь иметь, что сказать - он должен сформулировать свою точку зрения и к чему-то других призвать, ведь только такое выступление перед людьми будет иметь смысл. Речь должна быть ПОДГОТОВЛЕНА хотя бы по содержанию!
Как любитель пройтись по сайту, чтобы почитать новые публикации, я во множестве нахожу подобные стихи-речи, а точнее - «речёвки»: автор рифмует всё, что он услышал, узнал, и что у него накипело, и призывает других присоединиться к его мнению. Разницы между персонажем и автором в этом случае практически нет - мысли рифмует сам автор. Можно ли назвать это поэзией? Вряд ли. Я не люблю такие воззвания (хотя порой и сама их пишу - чтобы спустить пар и потом их через пару дней удалить!), но это вовсе не означает, что подобный жанр и такая стилистика выступления неприемлемы для поэзии!
Вспомним гражданские стихи-декларации А.Н.Некрасова («Сейте, разумное, доброе, вечное!» и «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»), А.С. Пушкина («Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»), М.Ю.Лермонтова («А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов…»). Разве это не прекрасные, не глубокие, не пронзительные образцы русской поэзии? Не важно, каким стилем мы пишем, важно, насколько талантливо!
Наперекор моим ожиданиям прихода на конкурс множества «речёвок», заявки в этот раз набирались медленно. И это скорее меня радовало: авторы и сами прекрасно понимают, что не все их декларации - это поэзия! ))) Но зато мне предлагалось множество стихов, которые полностью не укладывались в предлагаемую стилистику.
В приеме стихов я никому не отказываю: суть конкурсного задания - правильно выбрать нужную стилистику, поэтому побеждать в этой конкурсной серии должны не просто лучшие в поэтическом отношении стихи, а еще и ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННЫЕ ПО СТИЛЮ РЕЧИ стихи. А такой выбор - за участником.
Подходящих для номинации по данному критерию стихов в пакете оказалось менее половины: из всего пакета принятых заявок я нашла только 25, более или менее отвечающих конкурсному заданию - стилю речи (о качестве исполнения сейчас речь не идет). Почему так получилось, я затрудняюсь ответить: то ли наши авторы не чувствуют разницы в стилях речи - не задумываются об этом!- то ли они просто не выработали привычки внимательно прочитывать конкурсное задание, ориентируясь только на название конкурса.
Сразу дам несколько примеров стихов «не в тему»:
№1. Снежное. Алла Константиновская
Не осуждаю снег вчерашний
И прошлогодний не хвалю,
Люблю по белоснежной пашне
Пройтись в тиши по январю.
Люблю, когда с небес сегодня
Снежинками идёт пальба,
Как развлечение Господне,
Как магия и ворожба.
Душа поёт, когда сегодня
Снег валится, как звездопад,
Когда визжа по белым сходням
На санках дети с гор летят.
Люблю, когда ложась на крыши,
Объявит снег час тишины,
Когда он ветер прячет в ниши
Фасадов сказочной страны.
Как хороши снежинок танцы
И детских игр кутерьма,
Под снегопад, что встал на пальцы,
Со мною кружится зима.
Какая же тут речь, где тут выступление с трибуны - это просто симпатичная пейзажная или городская лирика!
№2 О, Родина! ты, как двуликий Янус. Попова Наталия Борисовна
О, Родина! ты как двуликий Янус,
Являешь миру разные обличья:
Как мать ласкаешь трепетно и славно,
Иль мачехой приносишь безразличье.
То солнца луч и ярких звезд свеченье,
То ураганов яростных безумье.
Весны благоуханье и цветенье
Иль тяжкий морок ноченькой безлунной.
Как птица Феникс, вновь восстань из пепла,
Красою обновленною порадуй,
И пышным цветом расцвети, окрепни,
Пусть отчий дом вновь будет нам отрадой.
Это тоже лирика - только гражданская. Представьте себе эту речь с трибуны (только без рифм) - не поймут ведь оратора: красиво говорит, но не конструктивно! )))
№3. Кукла-оберег. Поющий Ветер 8
Вновь придут сомненья кучей,
Если промолчу.
Так и быть! Из жизни случай
Рассказать хочу.
Год назад мне подарили
Куклу-оберег.
Нет лица, а руки - крылья,
Белая... Как снег.
Из тряпиц обычных свита,
Ленты перевязь.
Золотом на ленту влита
Оберега вязь.
На крючочек в изголовье
Вешали её,
Был чтоб лад, пришло здоровье,
Счастие своё.
…..
