Чёрный квадрат Малевича и салатница с яблоками
Интересно, можно его разгадать до конца?
Существует много вещей, которые нельзя разгадать до конца. Бесконечность Вселенной, рецепт бабушкиных пельменей, которые я соблюдаю в точности, а получается чушь; поэзия Пушкина, например. Так что квадрат Малевича, думаю, в принципе разгадываем.
Однако, это всё же возможно в том случае, если разгадка существует. Самой неприглядной разгадкой в данном случае будет её отсутствие. Искали валенки, выглянули в окно - июль-месяц... Обидно, господа.
Помню одну версию разгадки... К сожалению, не помню, кто автор, но именно она подтолкнула меня разгадывать шедевр, который доступно нарисовать моему трёхлетнему племяннику(согласитесь, это само по себе очень интересно...) Итак, версия такова. Вначале Малевич нарисовал весьма приглядную и доступную пониманию картину, исключающую значительный размах вариантов её толкования(из соображений тактичности опустим, что некоторые по этой версии предположили в первоначальной картине обнажённую женщину, другие пейзаж, третьи вообще чёрт-те что). Но эта картина ему не понравилась, и подобно писателю, кормящему своими исписанными листами камин вместо дров, он просто взял и закрасил с горя картину чёрной краской... Я был маленьким, и эта то ли версия, то ли анекдот, тогда показалась мне очень правдоподобной. В самом деле, я не понимал, зачем мне платить большие деньги за это сокровище, если выключенный телевизор, например, или просто картина, нарисованная моими закрытыми глазами, ничуть не уступает ему? В школе я мог за несколько секунд плотно заштриховать квадратик тетрадки чёрной ручкой и почувствовать себя гением. Это, конечно, заставляло меня задумываться об обратном: а вдруг и правда, что эта картина - шедевр? А вдруг правда я за несколько секунд нарисовал шедевр? Ура? Честности ради: фигурные, объёмные 3d кресты в тетрадке в клеточку, которые рисовали мои друзья, впечатляли меня куда больше, но я не всегда мог их повторить, хотя чего проще: клеточки везде одинаковые, надо лишь в точности обвести линии клеточек.
Ещё версия. Малевич поспорил со своим другом, что нарисует картину с закрытыми глазами. И получилось то, что получилось... Это тоже похоже на анекдот... А как же серьёзно?
Ладно, серьёзно. Самое главное что в искусстве? Когда я читаю Пушкина, когда я смотрю картины Караваджо, например, или Шишкина... Всё это будит чувства. Это не просто люди, это не просто лес... Сфотографируйте девочку с тарелкой с персиками - вы не станете Серовым. Если мой племяшка нарисует зелёную ёлочку, это будет прекрасно, и умилительно. Но это будет совсем не та шишкинская сосна, могучая, зелёная, хранящая в себе как будто русские века, что ли... Особая передача цвета, кисти - всё это очень тонкий разговор с сердцем человека, он, конечно, должен домысливать, фантазировать, но согласитесь, шишкинская сосна толкает вас в душу точнее, чем, например, схематичный ярко-зелёный мазок на белом фоне(это я упрощаю сосну, но не до упрощения картины Малевича).
Самое главное, вы должны спросить себя: что в вас будит этот квадрат? К чему аппелирует? К вашей нежности, как картины Серова, Бугро, Караваджо, любви, упоению, умилению, горечи, скорби(или к божественному, как белые и светлые краски на знаменитой открытке XIX века "Сожжение Жанны д'Арк", где она предстаёт в образе святой)? Какие струны это произведение искусства, этот квадрат, задевает внутри? Да никакие. Пустота... но и пустота, господа имеет очарование:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
(А. С. Пушкин)
Чувствуете разницу? Искусство должно будить фантазию, но наталкивать на неё. Оно должно быть не примитивным. А то так можно и зелёный круг нарисовать и сказать: "Посмотрите, какая интересная работа... Как блестит на солнце салатница, как переливаются в ней кусочки фруктов, сочные апельсины, красные яблоки..." И спросить: "Не видите этого в зелёном кружке? Так у вас просто воображения нет! Другой вот, например, увидел здесь зелёный лес... Покруче, между прочим, всех ваших шишкинских сосен... Ведь воображение - чудная вещь! И это здОрово, что каждый находит своё в этом творении..."
Нет. Это не здОрово. Или не здорОво...
Свидетельство о публикации №116012310452
Посмотрите здесь ссылку на эссе Татьяны Толстой - и вопрос можно закрыть навсегда.
http://www.stihi.ru/2013/10/19/7260
Тамара Залесская 18.10.2016 13:15 Заявить о нарушении
Александр Ивин 3 18.10.2016 13:48 Заявить о нарушении
Тамара Залесская 21.10.2016 13:38 Заявить о нарушении
Александр Ивин 3 21.10.2016 13:50 Заявить о нарушении