Чёрный квадрат Малевича и салатница с яблоками

     Чёрный квадрат...
     Интересно, можно его разгадать до конца?
     Существует много вещей, которые нельзя разгадать до конца. Бесконечность Вселенной, рецепт бабушкиных пельменей, которые я соблюдаю в точности, а получается чушь; поэзия Пушкина, например. Так что квадрат Малевича, думаю, в принципе разгадываем.
     Однако, это всё же возможно в том случае, если разгадка существует. Самой неприглядной разгадкой  в данном случае будет её отсутствие. Искали валенки, выглянули в окно - июль-месяц... Обидно, господа.
     Помню одну версию разгадки... К сожалению, не помню, кто автор, но именно она подтолкнула меня разгадывать шедевр, который доступно нарисовать моему трёхлетнему племяннику(согласитесь, это само по себе очень интересно...) Итак, версия такова. Вначале Малевич нарисовал весьма приглядную и доступную пониманию картину, исключающую значительный размах вариантов её толкования(из соображений тактичности опустим, что некоторые по этой версии предположили в первоначальной картине обнажённую женщину, другие пейзаж, третьи вообще чёрт-те что). Но эта картина ему не понравилась, и подобно писателю, кормящему своими исписанными листами камин вместо дров, он просто взял и закрасил с горя картину чёрной краской... Я был маленьким, и эта то ли версия, то ли анекдот, тогда показалась мне очень правдоподобной. В самом деле, я не понимал, зачем мне платить большие деньги за это сокровище, если выключенный телевизор, например, или просто картина, нарисованная моими закрытыми глазами, ничуть не уступает ему? В школе я мог за несколько секунд плотно заштриховать квадратик тетрадки чёрной ручкой и почувствовать себя гением. Это, конечно, заставляло меня задумываться об обратном: а вдруг и правда, что эта картина - шедевр? А вдруг правда я за несколько секунд нарисовал шедевр? Ура? Честности ради: фигурные, объёмные 3d кресты в тетрадке в клеточку, которые рисовали мои друзья, впечатляли меня куда больше, но я не всегда мог их повторить, хотя чего проще: клеточки везде одинаковые, надо лишь в точности обвести линии клеточек.
     Ещё версия. Малевич поспорил со своим другом, что нарисует картину с закрытыми глазами. И получилось то, что получилось... Это тоже похоже на анекдот... А как же серьёзно?
     Ладно, серьёзно. Самое главное что в искусстве? Когда я читаю Пушкина, когда я смотрю картины Караваджо, например, или Шишкина... Всё это будит чувства. Это не просто люди, это не просто лес... Сфотографируйте девочку с тарелкой с персиками - вы не станете Серовым. Если мой племяшка нарисует зелёную ёлочку, это будет прекрасно, и умилительно. Но это будет совсем не та шишкинская сосна, могучая, зелёная, хранящая в себе как будто русские века, что ли... Особая передача цвета, кисти - всё это очень тонкий разговор с сердцем человека, он, конечно, должен домысливать, фантазировать, но согласитесь, шишкинская сосна толкает вас в душу точнее, чем, например, схематичный ярко-зелёный мазок на белом фоне(это я упрощаю сосну, но не до упрощения картины Малевича).
     Самое главное, вы должны спросить себя: что в вас будит этот квадрат? К чему аппелирует? К вашей нежности, как картины Серова, Бугро, Караваджо, любви, упоению, умилению, горечи, скорби(или к божественному, как белые и светлые краски на  знаменитой открытке XIX века "Сожжение Жанны д'Арк", где она предстаёт в образе святой)? Какие струны это произведение искусства, этот квадрат, задевает внутри? Да никакие. Пустота... но и пустота, господа имеет очарование:
               Я пережил свои желанья,
               Я разлюбил свои мечты;
               Остались мне одни страданья,
               Плоды сердечной пустоты.
                (А. С. Пушкин)
     Чувствуете разницу? Искусство должно будить фантазию, но наталкивать на неё. Оно должно быть не примитивным. А то так можно и зелёный круг нарисовать и сказать: "Посмотрите, какая интересная работа... Как блестит на солнце салатница, как переливаются в ней кусочки фруктов, сочные апельсины, красные яблоки..." И спросить: "Не видите этого в зелёном кружке? Так у вас просто воображения нет! Другой вот, например, увидел здесь зелёный лес... Покруче, между прочим, всех ваших шишкинских сосен... Ведь воображение - чудная вещь! И это здОрово, что каждый находит своё в этом творении..."
     Нет. Это не здОрово. Или не здорОво...


Рецензии
Малевич не прогадал со своим квадратом. Сколько людей о нём рассуждают, а стоит ли?
Посмотрите здесь ссылку на эссе Татьяны Толстой - и вопрос можно закрыть навсегда.

http://www.stihi.ru/2013/10/19/7260

Тамара Залесская   18.10.2016 13:15     Заявить о нарушении
Тамара, эссе с большим любопытством прочитал. Действительно, значительная и крайне интересная вещь. Очень много сказано и верно. Мне близок взгляд, что это можно рассматривать как плевок(неважно, вольный или невольный) высокому искусству, взывающему к душе, как протест против того замечательного и так трудно открытого пути, найденного человеком ранее. Большое спасибо за информацию.

Александр Ивин 3   18.10.2016 13:48   Заявить о нарушении
Я смотрю канал "Культура" и обращаю внимание на то, как часто в новостях сообщают о выставках, где экспонируются работы "великих" и дорогих художников, известных нам и только что раскрученных (здесь многое зависит от галеристов и аукционистов). И я удивляюсь, как упорно внедряют в сознание богатых порядком надоевший авангард. Ну и пусть покупают!

Тамара Залесская   21.10.2016 13:38   Заявить о нарушении
Однако, это забавно, когда платят бешеные деньги за начернченные от линейки жёлтые треугольнички на красном фоне) Современная "элита" не элита, потому что вообще понятие "богач" не равно понятию "элита" и вообще слабо связано с ним(не то время, когда к богатству приводили тяжёлый труд и смекалка), поэтому обладать художественным вкусом, чутьём и уж тем более приобщаться к культуре им не обязательно) Кто-то же и творения Донцовой значительной литературой считает. А ведь это просто бизнес и принижение художественной планки, вымарывание художественного вкуса. Так и здесь - безвкусица. Покричать покричат, а время расставить всё на свои места, "раздаст всем сёстрам по серьгам".

Александр Ивин 3   21.10.2016 13:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.