Хорошие стихи, да тоже не в тему: это рассказ в стихах, а не тема для выступления с трибуны…
Теперь давайте рассмотрим стихи, которые соответствовали номинации по стилю речи.
№4. Я готова к суду, господа. Вита Осенняя
Бросьте камень в меня – всё бывало:
И что плохо лежит, воровала,
Но всегда возвращала товар.
Я глазами алмазы искала...
Жизнь подсказок давала немало –
Для других предназначенный дар.
Забывала, что, с виду бесплатный,
Манит мышку приманкою сладкой
в мышеловке припрятанный сыр.
Так промчались года безвозвратно,
и душа потрепалась изрядно,
истощилась местами до дыр.
Больно бьют пресловутые грабли.
Вы на них наступали, не так ли?
Кто безгрешен? Без тени стыда
бросьте камень в меня. В наказанье
Бог по силам даёт испытанье.
Я готова к суду, господа.
Может быть, эта речь чуть более романтична и красива, чем требуется для выступления, но все же это речь - речь на суде перед людьми, покаянная речь.
№5. Рекламный ролик. Татьяна Шкодина 2
Я женщина-учёный. (Птица редкая!)
В НИИ трансплантологии тружусь.
Болезни, что не вылечишь таблетками
И средствами всезнающих бабусь,
Враз вылечим! (На то мы и обучены!)
Возьмет хирург зажимы, скальпель, нить
И орган, что болит и так вас мучает,
Он сможет вам на новый заменить!
Мы вырастим вам сердце, почки, лёгкие…
(Поставлено всё это на поток!)
От вас – деньжата (цены невысокие!)
А также волос или ноготок.
А если вдруг нежданно и негаданно
У вас погиб любимый хомячок,
Не плачьте! ДНК давно разгадана,
Наука резкий сделала скачок.
Мы повторим для вас хоть чёрта лысого!
(Ильич тут, безусловно, ни при чём)
Есть деньги? Разрешения подписаны?
Детали вы обсудите с врачом.
Ах, да! Недавно выявились умники:
Ругают клонов «мясом без души».
Несчастные! Копили б лучше рублики!
(Хотя - какие рублики? Гроши!)
Вы слышали? Уже в приличном обществе
Без клона обходиться – моветон!
Да мне самой клонироваться хочется!
(Домашних дел не сделанных – вагон!)
Вот, собственно, и всё. Мы ждем по адресу:
Москва, проспект Учёных, Желтый дом.
В приёмной обратитесь к Уго Чавесу –
Запишет к Гиппократу на приём.
Прием иронии над персонажем, от лица которого произносится рекламная речь, неправильности речи здесь не авторские, а персонажа, поэтому допустимы и приветствуются - они создают образ.
№6. Голосую за смертную казнь. Ольга Альтовская
Развелись, расплодились уроды
В либеральной терпимой стране.
Впору метку вводить «враг народа»
И отъявленных ставить к стене.
Скажут: «Было… Клеймили… Тем паче
Произвол породим на беду…» -
Понимаю. И хоть под раздачу,
Может статься, сама попаду,
Утверждаю всем сердцем и пылом:
Время чистить налипшую грязь.
Смерть маньякам, врагам, педофилам!
Голосую за смертную казнь!
Я прошла полосу всепрощенья
Со Христом, что святого святей.
Выступаю теперь за отмщенье
Ради жизни и счастья детей.
Чтоб не ведало их поколенье
Доли нашего – заживо гнить.
Чтоб идеи носителей тленья
В нашем времени похоронить.
А это речь-призыв, которая написана всерьез и очень хорошим поэтическим языком. Назвать ее «речевкой» язык не повернется, это - стихи.
№7. Беседа о вреде курения. Геннадий Солодилов
Итак, коллеги, разрешите мне
Начать беседу о вреде куренья.
Повесил я плакаты на стене,
Чтоб сделать всё понятней и скорее.
Посмотрим на сюжеты двух картин:
Мы можем познакомиться короче
С тем, что творят смола и никотин
С желудком, сердцем, легкими и прочим.
На левой – некурящий индивид.
Не лёгкие – мехи! Не сердце – помпа!
У печени и почек свежий вид.
А справа – срез куряки-остолопа:
Не сердце, а засохший баклажан,
Не легкие – мешки из-под картошки,
И память у курящих не свежа,
И... гм... всё чаще... так сказать... оплошки!
А вскоре станет досаждать склероз,
Мозг превратится в мелкие опилки.
Что? Алкоголь? Совсем другой вопрос,
Его мы можем обсудить в курилке.
Все условия конкурса полностью выполнены: персонаж делает выступление на конкретную тему, написано оно с иронией, интересно, персонаж здесь не просто носитель сообщения, но еще и выписан, как конкретная личность с присущими только ему одному особенностями речи.
№8. Перед вами мухомор! Елена Заостровцева
Я - мухомор! Я лучший из грибов!
Я - если вы не знали - гордость леса.
Наследный принц (а может быть, принцесса),
Я - солнце-гриб, скажу без лишних слов.
Нахал, вы говорите? Да, нахал!
Но бесподобно, празднично красивый!
Клубничный торт и капли взбитых сливок...
А ножка! Мир белее не видал!
Все от меня в восторге. Щедрый лес
Швыряет золотые луидоры.
Никто меня, красавчика, не съест:
Мы - баловни фортуны, мухоморы!
Как мне идёт мой ядовитый шарм!
Подумаешь, грибник меня не ищет...
Но я не стану будничною пищей!
Я - сам себе находка, приз - я сам!
Блестящ и строен, словно офицер,
Не просто гриб - Явление Природы!
Что вы сказали?! "Сапогом по морде"?!
Ей-богу, жаль, что вы не муха, сэр!
Еще один пример хорошей иронии. Выступление делает не человек, а гриб, мухомор, но что из того? Он узнаваем и очеловечен, он четко знает, что хочет сказать своей речью - прославить себя - и успешно это делает.
№9. В защиту мира. Обращение Матери. Елена Долгих
Мир всем вам, господа и дамы!
Я сегодня пришла сюда
Обнажить перед вами шрамы, (лишн зпт)
И сказать: «К нам пришла беда!»
На пороге войны Россия,
Хоть и Африка далека.
Наблюдаю опять в бессилье,
В сердце мается вновь тоска.
Вспоминайте, всё это было –
Смерть, пожары и детский плач,
Не закопанные могилы,
Усмехающийся палач.
Неужели допустим снова
Свист шрапнели, разруху, боль?
Неужели вы все готовы
Дать такую детям юдоль?
Я прошу вас, оставьте споры,
И услышьте глас матерей,
Ведь война начинается споро
Ненавистная… Сыновей
Хоронить, уж поверьте, страшно…
Дай вам Бог, (лиш зпт) не увидеть (зпт) как
Вмиг седеют виски, и влажный
Зажимает отец кулак…
И солдаты неровным строем…
И тоскующий стон: «Сынки!»
У меня на погосте трое,
Им четвёртый носит венки.
Умоляю вас, заклинаю,
Не пустите на землю мрак!
Всё сказала, как понимаю…
Вы простите, коль что не так.
Прекрасные, пронзительные, искренние стихи - речь матери, обращенная ко всем людям. С удовольствием дала бы им и более высокий балл, но есть несколько ошибок в пунктуации - по условиям ДАННОЙ КОНКУРСНОЙ СЕРИИ стихи должны быть еще и грамотно записаны. В будущих сериях рисковать, предлагая такие завышенные требования, я больше не буду: к сожалению, для многих из нас грамотная пунктуация - это завышенное требование!
P.S. Когда я готовила эту статью, то еще не знала, что по сумме очков стихи Елены Долгих войдут в пятерку призеров конкурса. Приз она получит, но диплом лауреата, к сожалению, нет: если уж решено было не номинировать в ДАННОЙ серии стихи с ошибками пунктуации, то я вынуждена этому следовать до конца серии.
№10. Ганеша. Посредник Для Связи
Мой хобот слоновий – мутация. Божественно сказочный лик...
И все мастодонты – в прострации, а мамонт обрушился в Стикс!
Возиться с назойливой мухою мне даже совсем недосуг! –
Что делать с повальной разрухою, на землю свалившейся вдруг?
Пугать изменением климата не надо так в поте лица:
Молитесь на символ алхимии, что в виде Змеи и Яйца.
Легенды и мифы народные на бивнях нельзя вырезать! –
Я данные ваши природные ногами могу растоптать.
Ушами похлопав громадными, махнув напоследок хвостом,
Я мускульной силою ладною весь мир завоюю. Потом…
Да что вы так странно все глянули на мой столь внушительный вид
И сразу в испуге отпрянули… Удачный, наверно, гибрид?!
Речь говорит выдуманный персонаж -мифическое существо, индийский бог Ганеша. Условия конкурса по теме тоже выполнены - это выступление, обращенное в массы.
№11. Кто же ты. Созерцающая Много Раз
Кто же ты, человек– эмбрион и частица вселенной,
Властелин над природой, в дерьме копошащийся червь?
Прожигающий дар, (лишн зпт) видеть мир... В униформе военной
Сам себя ты безумно пред Богом и жизнью отверг.
Небо хмуро и злится от запаха затхлого смерти,
А земля, захлебнувшись кровавой рекою, орёт...
Умоляю: одумайтесь, хватит, довольно, не смейте!
Может быть (зпт) нам остался последний растерзанный год...
Пустота жаждет плоти, раскрыв от желания глотку,
Ей не всё ли равно чью судьбу на фантомы дробить...
С высоты мироздания век – абсолютно короткий,
Между нами одна пуповины тончайшая нить.
Во-первых, не все в порядке со знаками… Со стилем тоже - стиль на границе с лирикой - слишком образно для выступления, слишком много красивых размышлений, но очень мало конкретики - к кому конкретно человек все это говорит и что он предлагает делать (или не делать)? Не поймет народ такое выступление! ))))
№12. Думы читающего поколения. Галина Смелова 2
Дети ныне сплошь акселераты:
Знания, как колу, пригубя,
Не читая, думают, - пираты
Все «по типу» Джека Воробья.
Им не снятся подвиги и шпаги,
Рыцари и мифов чудеса.
Честь – лишь слово, как и дух отваги.
Алые «не греют» паруса.
Герб Айвенго, круглый стол Артура,
Прерии, индейцев племена,
Сердце Данко, сердце Бонивура...
Вы о чём?! Иные времена.
«Гарри Потер», «Сумерки» и «Тачки»,
Монстры, катастрофы, блеск казны,
Игры в «компе», сериалы-жвачки
Иль кино, где просто экшн-ржачки,
Смотрят жадно Родины сыны.
Сколько их, не найденных мечтою!
Немы души, холодны сердца,
И вопрос: «Чего я в жизни стою?» -
Вряд ли понят ими до конца…
…
Сказы предков – мудрость поколений,
Классиков заветы – дум посыл,
Песни бардов, нерв их откровений –
Кладезь и источник светлых сил.
Этот путь – тревожней и сложнее:
Рядом иномарок воронье!
С детства знали мы: всего важнее –
«Отчее», «родимое», «свое».
Крови зов, духовность… иль иное?
Справишься ли с выбором, страна?
Из потопа книг – ковчегом Ноя –
Лучшие спаси на времена.
И – как знать! – когда-нибудь потомки
Скажут (иль подумают в тиши):
«Вот писали, предки... Как соломки
Щедро подстелили для души».
А здесь наоборот: поэзии слова почти нет, но зато очень конструктивно и насущно -важно для всех, кто слышит это горькое предостережение!
№13. У ног растущей вширь Москвы... Янина Юдина 2
В наш век - лихой да окаянный -
Так мало в окнах синевы...
Оставьте домик деревянный
У ног растущей вширь Москвы!
Прелестный штрих эпохи прошлой,
Преданье милой старины,
Куда из жизни суматошной
Мы ускользнуть ещё вольны...
Ну, в самом деле, что вам стОит,
Взяв грамм у жалости в кредит,
В век монотонных новостроек
Вдруг снизойти:"Да пусть стоит!.."
И, скрыв за чёлкой взгляд стеклянный
На покосившийся забор,
Оставить домик деревянный
Вердиктам всем наперекор...
Здесь в ряд уложенная ловко
Под молотка упорный стук
Из тёмных брёвен плиссировка
Хранит тепло умелых рук...
Здесь, слух лаская, ставня скрипнет,
Едва умолкнет детвора...
И к абажурам жёлтым липнет,
На свет слетаясь (зпт)мошкара...
Тут юности былой услада
В листве трепещущей живёт. (здесь бы зпт, а не тчк)
И аромат весны из сада
Уснуть так долго не даёт!..
Здесь ночи ровное дыханье
Встречает утро в чудных снах.
Здесь так нежны воспоминанья
О невозвратных временах!..
Скорее, это все-таки лирика, а не выступление: представьте себе данного оратора в аудитории, которая слышит его три красивые оследние строфы… Поэтично, справедливо, но не совсем такой стиль к месту для выступления - не поймут! )))
№14. Струны нашего мироздания. Тося Кузнецова
Струны нашего мироздания
Натянуты уже до предела.
Две ипостаси творят в созидании:
Добро и зло. Какого ждем удела?
На Голгофе за грехи человечества
Жизнью Христос расплатился,
Но все так же сыны Отечества
В войнах гибнут. Гнев по Земле разлился.
Зло источающие, забыв про расплату,
В крови и богатстве купаются.
Властители мальчиков посылают в солдаты
И меж собою, как псы ненасытные, лаются.
Простые люди стали изгоями -
Бегут из домов от бомбежек и смерти.
Бывает, и умирают героями,
Но без сочувствия в земной круговерти.
Санкции, ложь, террор и проклятия…
От тявканья шакальего эфир задыхается.
Зло и добро, мир и война как понятия
В болоте, злобой кишащем, не различаются.
10010100100
010001000100100
1001100100100
010010010000100
Одумайтесь, люди! Включите разум!
Откиньте прочь фальшивые призывы!
Пора со всеми войнами кончить разом -
На жизнь вдохновляют добрые мотивы!
Стихи начинающего автора - скорее рифмовка мыслей, чем гармония ритма и хорошо подобранные рифмы. По содержанию - годится, но по технике исполнения пока слабо -глаголы выставлены на конец строки, меняется тип рифменных окончаний от строфы к строфе, неровный ритм - почему стихотворение прошло номинацию по технике, не совсем понятно…
№15. Скрипач. Аня Федотова
Остановитесь, люди, на мгновенье,
Послушайте же скрипку в переходе,
Скрипач играет так самозабвенно,
Не замечая СУЕТЫ В НАРОДЕ.
Вы так спешите по своим ДЕЛИШКАМ,
Монету бросив на бегу в коробку,
Прошу, возьмите, люди, передышку,
Проникните В ОДНУ ХОТЯ БЫ НОТКУ.
Вчера скрипач играл в концертном зале,
И вы внимали каждой смелой ноте,
В партер БИЛЕТЫ ДОРОГО ДОСТАЛИ, (лекс. ош.)
И был вчера скрипач у вас в почете.
Сегодня он играет в переходе,
На нем не фрак - обычный серый свитер,
Но скрипка Страдивари в свОем роде (распад ритм ударения))
Единственная, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ. (инверсия выражения)
И ИЗДАЕТ она все те же ЗВУКИ,
Что вам вчера в партере слух ласкали,
И, аплодируя, взлетали руки,
И скрипача на бис вы приглашали.
Но окунувшись в полдень в суматоху,
ВЫ отключились от духовной связи,
И погрузились ВЫ в свою эпоху,
Не слыша чувства в музыкальной фразе.
Остановитесь, люди, на секунду,
Прислушайтесь к мелодии прекрасной,
Учитесь слышать, видеть, верить в чудо,
Чтоб ЗАЗВУЧАЛА СКРИПКА НЕ НАПРАСНО. (не то время глагола - чтоб звучала)
Слабая техника исполнения: построение фрази и выбор слов не везде удачны, много строк начинаются с И (без смысловой необходимости), много ритмических заплаток - случайных слов- заполнителей строки… Коробит слух отнесение МЕЛОДИИ скрипки только к «изданию звуков» и «ноток». Тема выступления здесь обозначена, но мне трудно понять, к какой аудитории обращается персонаж, стоя в переходе метро? К проходящей мимо толпе? Здесь скорее стиль послания к мысленному слушателю, чем выступление перед конкретной публикой. Почему стихи, которые не проходят номинацию даже по технике исполнения, получили столь высокие места от 4-х судей, я откровенно не поняла.
P.S. Когда я готовила эту статью, то еще не знала, что по сумме очков стихи Ани Федотовой войдут в пятерку призеров конкурса. Приз автор стихов, конечно же, получит, но диплом лауреата, нет.
Примеров достаточно. Авторы остальных стихов на примере рассмотренных произведений могут сами сделать выводы о соответствии (или несоответствии) их конкурсному заданию.
Следующий и заключительный тур Птицы Говорун - «Выплеск чувств». - http://www.stihi.ru/2016/01/06/3153
Там тоже требуется написание речи персонажа, обращенной к реальному человеку (или к людям), только речь эмоциональная, не подготовленная заранее - выплеск того, что «накипело». В этом туре важно не спутать стилистику речи с лирикой, где персонаж изливает душу себе или повествует о себе мысленному собеседнику.
Буду рада вашим заявкам на 4 тур. Победитель всей серии «Птица Говорун» будет выбираться по суммарно набранному числу очков СРЕДИ ТЕХ АВТОРОВ, которые участвовали ВО ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ ТУРАХ!!!
С уважением, Ваша АлКора.
Свидетельство о публикации №116012305004
С уважением,
Вита Осенняя
Вита Осенняя 26.01.2016 22:14 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 28.01.2016 07:48 Заявить о нарушении